Методики преодоления заикания у взрослых. Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессор; доктор психологических наук; академик РАО; руководитель Центра Патологии Речи и Нейрореабилитации.
Advertisements

Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой..
Сообщение на РМО муз. руководителей Подготовила - Евсович И.У.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА – одно из звеньев педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
1 Наш детский сад зовется «Речецветик». И каждый знает – это не секрет, Что лучшие цветы на свете – это дети! А речи правильной научит логопед 2.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Логоритмика как средство коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста в условиях речевой группы Шумахер О.В. учитель-логопед.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика. corowina.ucoz.com.
Артикуляционная гимнастика (1 часть ). Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов,
Использование метода БОС в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
Учитель-логопед МБДОУ детского сада компенсирующего вида 44 Задерей Елена Викторовна.
Транксрипт:

Методики преодоления заикания у взрослых

Комплексная система лечения заикания В. М. Шкловский

Курс лечения заикания включает следующие этапы: Диагностический период. Перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности. Закрепление достигнутых результатов. Диспансеризация и профилактика рецидивов.

Диагностический период (продолжительность дней) На первом этапе: 1. Проводят тщательное обследование больного ( невропатолог, дефектолог, психотерапевт и психолог). 2. Внимательно изучают анамнестические и клинические данные. 3. Определяют возможные причины появления заикания, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия. 4. Проводят медикаментозное лечение и физиотерапию. В конце диагностического периода врач совместно с дефектологом и психологом устанавливает окончательный диагноз и намечает план лечения.

Второй этап Перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (продолжительность дней) Работа построена следующим образом: проводятся коррекционные логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функции, выработке речевых «эталонов»; начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентировочная (реконструктивная) психотерапия; проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии ; индивидуальная и групповая психотерапия.

Логопедическую работу начинают проводить со второго этапа, она разбивается на подготовительный этап этап активной тренировки плавной и слитной речи

Подготовительный этап Включает: а) коррекцию дыхания, регистра и тембра голоса; б) выработку правильного ритма и темпа речи; в) овладение «эталонами», «формулами» речи; д) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся.

* В работе избегают заучивания логопедических правил и их использования в момент речи, так как они не облегчают, а затрудняют свободное высказывание. * Вместо правил используют ряды звуков, цифр, слов, четко и слитно произносимых, превращающихся в «эталон», который в последующем служит образцом слитной, плавной, богато модулированной речи во время сеансов психотерапии, логопедической работы с заикающимися и самостоятельных занятий больных.

Этап активной тренировки плавной и слитной речи Включает: логопедические занятия, наряду с патогенетической и активной суггестивной психотерапией. Целью этих занятий является - закрепление навыков слитной речи. Задачи: доведение речи до автоматизации; обучение заикающегося различным приемам, помогающим ему справиться с неожиданно возникающими затруднениями; воспитание уверенности в своих силах.

Психотерапевтическая работа при лечении заикания приобретают различные формы психотерапевтического воздействия патогенетическая и суггестивная психотерапия (гипнотерапия, императивное внушение в состоянии бодрствования, самовнушение) аутогенная тренировка

При проведении психотерапевтического сеанса могут применяться различные приемы: беседа, которая проводится при сильном эмоциональном напряжении больных и заканчивается императивным внушением; императивное внушение в состоянии бодрствования с включением демонстративных моментов. Сеансы внушения проводят с группами из 810 больных, прошедших логопедическую подготовку, направленную на нормализацию дыхания, голосоподачи, регистра и тембра голоса, свободно владеющих «эталонами» речи.

После внушения, проводят краткую беседу с больными и их родственниками, в которой разъясняется значение «режима молчания», длящегося 1-2 суток и заключающегося в создании условий для отдыха речевой системы больного, необходимого после большого эмоционального напряжения.

Гипнотерапия На 3-4-й день после начала активной тренировки речи можно начинать сеансы гипнотерапии. * Сеансы гипнотерапии проводятся с группой из 8-10 больных в специально приспособленном кабинете. * Внушение в гипнозе проводится больным вначале 3 раза в неделю, а затем один раз в 7-10 дней. * Гипнотерапия является в некоторых случаях хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в состоянии бодрствования. * Известно, что применением одного лишь внушения в гипнозе добиться излечения заикания нельзя.

Самовнушение Самовнушение рекомендуется проводить 2-3 раза в день. Особое внимание нужно обращать на сеанс самовнушения перед сном, когда имеются более благоприятные условия для его проведения в реализации. Сеанс самовнушения проводится следующим образом: заикающийся принимает удобное положение с закрытыми глазами и повторяет в утвердительной форме: «Я говорю хорошо, свободно, плавно и слитно, не разрывая слова и фразы точно так же, как я произношу ряд звуков "АОУИ"; я плавно и слитно произношу всю фразу точно так же, как я произношу ряд цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; страха речи больше нет; я везде и всюду чувствую себя уверенно и спокойно» и т.п.

Аутогенная тренировка (является одним из методов коллективной и индивидуальной психотерапии). Применяя аутогенную тренировку у больных с заиканием, нужно стремиться к расслаблению мышц артикуляторно-голосового аппарата, снятию чувства скованности, напряжения в области диафрагмы, судорожных приступов и т. д.

Третий этап Работа по закреплению достигнутых результатов (продолжительность 30 дней) Проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Больные выступают, делают доклады на различные темы, сообщают о самостоятельной работе над речью, самостоятельно проводимых сеансах аутогенной тренировки и самовнушения, причинах, затрудняющих лечение и хорошую речь, рассказывают, как им удается добиться успеха. Если у больного во время речи возникают затруднения и срывы, проводится их анализ, больной получает необходимые инструкции для продолжения занятий.

Четвёртый этап диспансеризация и профилактика рецидивов После окончания лечения, пациенты получают: необходимые консультации; организуются встречи заикающихся. В.М. Шкловский особое внимание обращает на необходимость дальнейшей диспансеризации заикающихся, что служит профилактикой рецидивов заикания.

Продолжительность всего комплексного лечения составляет 2,5-3 месяца с обязательным профилактическим контролем. В течении последующего полугода раз в два месяца проводятся конференции пациентов, прошедших курс лечения. На этих конференциях уточняются катамнез и осуществляется контроль за полученными результатами. В необходимых случаях лечение продлевается или проводится повторный курс.

Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми Е.В.Оганесян

Этапы: 1.Подготовительный 2.Основной 3.Заключительный

Особенности занятия логоритмикой при невротическом заикании: занятие необходимо направлять на переключение внимания с собственно речевого процесса и с техники выполнения двигательных задач на ритмические движения в сменяющемся темпе и ритме; занятия можно строить с учетом имеющихся методических разработок и указаний для больных неврозами; в логоритмические занятия желательно включать элементы лечебной физкультуры, так как при данном типе заикания у больных отмечаются повышенная двигательная утомляемость и снижение тонуса мышц.

Особенности занятия логоритмикой при неврозоподобном заикании: необходимо выработать четкие, координированные и ритмичные движения в темпе и в ритме музыки, организовывать прежде всего моторную деятельность; тренировки следует начинать с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства, и постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма, максимально используя при этом наглядные примеры; после курса ритмических упражнений постепенно вводятся речевые задания с постепенным усложнением задач.

Организация логоритмических занятий По группам занятия проводятся ежедневно. Общее коллективное занятие проводится в конце недели. Каждое занятие составляет от 1 часа до 1 часа 30 минут. Материал для занятий логопедической ритмикой распределяется параллельно программе логопедических занятий и учитывает задачи речевой работы с каждым больным, а также уровень речи, на котором находится каждый больной и вся группа в целом. Одна группа составляет человек. Группы комплектуются следующим образом: одна группа состоит из больных с невротическим заиканием, а другая – из больных с неврозоподобным.

Специфика логоритмической работы со взрослыми заикающимися занятия строятся на основе сознательного выполнения больными предлагаемых упражнений, целенаправленной работы над развитием необходимых качеств моторики и речи; значение игрового компонента уменьшилось; в работе со взрослыми увеличивается продолжительность занятий, нагрузка, повышается сложность упражнений.

Виды упражнений: ходьба; счетные упражнения; упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса; упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией; упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе; упражнения для работы над чувством темпа и ритма; упражнения для развития и совершенствования координации движений; упражнения для развития и совершенствования мимической моторики; упражнения с предметами; групповые упражнения с элементами танцев; распевания и песни; речевые упражнения.

Ходьба При невротическом заикании: Основное внимание обращается на осанку, пластичность движений, эмоциональное состояние. При неврозоподобном заикании: Основное внимание обращается на координацию движений рук и ног.

Счетные упражнения При невротическом заикании: Сочетаются с разнообразными движениями и действиями с предметами в различных вариантах. При неврозоподобном заикании: В едином коллективном темпо – ритме отрабатывается точное вступление в движение и речь.

Упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса При невротическом заикании: Самоконтроль, самостоятельное наблюдение за мышечным тонусом; упражнения, предусматривающие использование памяти физических действий и образного мышления. При неврозоподобном заикании: Наглядный пример и проверка качества выполнения. Конкретная команда для напряжения и расслабления отдельных мышечных групп под счет.

Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией при невротическом заикании не фиксируется внимание на дыхании. Отрабатываются динамические оттенки звучания голоса. Ставится цель – развитие общей выразительности речи за счет правильного речевого дыхания, полного звучания голоса и четкости артикуляции; при неврозоподобном заикании упражнения выполняются под счет. Постоянно обращается внимание больных на повышение четкости артикуляции и глубины вдоха на регулирование громкости голоса.

Упражнения для развития навыков движения и действий в коллективе При невротическом заикании: Предлагается действовать и строить свои действия в зависимости от фразы музыкального произведения. При неврозоподобном заикании: Предлагается точно рассчитывать свои движения, количество шагов. Отрабатываются основные моменты переключения движений.

Упражнения для работы над чувством темпа и ритма При невротическом заикании: Предлагается улавливать ритмическую структуру в целом. Варьировать темп выполнения. При неврозоподобном заикании: Предлагается начинать с подсчета количественных единиц в наиболее простых ритмических последовательностях. Постепенно развивать способность восприятия ритмических последовательностей в целом.

Упражнения для развития и совершенствования координации движений При невротическом: Действия осуществляются на основе словесной инструкции. Предлагается выполнять в медленном темпе. При неврозоподобном заикании: Разучивается по элементам на нескольких занятиях с тренировкой отдельных элементов движений по конкретной инструкции. После этого отдельные элементы соединяются для выполнения более сложной двигательной задачи. Максимально используется наглядный показ.

Упражнения для развития и совершенствования мимической моторики при невротическом заикании используются комплексные упражнения, предусматривающие одновременную работу различных групп мимических мышц. Предлагается выражать мимикой различные состояния самочувствия; при неврозоподобном заикании производится тренировка работы отдельных групп мимических мышц.

Использование дифференцированной работы при выполнении упражнений с предметами : При невротическом заикании: Используются маленькие мячи, которые труднее удерживать и ловить, а также большое количество предметов, одновременно применяющихся в упражнении. С самого начала используется музыкальное сопровождение. Отрабатывается включение на определенную музыкальную фазу. При неврозоподобном заикании: Используются большие мячи и небольшое количество предметов, которые одновременно применяются при выполнении упражнения. Постепенное включение большого количества предметов и мячей меньшего размера. Сначала отрабатывается выполнение двигательных задач без музыкального сопровождения

Групповые упражнения с элементами танцев При невротическом заикании: Разучивается по музыкальным фазам с опорой на характер и оттенки музыкального материала. При неврозоподобном заикании: Разучиваются под счет, небольшими отрывками, без музыки. Опора идет на подсчет количества необходимых движений (например шагов).

Распевания и песни При невротическом заикании: Игровые песни по ролям, с разделением на группы. Акцент на динамических оттенках. Широкий диапазон, различные переключения темпа и ритма. Усложнение ритмических рисунков песен. Чтение текста: отработка интонации логического ударения, выразительности При неврозоподобном: Внимание на плавности, слитности звучания. Диапазон небольшой. Ритмический рисунок мелодии несложный, темп ровный, спокойный. Чтение текста: ровно, слитно, спокойно, без напряжения, с четкой артикуляцией.

Речевые упражнения при невротическом заикании – стихотворные и прозаические мелодекламации. Выступление индивидуально. Отработка различных интонаций: вопрос, утверждение, восклицание и др. Развитие просодической стороны речи; при неврозоподобном – в основном стихотворные мелодекламации. Остальные упражнения – в медленном и умеренном темпе. Выступление небольшими группами, коллективно. Основное внимание сосредоточено на технике речи.

Заключительный этап в период основного этапа проводятся «пятиминутки»,которые позволяют подготовить заикающегося к заключительному этапу заключительный этап представляет собой подготовку и проведение заключительного устного выступления выступление должно проходить на сцене перед аудиторией

Логопедическая коррекция заикания у подростков М.И. Буянов

Занятия с заикающимися подростками носят в основном групповой характер Логопедические группы комплектуются с учетом возраста больных. Наполняемость группы 8-10 человек (мальчики и девочки).

Документация логопеда 1.Первичное логопедическое обследование. 2.Перспективный план на все время занятий 3.Речевой дневник и логопедическую историю болезни. 4.Дневник (отмечаются этапы лечения). 5.Тетрадь, где отмечается посещаемость.

Пациенты используют логопедические тетради. Логопед работает на дидактическом материале.

Подготовительный этап: Объяснение, что такое логопедия. Знакомство с устройством речевого аппарата

Работа над речью включает ТРИ ЭТАПА: На первом этапе отрабатывается техника плавной речи на наиболее простых видах речевой деятельности(диалоги и стихотворная речь). Закрепление полученных навыков в чтении прозы, пересказе, самостоятельном высказывании. Третий завершающий.

Проводятся функциональные тренировки речи, содержание, цели и задачи которых изменяются в зависимости от возрастающих речевых возможностей. Каждый речевой этап заканчивается отчетным концертом.

Правила речи : 1.Во время речи смотри в глаза собеседнику. 2.следи, чтобы во время речи не было эмоционального напряжения. 3.Прежде чем начать говорить, подумай, что ты хочешь сказать. 4.Перед речью сделай вдох и затем начинай говорить плавно на выдохе. 5.Воздух во основном расходуй на гласные звуки. 6.Четко артикулируй все гласные звуки. 7.Строго выдерживай паузы между предложениями. 8.Длинные предложения дели на смысловые отрезки по 3-4 слова; между ними пауза - и новый вдох. 9.Все слова в предложении говори слитно, как одно длинное слово. 10. Говори четко, громко, выразительно.

Первый этап коррекции. Работа с дыханием артикуляцией голосообразованием

Постановка диафрагмального дыхания Перед постановкой диафрагмального дыхания проводятся упражнения на мышечное расслабление шейных позвонков, плечевого пояса, конечностей. Расслабление аутотренингом. Постановка диафрагмального дыхания.

Работа над голосом: Одновременно с тренировкой изолированного диафрагмального дыхания даются и голосовые упражнения. Вдохнуть, затем на выдохе спокойно произнести звук «а», при этом дать хорошую артикуляцию звука и стараться «посылать» звук вперед. Звук протягивается легко и свободно при средней громкости звучания.

Поочередно тянуть гласные: а-, о-, у-. Без паузы один звук переходит в другой: а – о -; а – у -; а – о – у - ; и т.д. В голосовых упражнениях варьируются сочетание гласных, громкость звучания, высота звучания, ударение.

Работа над артикуляцией Каждый день на занятиях проводиться артикуляционная гимнастика. На первом этапе артикуляционной гимнастике уделяется большое внимание. Пример: рот широко открыть-закрыть, губы вытянуть вперед, затем улыбнуться и т. п.

Слоговые упражнения Сначала предлагаются простейшие слоговые упражнения, состоящие из одного согласного и одного гласного звуков (СГ): па, та, ка, и т.п. При этом следует показать, объяснить, как нужно снять тонус губ, языка при произнесении трудных звуков.

Хорошо тренировать технику речи и в счете, который также проводится по принципу движения от простого к сложному Работа со скороговорками – отрабатывается речевой ритм.

Второй этап коррекции: Чтение подготовленных и неподготовленных текстов и заученный их пересказ.

Проводятся следующие виды работы: Речевая зарядка. Чтение стихов с более длинной строкой, чем на первом этапе. Чтение по ролям басен. Чтение вслух различных по сложности текстов. Диалоги по прочитанному. Заученный пересказ.

Логопед объясняет, как нужно работать над текстом: прочитать его про себя, ознакомиться с содержанием, расставить паузы для вдоха. Параллельно с работой над чтением продолжается работа над вопросно-ответной формой речи, диалогом. Задаются подготовленные и неподготовленные вопросы по прочитанному. Большой раздел в речевой работе второго этапа занимает изложение прочитанного текста своими словами, целенаправленный пересказ, что подготавливает переход к развернутому изложению своих мыслей. От простого текста к более сложному.

Третий этап коррекции: Цель: - Автоматизация навыков техники речи с обязательным введением их во все виды речевой деятельности в различных ситуациях. -Переход от подготовительных форм речи к самостоятельной импровизации. -Формирование готовности к речевому общению в разных жизненных ситуациях. -Овладение навыками аутогенной тренировки с целью подавления волнения и эмоционального возбуждения. -Воспитание устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным после окончания курса лечения. -Воспитание психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, возможным вследствие стрессовых ситуаций после окончания курса лечения.

Структура логопедического занятия остается прежней, но все виды работы значительно усложняются, речевая нагрузка возрастает. -Чтение незнакомого, достаточно сложного текста. Пересказ текста. -Развернутые диалоги. Занятия оживляются полезными, увлекательными речевыми играми. Занятия должны проходить живо и эмоционально.