Лекция 2 Личность в социальной психологии. Учет возрастных особенностей в управлении людьми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Advertisements

Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПОДГОТОВИЛА: РЕБРОВА ДАРЬЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Диспозиционная концепция В.А. Ядова Подготовила Михайловская А.В. 3 курс/3 группа.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ПЛАН 1.Суть проблемы соотношения обучения и развитияСуть проблемы соотношения обучения и развития 2.Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции Личность - устойчивая система социально.
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Транксрипт:

Лекция 2 Личность в социальной психологии. Учет возрастных особенностей в управлении людьми.

Содержание: Я-концепция. Социализация (приобретение социального опыта: подражание, заражение, внушение, игры, профессиональная деятельность, образование, воспитание). Социальная, культурная среда, социальные институты и их влияние на становление личности. Интериоризация. Понятие диспозиции личности (В.А. Ядов). Социальные роли и статусы. Предмет, задачи возрастной психологии. Возрастная периодизация Л.С.Выготского. Нормы развития и психологическое содержание различных возрастных периодов. Девиантное поведение. Содержание основных возрастных кризисов. Роль общения и деятельности в психическом развитии человека.

Я-концепция сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции». Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I). Джемс предложил формулу самооценки личности: самооценка = Успехи/притязания Фактически индивид реализует два процесса самооценки: - сравнение реального «Я» с идеальным «Я»; - сравнение реального «Я» с социальным «Я».

Проективные техники Практически все проективные методики направлены на исследование личностной сферы в различных её аспектах уровень притязаний, степень самопринятия, привязанность к близким, конфликтность и т. п. Идея о том, что в рисунке или рассказе можно увидеть своеобразный «автопортрет», лежит в основе тестов «Рисунок человека» (К. Маховер), «Дом дерево человек» (Гудинаф Харрис), Тематический апперцептивный тест (Г. Мюррея), Психогеометрический тест (Деллингер), Тест апперцепции символов (Нагибиной-Афанасьевой) и других.

Для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я», а также для диагностики взаимоотношений в малых группах, например, в семейном консультировании используется Тест Лири или «Диагностика межличностных отношений» (ДМО), в России он адаптирован Людмилой Николаевной Собчик. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. См.:

Концепция личности, представленная вертикальной иерархией установок-диспозиций (Владимир Александрович Ядов) 1й уровень формируется на основе физических потребностей и простейших ситуаций и ничем не отличается от неосознанных фиксированных установок, экономящих наше время при выполнении простейших поведенческих актов. 2й уровень представлен фиксированными социальными установками, или аттитюдами, выявляющими отношения к социальным ценностям семье, человечеству, деньгам, национальности … 3й уровень иерархической структуры диспозиций служит для выявления направленности интересов личности в определенные сферы социальной активности. Это профессиональная деятельность, семья, досуг. 4й уровнь располагаются ценностные ориентации на цели в жизни и средства их достижения. Здесь происходит самовыражение в конкретных социальных условиях, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни данного общества.

4 аспекта «Я»: Духовное Материальное Социальное Телесное В определенных ситуациях высший уровень диспозиционной структуры становится ответственным за управление поведенческими актами более низкого уровня. В.А.Ядов

Роберт Дилтс -один из известных НЛП-еров, создавший эту пирамиду, показал разделение нашего опыта на разные уровни:

Диспозиционная структура кроме вертикальной иерархической структуры обладает общепринятой горизонтальной трехкомпонентной схемой, состоящей из аффективного (эмоционального), когнитивного (познавательного) и поведенческого аспектов.

Составляющие «я»-концепции: Когнитивная - набор убеждений о самом себе, социальных ролей и статусов в сознании индивида. (убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя). Оценочная - соотнесение представлений о себе с «идеальным я»; соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями; оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности. Поведенческая - Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то что ему на самом деле удаётся.

Социальная установка это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом. Российская социальная психология выделяет: 1. Смысловая установка: взгляды человека на мир и образ того, к чему человек стремится, эмоционально-оценочный компонент антипатии и симпатии по отношению к значимым объектам, поведенческий компонент готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл. 2. Целевая установка обусловлена целью и определяет устойчивый характер протекания действия. В случае прерывания действия целевые установки проявляются в виде динамических тенденций к завершению прерванного действия. 3. Операциональная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета условий наличной ситуации и вероятностного прогнозирования этих условий, опирающегося на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. Операционные установки обнаруживаются в стереотипности мышления, конформности личности и т. п.

Чарльз Кули (1902) предложил концепцию «зеркального Я», в которой «Я-концепция» формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. Джордж Герберт Мид (1934) в своей теории «обобщенного другого» главным условием развития «Я-концепции» считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы.

Внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог «я»- образов, каждый из которых, являясь существенной частью «я»- концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики: 1.Высокий уровень пристрастности образа «я» и доступность его субъективным искажениям; 2.Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость «я»-концепции, по отношению к эмоционально- травмирующему опыту; 3.«Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ «я».

Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе: 1.Согласованность внешней оценки и «я»-концепции. 2.Значимость представлений, которые затрагивает оценка. 3.Доверие к эксперту. Чем большим кредитом доверия пользуется эксперт, выносящий оценку, тем значительней его влияние (Bergin, 1962). 4.Число повторений. Чем больше число повторений выданной оценки, тем больше вероятность её принятия. 5.Модальность оценки. Принятие или игнорирование внешней оценки зависит от того, позитивна она или негативна.

Рефлективное «я» своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности (основанная на личном опыте ), в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования система ценностных ориентаций в частности.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). «Человеческое я существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). И. С. Кон представляет социализацию как совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества Социализация

Большинство отечественных и зарубежных исследователей социализации рассматривали ее как процесс развития, представляющий собой ряд фаз, в каждой из которых достигалось соответствие определенным социальным ожиданиям (Пиаже Ж., 1967; Эльконин Д. Б., 1971; Петровский А. В., 1987; Эриксон Э., 1998, и др.), степень которого и показывает уровень социализованности. Если в качестве основного института социализации рассматривать образование, то уровень социализованности можно понимать как готовность соответствовать требованиям, выдвигаемым тем или иным образовательным институтом. Иногда социализацию отождествляют с развитием личности и воспитанием, социальным становлением.

В научный оборот термин "роль" ввели в е гг. XX века американские исследователи Мид и Линтон. Последний определял роль как "динамический аспект статуса". Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции. Начиная с раннего детства, личность в процессе социализации получает от окружающих ее людей (родителей, воспитателей, учителей, товарищей, сверстников, других взрослых) определенные знания о содержании различных ролей - официальных и неофициальных. При поступлении в школу, училище, вуз, на работу или на службу в армию новичка знакомят с правилами внутреннего распорядка, с требованиями, предъявляемыми к его новой социальной роли.

Ролевые конфликты: личностно-ролевой Известен случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над определенными лицами, но, как человек исключительно мягкий и жалостливый, он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начинающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное "Я" вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. межролевой (интерролевой) Женщина - научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Это требует от нее немало времени и сил. Но имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. внутриролевой (интраролевой) ситуация, в которой оказывается производственный мастер. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой - рабочие считают мастера своим представителем перед администрацией. Успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновременно удовлетворять требования и рабочих, и администрации. Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к его роли и не знает, каким из них он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация.

Предмет, задачи возрастной психологии. Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Три раздела возрастной психологии: детская психология (от рождения до 17 лет); психология взрослых, зрелых возрастов (акмеология); геронтология или психология пожилого возраста. («Возраст счастья» проект, книга)

Выготский сформулировал законы психического развития: 1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды; 2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются критическими периодами); 3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г - речь, дошкольник - память, 3-4 г - исправление дефектов речи); 4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются другие качества - слух, тактильные ощущения, обоняние)

2 уровня (зоны) психического развития (по Выготскому): 1) Зона актуального развития - те знания, умения, навыки, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно. 2) Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно. Выделяют еще третий уровень развития - уровень саморазвития (самообучаемость). ОБУЧЕНИЕ должно опираться на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие "тянет" его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.

Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту); Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.); Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, IQ - интеллектуальный коэффициент б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает) в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Спасибо за внимание!