«КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ» Консультативная рабочая группа Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ» Консультативная рабочая группа Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.
Advertisements

Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Калининградская региональная общественная организация Агентство поддержки культурных инициатив «ТРАНЗИТ» СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Москва, 2009 г.Рожков Григорий Васильевич1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Специальность: «Экономика и управление народным хозяйством»
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Концепция, основные направления научной деятельности и структура Институт социально-политических и правовых исследований Академии наук РБ социально-политических.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
ЮВОУО ДО г.Москвы ГОУ гимназия 1566 КРУГЛЫЙ СТОЛ 27 апреля 2011 года.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Качественные эффекты от введения новой системы оплаты труда в федеральных образовательных учреждениях Адамский А.И.
Доклад Может ли Россия выиграть от мирового кризиса?
Транксрипт:

«КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ» Консультативная рабочая группа Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России Москва, 18 июля 2011 года Доклад подготовлен при поддержке Фонда «Стратегия 2020»

Название концепции: «От архаики через авангард к модерну: основы культурной политики Российской Федерации». Цель: определить принципы государственной поддержки разных отраслей культуры с точки зрения их модернизационного потенциала. Необходимо разработать и запустить Концепцию культурной политики модернизации, как неотъемлемую часть разработанного и вносимого на рассмотрение осенней сессии Госдумы нового закона о культуре 1. Модернизация как культурная политика Изменение основ финансирования культурной сферы в России: переход от государственных субсидий к созданным законодательным путем условиям для системного частного спонсорства потребует внесения изменений в налоговое законодательство, федеральные законы 83-ФЗ и 94-ФЗ, в четвертый раздел Гражданского кодекса; в законодательство о местном самоуправлении.

2. Взаимосвязь между модернизацией и культурой Существует зависимость между количественным социально- экономическим развитием общества и динамикой его основополагающих ценностей: Выход на устойчивую траекторию экономического развития сопровождается снижением дистанции граждан по отношению к власти, ростом статуса ценностей самовыражения, самореализации, личной ответственности за свою судьбу Страны, где элиты не работают с ценностными ориентациями общества, имеют меньше шансов для перехода на устойчивую траекторию экономического развития (примеры: Аргентина, Греция) Варианты работы с ценностными ориентациями: (1) Авангард: революционно обнулять устаревшую картину миру, ломать традицию «через колено» и заново начинать строительство современной цивилизации, способной к развитию и совместимой с мировым хозяйством; (2) Архаика: сохранять традицию, своеобразие, даже если это несовместимо с задачей комплексной модернизации; (3) Модерн: опираясь на сложившиеся неформальные институты, эволюционно создавать комфортную среду продуктивного обитания.

3. Политика социокультурного модерна исходит из того, что… в России возможны системные, воспроизводимые и тиражируемые модернизационные проекты, не требующие революционной ломки всей системы общественных отношений и культурного обихода; в российских неформальных институтах, в традиционных установках русской культуры (бытовой, трудовой, политической, в устойчивом наборе социальных мифов) есть факторы, которые не только не противоречат целям модернизации, но и могут служить ее опорой; в российской истории, вопреки распространенному мнению, есть множество примеров успешной модернизации: от создания науки, армии и флота при Петре I до модернизации русского литературного языка пушкинским поколением писателей; модернизация может быть только комплексной, она потерпит поражение, если попытаться ограничиться только сферой управленческих решений.

4.1. Тезисы для политики комплексной модернизации Тезис 1: Неформальные институты и культурные установки могут служить не тормозом, а драйверами модернизации Неформальные институты и культурные установки могут как способствовать развитию, так и противостоять ему. Все зависит от того, как с ними работают, используется ли их промодернизационный потенциал. Описание институциональных условий, которые позволят неформальным институтам оказывать промодернизационное воздействие, должно стать ключевым аспектом разработки всей политики модернизации. Тезис 2: «Длина взгляда» – необходимое условие модернизации Одно из главных препятствий на пути модернизации в России заключается в «коротком взгляде»: горизонт планирования у подавляющего большинства граждан, включая элиты, не превышает года. Опора на ценности, как традиционные, так и формирующиеся заново, позволяет «нащупать» твердую почву под ногами, «продлить» горизонт модернизационных решений и отчасти компенсировать оптику «короткого взгляда».

4.2. Тезисы для политики комплексной модернизации Тезис 3: «Дефицит ценностей» – шанс на обновление культурных установок Мы исходим из того, что ценности (согласно Рональду Инглхарту) – это редкости, они всегда «здравы и трезвы» и не конструируются идеологами, а возникают сами, в ответ на массовый запрос, на ощущение дефицита чего-то жизненно необходимого, при этом элиты могут создавать условия для того, чтобы этот поиск был не охранительным, сверхконсервативным, и не революционным, ведущим к расколу, а промодернизационным. Тезис 4: Вытеснение метафизических ценностей – угроза для модернизации Замена метафизических ценностей материальными происходит, поскольку повседневный опыт людей расходится с декларируемыми ценностями. «Карстовые пустоты» смыслов заполняются социальными обещаниями и материальными стимулами, и в целом складывается ситуация «отложенного распада», поскольку такая среда не продуцирует значимых стимулов для долгосрочного развития.

4.3. Тезисы для политики комплексной модернизации Тезис 5: Новые ценности – стимулы для модернизации Проявлению промодернизационных ценностей будет способствовать создание позитивного образа нашего общего будущего, которое улучшит жизнь детей. Мотивация «через детей» позволит сделать ценности модернизации «своими» для всех слоев и поколений. Тезис 6: Артикулирование ценностей – роль независимых групп Модернизационное развитие происходит не в результате бюрократических решений, а в силу изменений представлений активных групп общества о том, что хорошо, а что плохо, что надо делать, а что нет. В России уже есть множество групп, скрепленных неким общим интересом или целью, и эти группы могут быть активны в производстве промодернизационных ценностей. Тезис 7: Развитие институциональной среды – поддержка культурных факторов модернизации Власть должна создавать условия для трансляции и воспроизводства ценностей. В ее руках находится ключевой формальный институт такой трансляции – средняя общеобразовательная школа, через которую проходит практически все население страны. Другими ретранслирующими институтами являются кино и телевидение, при определенной постановке дела – литература и библиотечная система.

5.1 Экспериментальная проверка: результаты социологического исследования Исследовательские вопросы: Существуют ли специфические культурные черты, принципиально отличающие российского работника от его коллег в ведущих странах Запада? Какова связь между выявленными чертами и процессами экономической модернизации? География проекта: Россия (СПб), США (Мэриленд и Нью-Джерси) и ФРГ (Берлин и Северная Рейн-Вестфалия). Методология: в каждой стране отбирались инновационные компании, где проводились проблемно- ориентированные интервью с менеджерами и «креативными сотрудниками» по специально разработанному гиду. для понимания общего контекста была проанализирована современная дискуссия о культурных факторах модернизации и сделан краткий обзор аналогичных дискуссий, имевших место в странах запада. Эмпирическая база: с марта по апрель 2011 года в трех странах было исследовано восемь компаний, взято 53 проблемно-ориентированных интервью

5.2. Экспериментальная проверка: результаты социологического исследования Портрет российского инноватора, взгляд из Германии, США и России характеристикаплюсыминусы восприятие профессии как призвания, а не карьеры нацеленность на самореализацию, на достижение уникального результата, высокая креативность неумение себя «подавать» и «продавать», замкнутость на признании среди узкого круга коллег и друзей фундаментальное образование советского образца универсальная квалификациянеобходимость адаптироваться к конкретным узкоспециальным задачам опыт работы в институционально и нормативно не определенной среде способность решать сложные нестандартные уникальные задачи сложности в решении формальных и рутинных («скучных») проблем, потребность быть «творцом», а не «исполнителем» радикальный индивидуализм склонность к трудоголизму и гиперответственность, презрение к признанным авторитетам отсутствие навыков командной работы, конфликтный характер взаимодействия, неумение перераспределять ответственность, авторитарный стиль управления короткий горизонт планирования способность к мобилизационным усилиям и краткосрочным прорывам отсутствие стратегического мышления, ориентация на решение тактических задач

5.3. Результаты социологического исследования: основные выводы 1. Существуют специфические культурные черты, отличающие российских агентов «экономики знания» 2. Однако, выходцы из РФ непроблематично адаптируются к международной культуре инновационного производства, легко усваивая рациональные западные стандарты, при этом сохраняя способности к решению прежде всего нестандартных задач, что становится их конкурентным преимуществом 3. Наиболее значительные культурные различия проявляются по мере маштабирования единиц анализа: на индивидуальном уровне они минимальны, на уровне организационной и производственной культуры – значительны, на уровне бизнес-культуры – катастрофичны. 4. Для стимулирования модернизационного потенциала российского общества необходимо обратить внимание прежде всего на контролируемые изменения культурных констант: преодоление раздробленности морального порядка (выработка общеразделяемых образцов этического поведения, создание культурных героев и т.д.); удлиннение горизонта индивидуального планирования; сохранение уникальной фундаментальности советской образовательной модели.

6.1. Нормативные предложения Концепцией культурной политики модернизации должно быть предусмотрено, что… условием государственных или поддержанных государством инвестиций в архаические институты (музеи, библиотеки) должна стать их готовность вовлекаться самим и вовлекать аудиторию в модернизационные практики; условием поддержки авангардных, прорывных проектов - наличие продуманного плана их трансформации в модерн, то есть создание воспроизводимых, тиражируемых практик. В целом же формула поддержки должна быть такова: государство и/или бизнес при содействии государства поддерживает не художника/писателя/режиссера и не издателя/продюсера/прокатчика, а потребителя, гражданина Например, поддержка потребителя может осуществляться через… косвенное дофинансирование российского кинематографа путем вложений в бесплатную масштабную рекламу проката отечественных фильмов; продвижение современной российской литературы в региональные, районные и местные библиотеки.

6.2. Нормативные предложения Принципиально важно, чтобы в общую Концепцию вошел вопрос о месте и роли предметов гуманитарного цикла в современной российской школе: не позднее осени 2012 года должны быть уточнены Стандарты общей и средней школы, а до начала учебного 2013/14 года дополнены утвержденные (имеющие гриф) программы и учебники. В поддержку целей и задач модернизации необходимо запустить конкурсы для поддержки: молодых российских мультипликаторов, способных создавать анимационные сериалы и развлекательно-образовательные проекты о героях, связанных с новыми идеями и жизненными практиками, о честных, искренних и при этом очень современных людях; успешных компаний-производителей компьютерных игр, которые предложат конкурентоспособные игры, в которых невозможно победить без установки на знание, на чтение, на интеллект и на честное отношение к жизни; создателей сериалов и телепроектов, которые будут адресованы самой широкой аудитории и построят свою сюжетику на идее перемены правил жизни, на борьбе правды с ложью, на трудной победе героя, который хочет жить современно.