Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи М.М.Кольцова: «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель - дефектолог ГОБУСОН « Печенгский КЦСОН » Луценко Е. В.
Advertisements

Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Дальше Вода Игры на кухне Карандаши, счетные палочки Конструктор, мозаика Песок Куклы Бумага Разные материалы Крупа,
Пальчиковая гимнастика в детском саду. Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее.
«Использование здоровьесберегающих приёмов работы развития мелкой моторики детей с овз» Шутрова И.В. - учитель-дефектолог.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной.
Пальчиковая гимнастика Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники.
МАССАЖ Для развития соматогнозиса и тактильного восприятия.
Играем пальчиками. Лодка Пароход Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.
Пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений Подготовила учитель-логопед УВК Школа-гимназия1 Мишина С.С.
Пальчиковая гимнастика в детском саду Подготовила воспитатель МДОУ детский сад с.Большие Липяги Вейделевского района Белгородской области Кондрак Галина.
По кинезиологическим упражнениям. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно: указательный,
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д.
ГОУ Детский сад 313 Тишкина Ирина Витальевна, старший воспитатель Бузина Мария Андреевна, педагог-психолог.
«Пальчиками играем - речь мы детей развиваем» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В.А. Сухомлинский Автор презентации учитель-логопед:
Использование биоэнергопластики и кинезеологических упражнений в развивающей работе с детьми дошкольного возраста
Ещё 2000 лет до нашей эры в Китае было известно, что игры и упражнения с участием рук и пальцев влияют на развитие мозга человека. В Японии была создана.
К ОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ : «П АЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ ». Подготовила учитель – логопед МКДОУ ХМР «Детский сад «Ягодка» Немельгина Наталья Георгиевна.
Р АЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ.
МАССАЖ И САМОМАССАЖ Методические рекомендации из опыта работы Момотовой Н.А. – учителя-логопеда.
Пальчиковая гимнастика учитель-логопед Соболева О.Н.
Транксрипт:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи М.М.Кольцова: «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук»

Развитие мелкой моторики в детском саду в предметно-практической деятельности : лепка конструирование аппликация подготовка руки к письму рисование собирание пазл,мозаик

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» упражнения должны быть построены таким образом, чтобы: Сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти Использовались изолированные движения каждого из пальцев По этим принципам построена программа «Пальчиковый игротренинг», основой которой стали пальчиковые игры различных времен и народов. Основные движения: 1. легкое прикосновение 2. постукивание 3. взятие в руки (хватание) 4. надавливание 5. ощупывание

Пальчиковые игры: Т.В.Пятница «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами» В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Мяч и речь» М. М. Кольцова, М.С.Рузина «Пальчиковый игротренинг» И. С. Лопухина «Речь. Ритм. Движение» Е.Ф. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры»

Такой подход позволяет: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи; совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью, облегчить усвоение навыков письма будущими школьниками

Обучение приемам самомассажа: поглаживание выжимание растирание разминание вибрация активные и пассивные действия Самомассаж проводится на подгрупповых занятиях в виде небольших комплексов, включающих в себя 5-6 упражнений. Пальцы нагружаются постепенно. Начинается и заканчивается комплекс расслаблением кистей рук, поглаживанием.Проводить 2-3 раза в день, ежедневно, так как является одним из видов пассивной гимнастики.

Комплексы упражнений самомассажа: Самомассаж тыльной стороны кистей рук «Утюг» Утюгом разгладим складки, ( движения вперед-назад подушечками 4-х Будет все у нас в порядке. пальцев, смещая кожу на 1 см ) Перегладим все штанишки: Зайцу, ежику и мишке. Самомассаж ладоней «Терка» Дружно маме помогаем, ( движения вверх-вниз костяшками пальцев по Теркой свеклу натираем, ладони другой руки) Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи! Самомассаж пальцев рук «Клещи» Ухватили клещи гвоздь, ( на каждое слово выполняем двумя пальцами Выдернуть пытаются. хватательные движения по кисти другой руки) Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

Система упражнений по развитию мелкой моторики у детей 3-6 лет (Киселева В.) а) Комплекс самомассажа «Пунктиры» (подушечками четырех пальцев смещаем кожу на другой руке движениями «вперед-назад»,продвигаясь к запястью) «Пила» (ребром правой руки имитировать пиление по всей поверхности левой в направлении «вверх-вниз») «Утюжок» (правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую) «Каток» ( костяшками сжатых пальцев правой двигаем «вверх-вниз» по ладони левой руки) «Краб» (пальцы расставлены, сгибаем указательный и средний пальцы правой руки, и фалангами пощипываем пальцы левой) «Согреем ладошки» (сильно потираем руки) «Спиральки» (каждый палец левой поочередно, начиная с мизинца, кладется на четыре пальца правой руки, и делаем спиралевидные движения по пальцу левой руки большим пальцем правой руки)

Первый блок (развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта) «Горячо-тепло-холодно» (ребенок на ощупь сравнивает степень нагрева предметов: грелка-лед-мягкая игрушка-металлическая ложка) «Найди, из чего сделано?» (необходимо соотнести игрушку и материал,из которого она сделана; перед этим ребенок ощупывает 3-5 игрушек с разной фактурной поверхностью и кусочки материалов) «Пальчиковый бассейн» (ребенок опускает руки в «бассейн» (коробку с рисом, фасолью…) и ощупывает спрятанные предметы, угадывает их) «Волшебный мешочек» Выполнение движений по зрительному образцу (сначала левой рукой, потом правой, затем одновременно двумя) – ребенку предлагают посмотреть на картинку и выполнить то или иное движение

Второй блок ( развитие кинестетического компонента двигательного акта) А) Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся одной, затем другой рукой, потом одновременно двумя руками. Катание теннисного мячика по наклонной плоскости ладонью. Сжимание резиновой игрушки, клизмы (можно с водой). «Веселые маляры» (локти стоят на столе, пальцы вытянуты, плотно прижаты друг к другу; движения кистями «вверх-вниз») «Погладим котенка» ( и.п.- тоже, движения- «вправо-влево») «Флажок» (и.п. – тоже, большой палец оттопырен и направлен вверх; движения- «вправо-влево») «Хорошо-плохо» (и.п. – тоже, большой палец оттопырен и направлен вверх – «хорошо», затем вниз – «плохо» ) «Осы» (локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями по кругу)

Б) Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно. «Жук» (локти на столе,указательный палец вытянут, остальные прижаты к ладони; движения указательным пальцем по кругу (жук летит) «Змея» (и.п. -тоже; указательный -имитирует движение змеи) «Зайчик» (указательный и средний пальцы – имитируют движение «заячьими ушками» ) «Коза» ( указательный и мизинец – «коза бодается») «Бочонок» ( пальцы в кулачок,большой – «открывает и закрывает» бочонок) «Крокодил» (указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний и безымянный – вперед, большой – снизу(пасть) «Улитка» ( рука лежит на столе, поднять указательный и средний пальцы, подвигать ими – «улитка шевелит рожками») «Сова» (локти на столе, указательный, средний и безымянный пальцы согнуты, касаясь подушечками основания пальцев, большой и мизинец – оттопырены в сторону, имитируют движение – «сова летит»)

В) Упражнения, выполняемые двумя руками совместно. «Ковшик» (ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням) «Пароход» (и.п. – тоже, большие пальцы оттопырены вверх) «Крыша дома» (локти на столе, пальцы рук соприкасаются, кисти раздвинуты) «Скворечник» (и.п. – тоже, пальцы рук согнуты, большие- внутри) «Очки» (локти на столе, пальцы собраны в кольцо) «Ворота» (и.п. – тоже, ладони – вверх, пальцы прижаты друг к другу) «Мостик» (и.п. – тоже, пальцы прижаты и вытянуты горизонтально) «Корзинка» (ладони - к себе, пальцы переплетены вовнутрь ладоней, большие пальцы замкнуты в кольцо) «Колокольчик» (локти на столе, ладони – вверх, пальцы переплетены, средний палец правой руки опущен вниз – «язычок колокольчика»)

Третий блок ( развитие динамической координации движений) «Кулачок» (рука тыльной стороной на столе, поочередно сжимаем пальцы в кулачок) «Здравствуй, пальчик» (локти на столе, пальцы поочередно касаются большого пальца этой же руки) «Человечек бегает» (указательный и средний – «шагают» по столу) «Бинокль» ( ладони – вверх, пальцы поочередно касаются большого пальца, образуют «бинокль») «Мишка косолапый» (все пальцы, кроме среднего, стоят на столе, средний согнут и приподнят вверх (голова), имитировать походку медведя) «Игра на рояле» (ладони на столе, имитировать игру на рояле) «Краб» (ладони – вниз, пальцы переплетены вовнутрь, большие – к себе; имитировать движение краба)

Четвертый блок (развитие реципрокной координации движений) «Стул» (локти на столе, левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты; правая – согнута, кулак приставлен к нижней части ладони левой руки, затем положение рук поменять) «Стол» (левая согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе; правая – выпрямлена, накрывает сверху левую; затем поменять) «Птенцы» ( левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх; правой рукой обхватываем пальцы левой; затем положение рук поменять) «Прятки» (локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной; левая ладонь сжата в кулак, находится сзади правой (прячется), ладонь правой руки выпрямлена) Рисование (одной рукой рисуют круги, другой квадраты) Имитация игры на рояле, скрипке, гитаре…

Вышеперечисленные виды упражнений можно считать «ручной терапией», которая также включает в себя и «трудотерапию». Труд является и оздоравливающим, и профилактическим средством. Вязание Вышивка Плетение Лепка из глины Раскрашивание ткани Работа с тестом Занятия с водой, песком Уход за растениями, животными

«Песочная терапия» пальцы «гуляют» по песку «играют» на пианино отпечатки следов на мокром песке от рук, ступней игра в строителей и «сыщиков» просеивание песка сквозь пальцы перетирание песка между ладонями «Песочная терапия» снимает детскую раздражительность и агрессивность, плаксивость; развивает фантазию.

Тесты, помогающие выяснить степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению: «Смотай клубок» (5 лет) Ребенок берет нить длиной 2 м и быстро наматывает на катушку одной рукой, затем – другой. норма – 15 сек (ведущая рука), вторая – 20 сек. «Скатай шарики» Одной рукой, вытянутой вперед, скатать лист папирусной бумаги размером 5х5.Затем повторить тоже самое другой рукой. норма – 15 сек, вторая – 20 сек. «Собери спички в 2 коробка» Двумя руками, одновременно, сложить по 10 спичек в оба коробка. норма -20 сек. «Разложи на 4 кучки» (6 лет) Разложить 36 твердых карт одной рукой на 4 кучки. Затем другой. норма – 35 сек, вторая – 45 сек.

«Пальцевый тест» (А.М.Мустафин) Ребенка 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет мозга» Рука ребенка мальчика отстает в развитии от руки девочки на 1,5 года. (Почерк у мальчиков устанавливается к 9 годам.)

Вывод: Систематическая и постоянная работа над развитием мелкой моторики пальцев рук показывает, что дети добиваются хороших результатов. У многих детей наблюдается скачок в речевом развитии. Речь становится чище, хорошо запоминают стихи. Неплохо танцуют и поют, становятся более раскованными, выносливыми.

Литература: «Дефектология» 3, 1993 г. В. В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем», 1998 г. В. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»,1995г. З. А. Репина, В. И. Буйко «Уроки логопедии» М. И. Чистякова «Психогимнастика», 1990 г. М. М. Кольцова, М. С. Рузина «Пальчиковый игротренинг» «Ребенок в детском саду» 4, 2003 г. Т.В. Волокитина, Е.А.Гусева « Вопросы изучения,воспитания и обучения детей,испытывающих трудности в усвоении образовательных программ» Архангельск,2000.