РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Advertisements

Образовательные (педагогические) технологии МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Педагогические технологии в образовательном процессе vlad.
Современные образовательные технологии в урочной деятельности.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
Инновационные педагогические образовательные технологии.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.
МОУ «СОШ 1» г. Магнитогорска Чмеленко Е.Ю., зам. директора по УВР.
Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
Современные педагогические технологии. Педагогическая технология - систематическое Педагогическая технология - Это - системный метод создания, применения.
Технология как способ развития качества образования.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология развивающего обучения Технология интенсификации.
«Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
Абдульманова Л.В. Классификация Классификация педагогических технологий.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЛИ КАК УЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНО? Валентина Михайловна Канашина, методист ММЦ 2011г.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования» Инновационные коррекционно- развивающие технологии в работе учителя-логопеда, учителя- дефектолога с детьми, имеющими трудности в обучении Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Тема: Инновационные коррекционно- развивающие технологии в работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми и, имеющими трудности в обучении Лекция 2. Инновационные технологии в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Меню лекции 1.1. Источники педагогических технологий. Понятие педагогической технологии Структура педагогической технологии Проектирование технологии обучения Классификации технологий обучения.

Источники педагогических технологий Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, составляющие систему «человек - техника - цель». В этом смысле технология - совокупность методов изменения состояния, свойств, материала в процессе производства продукции. Характерные признаки технологии: процессуальность; системность; проектированность; эффективность.

Источники педагогических технологий Второй источник - педагогические процессы. А. Макаренко называл педагогический процесс «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники»: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Краткие исторические сведения

Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно». Краткие исторические сведения

Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения «педагогической технологии» как системы или системного метода. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования». Определение «педагогической технологии»

М.И. Махмутов: «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». Внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. «Запрограммированный» и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особенности. Выяснить, на что она направлена, во имя чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях учителю. Определение «педагогической технологии»

ПТ - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. ПТ - это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. ПТ - это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на основе проектирования всех учебных ситуаций (Пальчевский, Фридман). ПТ - это описание, проект процесса формирования личности (А.П. Беспалько). Определение «педагогической технологии»

ПТ - это научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса (Цветков). ПТ - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США). ПТ - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Определение «педагогической технологии»

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Определение «педагогической технологии»

Цели обучения. Содержание обучения. Методы обучения. Средства педагогического взаимодействия. Формы организации обучения. Результаты деятельности Структура педагогической технологии

Постановка дидактической задачи Анализ целей обучения. Определение на этой основе содержания учебного предмета. Содержание обучения, определяемое учебным планом и программой: отбор значимого материала и его структурирование; отбор примеров и доказательств; актуализацию аксиологического аспекта предмета; приобщение к мировой культуре и создание духовной среды; усиление воспитательного аспекта в образовательном процессе; аксиологизацию содержания как процесса соотнесения ценностей культуры с личным и социальным опытом; отбор заданий, направленных на формирование УУД. Определение исходного уровня готовности к обучению Проектирование

Учет ограничений, налагаемых на учебно-материальную базу и организационную сторону обучения. Деятельность преподавателя по проектированию технологии обучения, обеспечивающей решение дидактической задачи, заключается в подборе и разработке методов, форм и средств обучения, т.е. в формировании инструментария дидактического процесса. Таким образом, в результате анализа дидактической задачи определяются адекватные ей методы, формы и средства и условия обучения. Постановка дидактической задачи

В. Гузеев, докт. пед. наук, выделяет четыре основные идеи, вокруг которых концентрируются разработки технологий: 1)укрупнение дидактических единиц; 2)планирование результатов обучения и дифференциация образования; 3)психологизация образовательного процесса; 4)компьютеризация. Постановка дидактической задачи

Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия. Деятельностный подход

Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий (явно или неявно). Выделяются виды деятельности учителя и учащихся, направленные на осуществление необходимых процессов полного цикла учебно-познавательной деятельности (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация новой информации), последовательность выполнения которых приводит к достижению поставленных целей. Основная идея здесь заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - создавать для этого необходимые условия. Деятельностный подход

Способ проектирования целей обучения: цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать). Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт». Деятельностный подход

Способ проектирования целей обучения: цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся (причем таких, которые можно надежно опознать). Наиболее оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной деятельности учащихся. В специальных материалах для учащихся или учебниках формулируются учебные цели, ориентированные на достижение запланированных и диагностируемых целей обучения; разрабатываются дидактические модули, блоки или циклы, включающие в себя содержание изучаемого материала, цели и уровни его изучения, способы деятельности по усвоению и оценке и т.п. Дидактические материалы для учащихся нередко оформляются в виде так называемых «технологических карт». Деятельностный подход

познавательный интерес (Л. Занков, Д. Эльконин-В. Давыдов); индивидуальный опыт личности (И. Якиманская); творческие потребности (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов); потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой же группе можно отнести так называемые природосообразные технологии (воспитания грамотности - А. Кушнир, саморазвития - М.Монтессори): их основная идея состоит в опоре на заложенные в ребенке силы развития, которые могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего сензитивность - наивысшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям. Технологии развивающего обучения

Коллективного обучения - В. Дьяченко, А. Соколов, А.Ривин, Н. Суртаева и др. - обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Обучения основе личностной ориентации учебного процесса на личность - педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Технологии обучения

Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П.Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный учебный процесс (отличающийся от урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов), всестороннее воспитание, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. Альтернативные технологии обучения

Технологии авторских (инновационных) школ построены на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названия. Школа адаптирующей педагогики (Е. Ямбург, Б.Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский), «Русская школа» (И. Гончаров, Л. Погодина), школа-парк (М. Балабан), агрошкола (А. Католиков). Альтернативные технологии обучения

Среди педтехнологий по сфере применения в образовательной области можно выделить: универсальные, т.е. пригодные для преподавания почти любого предмета, цикла предметов или образовательной области; ограниченные - для нескольких предметов или областей; специфические - для одного-двух предметов Классификация

В зависимости от психологических структур (И.Я. Лернер) выделяются и классифицируются следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков - ЗУНов); операциональные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН); технологии саморазвития (формирование саморазвивающихся механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей - РТС) Классификация

По характеру содержания образования технологии бывают: -обучающие и воспитывающие, - светские и религиозные, - общеобразовательные и профессионально ориентированные, - гуманитарные и технократические Классификация

Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся (В.П. Беспалько): - технология как взаимодействие разомкнутое (неконтролируемая, - некорректируемая деятельность учащихся); - циклическое (с контролем, взаимоконтролем, самоконтролем); - рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное); - ручное или автоматизированное (с помощью автоматизированных средств обучения) Классификация

По стилю управления педагогические технологии делятся на: - авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); - дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); - личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка) Классификация

По стилю управления педагогические технологии делятся на: - авторитарные (жесткая организация детской жизни, подавление инициативы и самостоятельности обучающихся); - дидактоцентристские (приоритет обучения над воспитанием); - личностно-ориентированные (центром образования является личность ребенка) Классификация