Урок 4 Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Advertisements

Война 1812 года в судьбах героев Философия истории в романе- эпопее «Война и мир» Бородинское сражение- композиционный центр романа.
Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В.
Купрюхина З. Я. МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» 10 класс.
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
« Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного и важнейшего!» Путь князя Болконского.
ТОМ 1 ЧАСТЬ3 АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ. В маленькой гостиной, где они сидели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда.
Урок – зачёт по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Анализ эпизода «В салоне Анны Павловны Шерер» (т.1, ч.1, гл )
Обзор содержания 3 тома романа « Война и мир » Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.
Кутузов: образ в романе Война и мир Оганян Анна 11 "А" класс
Выполнила - ученица 10 «А» класса Лебедева Марина Проверила- Кравченко Алла Евгеньевна Школа 683 Приморского района Итоговая работа по литературе Тема:
Тема: Отечественная война 1812года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого и в живописи.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Автор: Карпова С.Н., учитель литературы МОУ «СОШ 5 г. Суворова» Тульской обл.
Особенности пути героев Самовозвеличивание Самоотрицание Высшая правда по Толстому- самоотождествление с народом.
Изображение войны и мира на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Учитель русского языка и литературы МОУ «Восточненская СОШ» Долгова Елена Павловна.
«Жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских..
Автор: учитель русского языка и литературы ГОУ лицей 395 Дружинина Татьяна Викторовна. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - проблематика, образы, жанр.
Транксрипт:

Урок 4 Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения) Л.Н.Толстой Война и мир

Что подразумевается под выражением «художественный мир» романа?

«художественный мир» романа «Война и мир» время герои Пространство (место)

«Мысль народная» - идея романа идея романа 1)Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; 2)Мир семьи («мысль семейная»); 3)Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4)Мир нации; 5)Мир всех людей, живущих на земле; 6)Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫ БЫТИЯ:

«Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…» (Л.Н.Толстой) Эпиграф к уроку

Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805 года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?

Предыдущие и последующие события романа ВОЙНА 1805г. Аустерлицкое сражение Отечественная война 1812г. Охота в имении Ростовых «Всем народом навалиться хотят…» Партизанскаявойна Бородинское сражение

Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным

Охота в имении Ростовых

Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?

Способ выражения авторской позиции позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». «…событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.» (Л.Н.Толстой)

Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин НаташаРостова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.

Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»

«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником с тем выражением самостоятельности в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило - охотник

Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?

Том 2, часть4, 5глава Николай в ожидании зверя Почему сходны чувства и даже мечты Николая на охоте и в бою? Что сближает в его сознании Аустерлиц, Долохова, карты, войну и охоту?

Каково состояние людей на охоте и во время военных действий?

«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотится в своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)

Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять» Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»

Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?

Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?

Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?

Травля волка заканчиваетс я «победой» Данилы Бородинское сражение 1812 год Травля зайца заканчиваетс я «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русскиймужик

Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция- замысел, то или иное понимание чего-нибудь. Рефлексия

Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»