Повторить домашнее задание 1.«Батыево нашествие» на Русь; 2.Натиск с северо-запада. Александр Невский; 3.Ордынское владычество на Руси; 4.Восстание на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русь между Востоком и Западом Урок в 10 классе Урок в 10 классе учитель истории учитель истории СОШ 11 СОШ 11 г. Черкесска г. Черкесска Джегутанова Фатима.
Advertisements

Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
Предпосылки объединения русских земель. За время ордынского владычества пришли в упадок сельское хозяйство, ремесло и торговля. За время ордынского владычества.
Цель урока: Изучение особенностей развития основных удельных княжеств Учебно-воспитательные задачи Развитие умений и навыков по составлению связанного.
ПЛАН 1. ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ И ЗАДАЧИ СТОЯВШИЕ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 3. МАНУФАКТУРЫ, ТОРГОВЛЯ, РОСТ ГОРОДОВ 4. ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО.
Русское общество ближе к европейскому или азиатскому? Гипотезы?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куракинская средняя общеобразовательная школа» Параньгинского района Республики Марий Эл Тема:
Иго на Руси Политическаязависимость Получение ханского ярлыка на княжение Экономическая зависимость зависимость Выплата дани раздача ярлыков на великое.
Александр Невский и предпосылки возрождения Руси..
Общественный строй Древней Руси. План урока: 1. Социальные слои русского населения 2. Развитие городов, ремесел и торговли 3. Быт жителей Древней Руси.
Предпосылки объединения русских земель. Предпосылки и причины объединения русских земель предпосылки П р и ч и н ы предварительные условия Почему? Для.
1. Образование Золотой орды. Ордынское владычество на Руси. 2. Повинности русского населения. 3.Борьба русского народа против ордынской власти. Последствия.
Основные сословия российского общества в XVII веке.
Территория, население и хозяйство России в начале XVI века.
Новые явления в экономике 7 класс. История
Предпосылки и причины объединения русских земель.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО. Социальный строй средневекового общества ДУХОВЕНСТВО ДУХОВЕНСТВО «те, кто молится» «те, кто молится» ФЕОДАЛЫ (РЫЦАРИ) «те, кто.
Основные сословия российского общества План урока: Первое сословие Крестьяне Городское население Духовенство Казачество 7 класс.
Письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что накануне монголо - татарско ­ го нашествия, в начале XIII в., белгородские земли стали.
Тема урока: Русь и Золотая Орда Урок истории в 6 классе Учитель истории Грибанова О. М. МКОУ «Русановская ООШ»
Транксрипт:

Повторить домашнее задание 1.«Батыево нашествие» на Русь; 2.Натиск с северо-запада. Александр Невский; 3.Ордынское владычество на Руси; 4.Восстание на Руси. Ордынские «рати».

Домашнее задание §21 читать, ответить на вопросы; изучить материал презентации; найти и изучить дополнительный материал в сети Интернет.

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XV вв. Урок 24.

План урока 1.«Хозяйство – от упадка к подъему; 2.Крестьяне и холопы; 3.Ремесленники и купцы.

Хозяйство – от упадка к подъему...Недавно Батый увел свои полчища из Галицко-Волынской Руси. Даниил Галицкий с братом Васильком ехали по своим разоренным землям к Берестью, что на Западном Буге (современный Брест). Подъезжая к нему, оба князя задыхались от смрада кругом лежали бесчисленные трупы. А несколько лет спустя по южным русским княжествам проезжал Плано Карпини, папский посол, в Монголию. Потрясенный увиденным и услышанным, он писал: татары «произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей... Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавших на поле». Некогда многолюдный Киев «сведен почти ни на что: едва существует там двести домов; а людей... держат они в самом тяжелом рабстве». Раскопки археологов полностью подтверждают эти сообщения письменных источников

Хозяйство – от упадка к подъему Многие тысячи погибших, уведенных в плен, разоренные города и села, разграбленное имущество, сожженные хозяйства, мастерские - таков был страшный результат кровавого смерча, который обрушился на Русь Для Западной Европы Русь в эпоху «Батыева разорения» стала своего рода щитом, сама же она истекала кровью «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...» Баскаки. Картина С. В. Иванова, 1909 А.С. Пушкин

Хозяйство – от упадка к подъему В те годы, когда на Руси гибли храмы и рукописи, в Западной Европе возводились прекрасные готические здания, создавались новые законы и литературные произведения. Впереди был Ренессанс. А в русских городах почти до конца XIII в. прекратилось каменное строительство, были забыты многие ремесленные приемы (скань, филигрань и др.), замирают, полностью или частично, составление летописей, переписка рукописей и т. д. XIV-XV века - это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV-XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог Постепенно крестьяне восстановили свои хозяйства, вновь стали обрабатывать все заброшенные в годы нашествия поля

Хозяйство – от упадка к подъему Наряду с подсекой и перелогом, крестьяне все шире применяли паровую систему земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар) Увеличивается у них число лошадей и волов, поскольку расширяется запашка Сельские жители, помимо основных занятий, промышляли бортничеством, охотой, рыбной ловлей. При общем низком уровне техники сельского хозяйства в XIV-XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами»), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы

Хозяйство – от упадка к подъему Города тоже медленно восстанавливаются Возрождают свое мастерство кузнецы, специалисты по производству оружия, доспехов (лучники, бронники), литейщики и колокольники, кожевники и сапожники, гончары и каменщики, плотники и иконники Появляются новшества - литье пушек (впервые об их использовании упоминается в русских летописях под 1382 г.), чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV в., в следующем столетии «серебряные ливцы» работали более чем в 20 городах). Города служили центрами торгового обмена В сельских районах преобладал местный обмен - между отдельными селениями; иногда крестьяне со своими продуктами выезжали в более отдаленные волости, города, торгово-промышленные поселения. Обширную торговлю вели монастыри

Хозяйство – от упадка к подъему Большая часть городских «торгов» - рынков имела по преимуществу местное значение; другие - значение областных рынков (Новгород Великий, Псков, Москва, Тверь, Нижний Новгород, Рязань). Новгородский торг. Васнецов А.М. Развивались, усиливались экономические связи между княжествами, что способствовало тяге к объединению Трудности и помехи, создаваемые для Руси в торговых делах иноземными соседями, тоже диктовали курс на объединение, централизацию

Крестьяне и холопы В положении сословий появилось немало нового Все больше общинных, черных земель переходило к князьям, боярам, церкви - путем захватов, дарения купли- продажи Преимущественная форма землевладения феодалов - вотчина связана с безусловным правом передачи земли по наследству, купли-продажи Наряду с ней появляется условное землевладение - поместье, т. е. земля, которую князь дает своим дворцовым или военным слугам в награду и под условием выполнения определенных обязанностей, повинностей помещики Так появляются помещики, известные под разными названиями еще в домонгольской Руси

Крестьяне и холопы Крестьян по старой памяти называли «люди», «сироты», «смерды». Все чаще сельских жителей зовут «христиане». Правда, до XV в. этим словом называли также и горожан. Но затем это наименование, в форме «крестьяне», стали применять только к сельскому населению Крестьянин, «сидевший» на земле с трехпольным севооборотом, имел ее в среднем 5 десятин в одном поле, 15 десятин в трех полях Богатые крестьяне «брали в наем» дополнительные участки - у вотчинников, в черных волостях Бедные крестьяне нередко не имели ни земли, ни двора (последние жили на чужих дворах и назывались «подворниками», «захребетниками»)

Крестьяне и холопы Крестьяне, жившие на землях вотчинников и помещиков, несли барщинные повинности на владельцев - распахивали и засевали их землю, снимали урожай, косили сено, ловили рыбу и добывали зверей В счет оброка вносили продукты - мясо и сало, овощи и фрукты, многое другое. С XV в. владельцы начали стеснять крестьян в их старинном праве перехода к другому владельцу В разных местах вводятся определенные дни для такого перехода, приуроченные ко времени окончания уборочных работ Осенний Юрьев день (26 ноября по старому стилю) - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, т.к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ

Крестьяне и холопы Холопов звали «полными людьми» или просто «людьми». Они составляли собственность своих господ, которые могли их продать и купить, подарить и передать в приданое, по наследству Убийство холопа господином закон расценивал как грех, а не преступление Часть холопов исполняла обязанности прислуги в домах, на дворах владельцев («дворовые», «дворня»), другие работали на барской пашне («страдники»), третьи управляли отдельными отраслями хозяйства («приказные люди» - тиуны, ключники, посольские) Часть холопов служила господам до их кончины, другие – определенный срок «по ряду» (договору), третьих передавали по наследству. Некоторых холопов владельцы «сажали» на землю, и они сближались по положению с крестьянами - им давали участки пашни, сенокоса, скотину

Ремесленники и купцы Ремесленники, жившие в городах, различались по своему имущественному положению Среди них были богатые владельцы отдельных дворов, больших мастерских Были и мелкие кустари, едва сводившие концы с концами, нередко закабалявшиеся в холопы Среди купцов наиболее богатыми являлись «гости-сурожане» (торговали с городом Сурожем (Судаком) в Крыму, другими южными странами) и «суконники» (вели торговлю, в частности, сукном с западными странами) Они имели богатые хоромы в городах, строили на свои деньги церкви Основную массу купцов составляли мелкие торговцы Ремесленники собирались в артели или дружины - иконописцев, плотников, каменщиков и т. д., держали учеников

Ремесленники и купцы Жили они нередко в пределах одной «улицы» или «конца», «ряда» или «сотни», имели свои церкви, обладали судебными правами («братчины», «обчины» ремесленников при церквах) Купцы тоже имели свои объединения, или корпорации, на манер европейских гильдий. Они строили свои храмы В них хранились купеческие товары, меры длины и веса и т.д. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ крепости, кремля, где их «сажали», т. е. селили, князья и бояре; отсюда идет их именование - «посадские люди» Они составляли незначительную долю населения Руси, но играли существенную роль в хозяйственной и политической жизни всех княжеств Посадские люди давали деньги на строительство, на всякие чрезвычайные расходы, нередко ссужали деньгами, и немалыми, правителей

Ремесленники и купцы Заинтересованные в мире и спокойствии, они, как и крестьяне, поддерживали тех князей, которые добивались объединения русских земель, прекращения бесконечных усобиц, выступали против Орды Во время волнений посадские люди громили дворы богатых бояр и купцов, поскольку те захватывали в городах земли, дворовые места, слободы, превращали в холопов городских жителей Города стали центрами ересей, проникших на Русь в XIV-XV вв. Еретики отрицали церковные догматы (например, о непорочности зачатия Иисуса Христа), таинства и обряды (причастие, исповедь, заупокойные молитвы), иконы Самыми известными еретиками XIV в. являлись новгородские стригольники