Подготовила : учитель МОУ СОШ 11 Коблева С. Б.. СУЛТАН ХАН - ГИРЕЙ СУЛТАН КАЗЫ - ГИРЕЙ УМАР БЕРСЕЙ ШОРА НОГМОВ СУЛТАН АДИЛЬ - ГИРЕЙ СУЛТАН КРЫМ - ГИРЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познакомиться с культурой адыгского народа Узнать как адыги воспитывали своих детей Сравнить воспитание мальчиков в прошлом веке с нынешним воспитанием.
Advertisements

Лев Николаевич Толстой. 9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне ( Тульская губерния, Россия ) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым.
«Ыбырай Алтынсарин» ( ). Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что.
Александр Сергеевич Грибоедов ( г.) Ученица 9 «А» класса Уначева Светлана.
Николай Васильевич Гоголь
Творчество Презентация на тему: Выполнил: ………………….
Презентация к уроку по немецкому языку (6 класс) по теме: Презентация "Братья Гримм"
Ашмарин Николай Иванович ( ). Выдающийся тюрколог и чувашевед, доктор тюркологии (1925), член-корреспондент АН СССР (1929).
Биография писателя Семейное древо Основные даты жизни и творчества Дом и памятник писателю в москве.
А. П. Бородин: «И музыка, и химия едины » Для использования в качестве электронного учебного пособия на уроках музыкальной литературы в ДМШ Подготовил:
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
Л. Н. Толстой
Биография Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) Презентацию подготовил: учитель истории МКОУ «Артюховская СОШ» Ковалёва Екатерина Михайловна.
Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826 – 1889)
Сказки Братьев Гримм.
Николай Михайлович Карамзин 1 [12] декабря 1766 – 22 мая [3 июня] 1826 гг.
Алексей Николаевич Плещеев Литературное чтение 4 класс Учитель: Гусева Н.Н. МОУ «Вертикосская СОШ»
Николай Алексеевич Некрасов – русский революционно - демократический поэт.
Транксрипт:

Подготовила : учитель МОУ СОШ 11 Коблева С. Б.

СУЛТАН ХАН - ГИРЕЙ СУЛТАН КАЗЫ - ГИРЕЙ УМАР БЕРСЕЙ ШОРА НОГМОВ СУЛТАН АДИЛЬ - ГИРЕЙ СУЛТАН КРЫМ - ГИРЕЙ

Основной вклад в разработку письменности чер ­ кесского и кабардинского языков внесли адыгские просветители Хан - Гирей ( ), Ш. Б. Ногмов ( ) В 30- х годах XIX века Хан - Гирей составил черкесскую азбуку, при помощи которой записывал адыгские предания, песни и сказания. Рассказы его публиковал в годах А. С. Пушкин в журнале « Современник ». Оставленные Хан - Гиреем « Записки о Черкессии » являются ценнейшим источником по истории, культуре и этнографии народов Западного Кавказа.

Адыгский писатель, историк, этнограф. Родился в 1808 году в ауле Гревенс. Предки С. Хан - Гирея, как и всех других Гиреевых, адыгских просветителей, « происходили из дома крымских ханов, но, поселившись среди адыгов, они ассимилировались с ними, сохранив от прошлого лишь имена крымского происхождения »

Черкесские предания Наезд Кунчука Князь Камбулат Бесльний Абат Князь Пшьской Аходягоко

Литературное наследие С. Казы - Гирея невелико. До нас дошли только два произведения. Повесть С. Казы - Гирея « Долина Ажитугай » была опубликована в 1836 г в первом томе журнала « Современник », издававшегося А. С. Пушкиным.

В предисловии к повести великий поэт писал : « Вот явление, неожиданное в нашей литературе. Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей : черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы не хотели ни одного слова переменить в предлагаемом отрывке ».

Долина Ажитугай Персидский анекдот

Родился в 1821 году, образование получил в Петербурге. В возрасте 18 лет поступил на военную службу в русскую армию. Он продолжил традиции классиков русской литературы в изображении характера черкешенки, его нравственной чистоты. Впервые был создан национальный женский образ.

Сулейман Эфенди Рассказ аварца Жена черкеса

Обстоятельно описывает свадебные и похоронные обряды, праздник урожая, празднества в честь рождения ребенка и аталычества, чапщи - вечера, устраиваемые у постели больного или раненого, кровную месть, некоторые законы адата, шариата. Описывая обычаи и традиции критически относится к ним.

Путевые заметки

Основной вклад в разработку письменности чер ­ кесского и кабардинского языков внесли адыгские просветители Хан - Гирей ( ), Ш. Б. Ногмов ( ) и Д. С. Кодзоков ( ). В 30- х го ­ дах XIX века Хан - Гирей составил черкесскую азбуку, при помощи которой записывал адыгские предания, песни и сказания. Рассказы его публиковал в годах А. С. Пушкин в журнале « Современник ». Оставленные Хан - Гиреем « Записки о Черкессии » яв ­ ляются ценнейшим источником по истории, культу ­ ре и этнографии народов Западного Кавказа.

Ш. Б. Ногмов обучался в медресе аула Эндери в Кумыкии, однако не стал муллой, а поступил на рус ­ скую военную службу в Кавказский горский полуэс ­ кадрон. Изучив русский язык, он в 1830 году уехал для продолжения образования в Петербург. Здесь он познакомился с крупным ученым - востоковедом Ф. Шармуа, заведовавшим кафедрой персидского языка в Петербургском университете. Возвратившись в 1833 году на Кавказ, в Тифлис, Ногмов приступает к работе над главным трудом своей жизни « Начальные правила кабардинской грамматики ». Помощниками и советчиками его в этом деле явля ­ лись академик А. М. Шегрен и кабардинский просве ­ титель и общественный деятель Д. С. Кодзоков. В 1840 году работа была завершена.

Своеобразным и тернистым был путь, пройденный адыгской письменностью. У истоков ее стояли наиболее прогрессивные и выдающиеся личности выдвинутые самой эпохой. В их ряду почетное место занимает адыгский просветитель Умар Хапхалович Берсей. Его жизнь выступает наглядным примером беззаветного служения своему народу У. Берсей родился в 1807 г. в Абадзехии краю западных адыгов. В раннем детстве судьба уготовила ему трагическую участь в 1815 г. восьмилетним он попал в рабство и оказался в Турции. Его хозяин обратил внимание на способности мальчика и дал ему хорошее домашнее образование. В этот период У. Берсей достаточно глубоко изучил турецкий и арабский языки. Достиг ­ нув совершеннолетия, он был отправлен в 1825 г. во Францию для продолжения образования. Учеба и жизнь в одной из наиболее развитых европейских стран безусловно оставили неизгладимый след в судьбе Берсея.

Учеба и жизнь в одной из наиболее развитых европейских стран безусловно оставили неизгладимый след в судьбе Берсея. Наряду с широким гуманитарным образованием он впитал здесь передовые идеи своего времени. После завершения учебы ( во Франции он пробыл три года ) Берсей имел возможность вернуться в Турцию, где такой широкообразованный молодой человек мог в то время сделать блестящую карьеру. Однако он избирает иной путь. Заветная мечта о возвращении на родину не покидала его все эти годы, и теперь возможность ее осуществ ­ ления имела под собой более или менее реальную основу. Француз ­ ские периодические издания публиковали в тот период большое количество материалов о международной ситуации, сложившейся вокруг Кавказа, о положении адыгских народов, которые вели борьбу против надвигавшегося колониализма.

Поэтому У. Берсей хорошо представлял себе ту действительную картину, которую он застанет, вернувшись в свою отчизну. В распоряжении исследова ­ телей нет документов, которые бы раскрыли подробности и обстоя ­ тельства жизни У. Берсея с того момента, как он покинул Францию и до его приезда на Кавказ, т. е. почти за десятилетний период. Однако можно предположить, какие невероятные трудности и преграды пришлось преодолеть ему для осуществления своей цели.

Документы свидетельствуют, что уже 15 февраля 1843 г. У. Бер ­ сей находился на службе в русской армии, где был « аттестован способным и достойным ». За усердную и отличную службу в 1844 г. он был произведен в прапорщики, а затем в поручики. Учитывая, что кроме своего родного языка Берсей великолепно владел араб ­ ским, турецким, французским и русским языками, а также его страстное желание посвятить себя делу народного образования, кавказское начальство в конце х годов переводит его на долж ­ ность старшего преподавателя Сравропольской губернской гимна ­ зии. Здесь он проработал с 23 января 1850 г. до 27 июня 1860 г. « Прекрасный преподаватель, характеризовал его М. Краснов, Берсиев не только практически хорошо владел черкесским языком, но и изучил его теоретически. Назначенный учителем этого языка, он весь посвятил себя педагогическим обязанностям ». Многие вы ­ пускники Берсея стали впоследствии видными общественно - поли ­ тическими деятелями и просвещенцами своих народов. Занятия у Берсея оказали влияние особенно на Адиль - Гирея Кешева и Кази Атажукина. Сразу же хочется подчеркнуть, что Атажукин выст ­ пил непосредственным продолжателем дел своего учителя.

Посвятив себя делу народного просвещения, У. Берсей вплот ­ ную столкнулся с проблемой неразработанности адыгского языка и необходимостью создания специальных работ, посвященных его изучению. В записях « формулярного списка » о службе У Берсея говорится, что он « был командирован в город Тифлис для состав ­ ления, там черкесского букваря », и, находясь в этой командировке с 8 февраля по 10 июня 1853 года, исполнил возложенную на него порученность по этому предмету в точности ». В этом же году его азбука черкесского языка, основанная на арабской графике, была одобрена Академией наук. Спустя два года она была литографи ­ рована и вышла в Тифлисе. Известный русский ученый - кавказо ­ вед Н. К. Услар писал об этих событиях : « Около пятидесятых годов азбуку для адыгских наречий составил Омар Берсеев, чело ­ век, усвоивший себе европейское образование. Азбука его была лито ­ графирована и по ней Берсеев учил черкесскому языку в Ставро ­ польской гимназии ». Несмотря на отдельные недостатки, « Букварь » У. Берсея сохраняет свое значение до сегодняшнего дня и высоко оценивается специалистами.

Визирь и джегуако Женщина и курица Человек и смерть Мальчик Два петуха

Адыгские писатели- просветители ХӏХ века оставили разнообразное литературное наследие, являющее ценным вкладом в адыгскую культуру.