Информационные системы анализа и оптимизации бизнес-процессов 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БИТЕК «Бизнес-инжиниринговые технологии» г. Москва, тел.: (495) , Internet: Учебный.
Advertisements

Декомпозиция процессов. Сеть процессов организации. (лекция 3)
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
IDEF0 ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ БИМЗНЕС - ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ « КАК ЕСТЬ »
Функциональное моделирование систем с использованием методологии DFD.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
1 Реинжиниринг бизнес процессов Управления проектами при подготовке и реализации проекта реструктуризации предприятия.
© ЗАО «1С», 2006 Обзор функциональных возможностей продукта Учет номенклатуры.
Методология проектирования информационных систем МИФИ, Кафедра «Кибернетика»
Теория Курс пользователя типового реестра государственных и муниципальных услуг 1.
Телеконференция «Новые возможности для бизнеса – переход с «1С:Управление производственным предприятием« на «1С:ERP Управление предприятием 2.0", 24 сентября.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Лекция 2: Диаграммы потоков данных(DFD). Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) DFD описывает: функции обработки информации (работы); функции.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
Проведение ИТ-аудита с описанием информационной модели бизнес-процессов Предприятия.
Применение генетических алгоритмов для генерации числовых последовательностей, описывающих движение, на примере шага вперед человекоподобного робота Ю.К.
Функциональное проектирование ИС. Декомпозиция всей системы на некоторое множество иерархически подчиненных функций. Основные идеи структурного анализа.
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Транксрипт:

Информационные системы анализа и оптимизации бизнес-процессов 1

Business Studio 3.5 (последняя версия 4.0) Ссылки и литература: 1.Business Studio Wiki. URL: 2.Бизнес-инжиниринговые технологии. URL: 3.Калянов Г.Н. Моделирвоание, анализ, оптимизация и автоматизация бизнес- процессов. – М.: Финансы и статистика, Любые статьи и учебники по процессному менеджменту, анализу и оптимизации бизнес-процессов. 2 Сумма балловОценка (неуд.) (удов.) (хор.) (отл.) БаллыЗа 10посещение занятий 50 работа в течение семестра (задания, лабораторные) 40 ответ на экзамене (теоретический и практический вопрос)

ЛЕКЦИЯ 1 3

Понятие бизнес-процесса Процессный подход – это подход к анализу и синтезу деятельности организации, основанный на выделении составляющих деятельность бизнес-процессов. Процессный подход – любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. (ISO 9000) Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи). Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. 4

Виды бизнес-процессов Управляющие – бизнес-процессы, которые управляют функционированием системы (корпоративное управление, стратегический менеджмент, контроль качества). Операционные – бизнес-процессы, которые составляют основной бизнес компании и создают основной поток доходов (снабжение, производство, маркетинг, продажи). Поддерживающие – бизнес-процессы, которые обслуживают основной бизнес (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка). 5 Бизнес-процессы верхнего уровня – это бизнес-процессы, получающиеся на начальных этапах процессной декомпозиции деятельности компании: «Продажа», «Производство», «Закупка», «Управление финансами» и т.д. Бизнес-процессы нижнего уровня – это бизнес-процессы, получающиеся на последующих этапах процессной декомпозиции деятельности компании и являющиеся составной частью процессов верхнего уровня: «Выставление счета», «Подготовка договора», «Изготовление детали» и т.д.

Основные способы описания бизнес-процессов Вертикальное (функциональный подход) – простая декомпозиция исходного процесса на более мелкие процессы и работы. Горизонтальное (процессный подход) – показывает взаимосвязи между работами для достижения общей цели. 6

Три основных способа горизонтального описания 7

Методологии графического представления бизнес-процессов 8 Сегодня существует несколько десятков способов графического представления бизнес-процессов. Основные методологии: DFD (Data Flow Diagram); BPMN (Business Process Model and Notation); IDEF0; IDEF3; Oracle; BAAN; ARIS; UML (Unified Modeling Language); и др. Каждая методология – это стандарт, описывающий что и как делать для получения и анализа модели бизнес-процессов.

Cхема управления в теории управления 9 Объект управления обратная связь входы выходы помехи управление Управляющий субъект

Ключевые понятия процессного подхода 10 Результат бизнес-процесса (выходы) - то, ради чего осуществляется бизнес- процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности - получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Владелец бизнес-процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Исполнители бизнес-процесса - команда специалистов из различных функциональных областей, выполняющих действия процесса. Исполнители процесса в большей степени ориентированы на результат. При функциональном подходе исполнители мотивируются только за исполнение функций и не заинтересованы в получении конечного результата. Входы бизнес-процесса - ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.

Описание окружения бизнес-процесса 11 Первый шаг описания бизнес-процесса. Окружение представляет совокупность входов и выходов бизнес-процесса с указанием поставщиков и клиентов. Поставщики и клиенты могут быть как внутренними, так и внешними.

Классификация входов и выходов 12 ЭлементОпределение и характеристики Первичный выход Основной результат, ради которого существует бизнес-процесс. Определяется целью, назначением бизнес-процесса. Вторичный выход Побочный продукт бизнес-процесса, который может быть востребован вторичными клиентами. Не является основной целью бизнес-процесса. Первичный вход Поток объектов, инициирующий «запуск» бизнес- процесса, например - заказ клиента, план закупок и т.д. Вторичный вход Потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание бизнес-процесса, например – стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.

Технология анализа и оптимизации бизнес-процессов 13 Разработка модели организации «как есть» (as is) Анализ модели организации «как есть» (as is) Разработка модели организации «как надо» (to be) Разработка плана перехода из состояния «как есть» к состоянию «как надо» Результаты стратегического анализа Достижение состояния «как надо» Цели Критерии достижения целей Стратегия 1.Модель бизнес- процессов 2.Модель организационной структуры

Почему необходимо анализировать и оптимизировать бизнес-процессы? 14 Основные проблемы: 1.Бизнес-процессы либо очень фрагментированы, либо границы процессов определены некорректно. 2.Бизнес-процессы не формализованы и не описаны, то есть не имеют установленного способа выполнения действий (процедуры). 3.Не всегда понятно, кто же отвечает за результат процесса (Бизнес-процессы не имеют своего владельца, либо владелец не имеет достаточно полномочий). 4.Недостаточность или переизбыток точек контроля внутри бизнес-процесса, что приводит либо к хаосу, либо к бюрократизации. 5.Информационное обеспечение бизнес-процессов неэффективно (нарушены целостность, полнота, своевременность поступления информации). Чего ожидают в результате: 1.Повышение управляемости организации: улучшение системы отчетности, создание прозрачной системы управления, ускорение процедур принятия управленческих решений 2.Снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри бизнес-процессов. 3.Снижение затрат.

Задание Найти на сайте Business Studio примеры моделей бизнес-процессов предприятия 2.Выбрать по одному любому процессу верхнего и нижнего уровней. 3.Изучить подпроцессы выбранных процессов. 4.Составить словесное и табличное описание выбранных процессов, изучить их графическое представление 5.Выписать первичные и вторичные входы и выходы в виде таблицы ВходВыход Первичный Вторичный

ЛЕКЦИЯ 2 16

Место модели бизнес-процессов в системе управления предприятием 17 Система целей и показателей Модель бизнес- процессов Организационная структура Последовательность проектирования системы управления "с нуля": 1.Формулирование наивысшей цели организации 2.Разработка стратегии ее достижения 3.Формирование верхнего уровня системы целей и показателей 4.Определение объектов управления 5.Разработка модели бизнес-процессов, формирование нижнего уровня системы целей и показателей 6.Проектирование организационной структуры 7.Формирование регламентирующей и методической документации 8.Автоматизация системы управления (при необходимости)

Определение целей 18 Финансовые цели Самые простые для формулирования цели, связанные с извлечением выгоды. Системные цели Цели, которые должна достигать организация для обеспечения функционирования системы более высоко уровня. Личные (психологические) цели Личные цели собственника базируются на его потребности в саморазвитии, общественном признании, положении в своей социальной группе и т.п. Самые сложные для выявления и формализации. Наивысшую цель организации обычно ставит ее собственник или учредитель.

Критерии достижения целей 19 Для полной формализации цели необходимо задать критерии (показатели) ее достижения. Показатель определяет, насколько мы приблизились к выполнению цели. Показатели должны: 1.Быть измеримыми; 2.Иметь заданные целевые значения. Ключевые показатели бизнес-процессов могут быть представлены в виде пяти групп: показатели результативности (продукта) – сколько и чего получаем в результате? показатели стоимости (затрат) – что нужно потратить для получения результата показатели времени – сколько времени нужно дял поулчения продукта показатели качества – насколько хорош продукт (по сравнению с конкурентами? с запросами потребителей?) показатели фрагментации бизнес-процесса – насколько сложно организован процесс? (число руководителей, исполнителей, подразделений) смешанные – например, рентабельность = результативность / затраты.

Разработка стратегии 20 Стратегия - совокупность взаимосвязанных мероприятий и решений, определяющих приоритетные направления затрат ресурсов и усилий предприятия по достижению заранее определенных и согласованных с собственником целей. Стратегия дает ответ на вопрос, как добиться поставленных целей. Из стратегии должны следовать основные требования к системе управления: стратегические цели, являющиеся декомпозицией наивысшей цели организации. уровни управления (монопредприятие, холдинг, корпоративный центр) - для определения верхнего уровня организационной структуры организации.

Проектирование системы целей и показателей в BusinessStudio 21 ndicators Включает: Стратегические цели Операционные цели Показатели достижения каждой цели Подходы к описанию: 1.Дерево целей в виде перечня 2.Диаграмма сбалансированной карты 3.Стратегическая карта в соответствии с системой сбалансированных показателей (ССП)

Объекты управления 22 Собственник Потребитель Поставщик Продукт Техпроцесс (производственный, процесс оказания услуги) Производственно-технологическое оборудование (ПТО) Объекты инженерно-технической инфраструктуры (ОИТИ) Рабочая сила (персонал) Капитал Основные объекты управления любой организации:

Бизнес-процессы верхнего уровня 23 Объект управленияБизнес-процесс 1. Система управления организации Выработка согласованных условий деятельности 2.Собственник Привлечение и обслуживание уставного капитала 3.ПотребительПродвижение и продажи 4.Продукт Разработка новых и совершенствование существующих продуктов (услуг) 5.ТехпроцессПроизводство 6.ПоставщикВоспроизводство ресурсов 7.ПТОВоспроизводство ПТО 8.ОИТИВоспроизводство ОИТИ 9.Персонал)Воспроизводство рабочей силы 10.КапиталФинансирование деятельности и расчеты Можно выделить в соответствии с основными объектами управления.

Пример 24 Наивысшая цель: за 3 года увеличить стоимость бизнеса в 4 раза и продать его. ИП Иванов С.П. Ларек по продаже хлебобулочных изделий. Сергей Петрович Иванов закупает оптом хлебобулочные изделия у городского хлебозавода 1 и булочно-кондитерского комбината «Сладость». Полученные товары он самостоятельно складирует и продает в течение дня. Каждый вечер он заказывает поставку на следующий день. Бухгалтерский и налоговый учет ведет бухгалтер по найму, которому Сергей Петрович лично отвозит первичные документы. Для ведения складского учета у Сергея Петровича имеется планшет с установленным ПО. Настройку планшета осуществляет ИТ-фирма. Критерий: стоимость бизнеса в конце каждого квартала.

Стратегия 25 Стратегическая цельПоказатели 1.Обеспечить суточный оборот не менее 2500р. Объем продаж за 1 день 2.Не менее 30 постоянных клиентов Количество людей, которые покупают хлеб в киоске не реже, чем раз в неделю 3.Обеспечить рентабельность не менее 10% Затраты Прибыль Рентабельность = прибыль / затраты 4.Повысить эффективность учета товаров Время, затрачиваемое на получение, учет и формирование заказа

Перечень бизнес-процессов верхнего уровня 26 Операционные бизнес-процессы: 1.Закупка товара. 2.Складирование. 3.Продажа. Управленческие бизнес-процессы: 1.контроль доходов и расходов; 2.управление запасами; 3.управление аутсорсингом. Обеспечивающие бизнес-процессы: 1.налоговый учет; 2.бухгалтерский учет; 3.юридическое обеспечение; 4.хозяйственное обеспечение; 5.ИТ-обеспечение.

Иерархия бизнес-процессов 27 Продажа хлебо- булочных изделий Операционные процессы Управленческие процессы Обеспечивающие процессы Обеспечивающие процессы Закупка товара Складиро- вание Продажа Налоговый учет Бухгалтерский учет Юр. обеспечение Хоз. обеспечение ИТ-обеспечение Контроль доходов и расходов Управление запасами Управление аутсорсингом

Декомпозиция процессов (иерархия) 28 Закупка товара Формирование заказа Получение товара Составить заказ Направить заказ поставщику Проверить товар Принять товар Заполнить документы о приемке Анализ товарных запасов

Окружение бизнес-процессов 29 ВходВыход ПервичныйПотребность в товарахПолученный товар ВторичныйСведения о продажах Сведения о складе Первичные документы о приемке Закупка товара ВходВыход ПервичныйНезаполненные документы на приемку Заполненные документы на приемку ВторичныйРезультаты проверки товара Заполнить документы о приемке ВходВыход ПервичныйТовары от поставщикаТовары на складе ВторичныйНезаполненные документы на приемку Заполненные документы на приемку Получение товара

Сеть бизнес-процессов 30

Диаграмма потоков 31 Поставщик Проверить товар Принять товар Заполнить документы о приемке Первичные документы Заказ Товар от поставщика Склад Незаполненные документы Заполненные документы Товар на складе Поступивший заказ Результат проверки Возврат товара Документы поставщику Бухгалтер Внутренние документы

Роли бизнес-процессов в достижении основной цели 32 Бизнес-процессОсновная роль 1Налоговый учетОптимизация налогообложения, в том числе том числе штрафов за неверный расчет налогов 2Контроль расходов Оптимизация затрат компании, предотвращение необоснованных расходов 3Юридическое обеспечение Оптимизация затрат, в том числе связанных с рисками штрафов и пени по договорам, с неверно составленными договорами, неисполнением обязательств контрагентами и т.д. 4Хозяйственное обеспечение Своевременное обеспечение основной деятельности необходимыми материалами и оборудованием хорошего качества и по доступной цене. 5ИТ-обеспечениеОбеспечение бесперебойной работы программного обеспечения и технического оборудования. 6Управление запасами Минимизация затрат по хранению продуктов, их списанию в связи с порчей. 7Управление аутсорсингом Обеспечение качественного выполнения за счет привлечения внешних компаний по разумной цене. 8Закупка товараОбеспечение конкурентных товаров по разумным ценам и в положенный срок. 9СкладированиеОбеспечение наиболее оптимального использования складских площадей, наилучших условий хранения товара.

Регламентация процессов 33 На примере бизнес-процесса «Закупка товара». Необходимые данные: данные по товарным запасам; данные по продажам; данные о характеристиках складского помещения; отсутствие сбоев в программе по учету. Требования к данным: данные по товарным запасам должны поступать ежедневно не позднее 15.00, чтобы не позднее сделать заказ поставщику на следующий день; данные по продажам должны также поступать ежедневно не позднее 15.00; данные по складу быть зафиксированы в отдельном документе и периодически пополняться. Доступ к документу должен быть постоянным. в случае неисправности программного обеспечения в части анализа потребностей в заказе товара, все поломки должны быть устранены не позднее (кроме серьезных неисправностей) Требования к процессу: информация о поставках должна поступать в программу ежедневно не позднее 9.00 для планирования будущих продаж и затрат на хранение товара на складе; вся первичная документация должна предоставляться бухгалтеру не позднее дня, следующего за ее получением.

Принятые управленческие решения по оптимизации деятельности 34 1.Требования к входным данным от внешних поставщиков были зафиксированы в договорах или направлены поставщиками в виде памяток. 2.Сформирован внутренний регламент деятельности в виде расписания. 3.Изменен поставщик ИТ-услуг. 4.Закуплено новое ПО для складского учета, с возможностью анализа динамики запасов, автоматическим составлением заявок по дефицитным товарам и прогнозирования продаж. Эффект от управленческих решений: 1.Сократилось число задержек поставки товаров. 2.Сокращено время на устранение неисправностей ПО. Новая компания могла устранить неисправности минимум за 10 минут, а старая – только за За счет автоматизации составления заявок и прогнозирования высвобожден 1 час времени ежедневно. 4.Сократились затраты за счет оптимизации закупок товаров. 5.Благодаря расписанию сократилось число «внутренних сбоев».

Последовательность разработки модели бизнес-процессов 35 1.Выявить набор объектов управления 2.Выбрать подход к описанию бизнес-процессов 3.Выбрать конфигурацию модели (моделей) бизнес-процессов 4.Разработать модель (модели) бизнес-процессов 5.Заполнить параметры процессов 6.Выбрать и назначить процессам показатели эффективности деятельности. 7.Оценить время и стоимость выполнения процессов и провести их оптимизацию (при необходимости). Варианты конфигурации 1.Выделение и описание набора отдельных бизнес-процессов компании 2.Создание комплексной модели бизнес-процессов

Выбор количества моделей 36 Тип предприятияСостав моделей 1. 1 уровень управления - монопредприятие, количество объектов управления не более 8 Одна комплексная модель уровень управления - монопредприятие, количество объектов управления более 8 а) Одна модель, верхний уровень - «метапроцессы» (Процессы управления, Процессы развития, Основные процессы, Обеспечивающие процессы). б) Несколько моделей для каждого "метапроцесса". Модели связать по входам и выходам уровневая система управления (управляющая компания – N производственных единиц) Одна модель для управляющей компании. 1..N моделей - для каждой производственной единицы, общие для однотипных единиц. Модели связать по входам и выходам.

ЛЕКЦИЯ 3. DFD 37

Data Flow Diagram (DFD) Диаграмма потоков данных (ДПД) 38 DFD используются для описания документооборота и обработки информации. Главная цель DFD - показать, как каждая работа преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими работами. На DFD показываются 4 типа объектов: процессы (работы, функции), преобразующие входы в выходы внешние сущности – поставщики данных и др. ресурсов извне хранилища данных – промежуточные накопители между процессами потоки данных, а также материальные и потоки управления Существует 2 основных нотации DFD: Йордона (Yourdon) и Гейна-Сарсона (Gane&Sarson).

Нотации DFD 39 ОбъектНотация Йордана Нотация Гейна-Сарсона Процесс Внешняя сущность Поток данных Управляющий поток Хранилище данных Процесс Исполнитель Имя сущности имя потока Хранилище

Пример 40 DFD-схема бизнес-процесса "Оформление и выдача трудовой книжки сотруднику при увольнении" в нотации Гейна-Сарсона

Пример 41 DFD-схема бизнес-процесса "Оформление и выдача трудовой книжки сотруднику при увольнении" в нотации Йордона

Основные правила именования 42 ОбъектИмяПримеры ПроцессГлагол в инфинитиве или отглагольное существительное с дополнениями Получить товар Сортировка массива Внешняя сущность Существительное в им.падеже Должности, отделы, контрагенты Клиент Банк Склад Поток данныхСуществительное в им.падеже с дополнениями Документы, ресурсы Товары от поставщика Массив целых чисел Объяснительная от работника Хранилище данных Существительное в им.падеже Базы данных, архивы, укрупненные документы База данных клиентов Первичные документы Книга покупок Переменная X Название процесса = Действие + Объект, над которым действие осуществляется Название потока = Объект, представляющий поток + Статус объекта Глаголы должны быть активными, недвусмысленными и ориентированными на действие (заполнить, вычислить, извлечь, а не модернизировать, обработать).

Пример с ошибками 43 Предприятия по сборке и продаже компьютеров и ноутбуков, процесс Отгрузка и снабжение

Декомпозиция ДПД 44 Верхний уровень – контекстная диаграмма. Обычно в центре находится главный процесс, соединенный с приемниками и источниками информации (внешние сущности), посредством которых с системой взаимодействуют пользователи и внешние системы. ДПД первого уровня строится как декомпозиция процесса, который присутствует на контекстной диаграмме. Каждый процесс на ДПД может быть детализирован при помощи ДПД или (мини-)спецификации. Правило балансировки – должны сохраняться внешние сущности и хранилища, с которыми взаимодействует детализируемый процесс. Правило нумерации - при детализации процессов должна поддерживаться иерархическая нумерация. Например, процессы, детализирующие процесс с номером 12, получают номера 12.1, 12.2, 12.3 и т.д.

Иерархия ДПД 45 Контекстная диаграмма ДПД первого уровня ДПД Спецификация ДПД Спецификация

Контекстная диаграмма 46

Диаграмма детализации первого уровня 47

Рекомендации 48 1.Размещать на каждой диаграмме от 3 до 6-7 процессов. 2.Потоки и процессы на одной диаграмме должны быть одного уровня представления. Не загромождать диаграммы несущественными на данном уровне деталями. 3.Декомпозицию потоков данных осуществлять параллельно с декомпозицией процессов (одновременно, а не одно после другого). 4.Выбирать ясные имена процессов и потоков, стараться не использовать аббревиатуры. 5.Отделять управляющие структуры от обрабатывающих структур (т.е. процессов), локализовать управляющие структуры. 6.Переходить к детализации процессов следует только после определения содержания всех потоков и накопителей данных.

Детализация потоков данных 49 Групповые потоки объединяют в себе несколько потоков данных. Их необходимо детализировать на более низких уровнях диаграмм, но выполняя правило балансировки. Можно показать с помощью вспомогательных объектов: Групповой узелОбъединение и расщепление потоков. Узел-предокПозволяет увязывать входящие и выходящие потоки между детализируемым процессом и детализирующей DFD. Неиспользуемый узел Применяется, при расщеплении группового узла, когда требуются не все элементы входящего в узел потока. Узел изменения имени Позволяет неоднозначно именовать потоки, содержимое которых эквивалентно. NU N имя 1имя 2

Миниспецификация 50 Миниспецификация (описание логики процесса) должна формулировать его основные функции таким образом, чтобы в дальнейшем исполнитель, смог выполнить работу или разработать соответствующую программу. Это описание алгоритма процесса. Содержит: номер и/или имя процесса, списки входных и выходных данных, тело (описание) процесса. Язык спецификации может варьироваться от естественного языка или псевдокода до визуальных языков моделирования (блок-схема, псевдокод). Миниспецификация является конечной вершиной иерархии ДПД. Критерии завершения детализации: 1)наличие у процесса относительно небольшого количества входных и выходных потоков данных (2-3 потока); 2)возможность описания преобразования данных процессом в виде последовательного алгоритма; 3)выполнение процессом единственной логической функции преобразования входной информации в выходную; 4)описание логики процесса должно иметь небольшой объем (не более строк).

Словари данных 51 Словарь - организованный список всех элементов данных с их определениями - обеспечивает общее для всех понимание всех потоков и хранилищ. Для каждого потока данных в словаре хранится: имя потока, тип и атрибуты. Тип потока: простой или групповой внутренний или внешний поток данных или поток управления непрерывный или дискретный Атрибуты потока данных включают: имена-синонимы потока данных для узлов изменения имени; определения для групповых потоков (объединение); единицы измерения потока; диапазон значений для непрерывного потока, типичное значение (по умолчанию) информация по обработке экстремальных значений; список значений для дискретного потока и их смысл; список диаграмм, в которых поток встречается; список потоков, в которые данный поток входит как внешний групповой и расщепляющийся (может не быть на диаграмме) комментарий, включающий дополнительную информацию (цель введения данного потока).

Расширения реального времени 52 Управляющие процессы, потоки и хранилища показываются пунктирными линиями. Типы управляющих потоков: а)Т-поток (trigger flow). Сигнал запускает выполнения процесса (кнопка). б)А-поток (activator flow). Пока поток идет, процесс непрерывно выполняется (выключатель). в)E/D-поток (enable/disable How). Поток с двумя линиями: E «включает» процесс, D «выключает» (две кнопки вкл./выкл.). Согласовать кандидатуру Нанять работника Резолюция Проверить баланс предприятия Заплатить налог на прибыль Наличие прибыли

Загрузка информации о погоде 53

Диаграммы процессов управления персоналом 54

Задание 2 55 Разработать DFD для процессов, рассмотренных в предыдущем задании. Одну диаграмму изобразить в нотации Йордана, другую – Гейна-Сарсона.

ЛЕКЦИЯ 5. IDEF0 56

Структура модели бизнес-процессов в BusinessStudio 57 Уровень модели НотацияКомментарий 0 IDEF0 (контекстная диаграмма) Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу. 1IDEF0 1 уровень содержит процессы верхнего уровня модели. Модель A0. 2IDEF0 2 уровень содержит декомпозицию процессов верхнего уровня. Модели A1-An 3 и далее Процесс, Процедура, BPMN, EPC 3 уровень представляет собой работы - наименьшие возможные процессы, создающие минимальный отделимый результат. За отдельные действия внутри работы будут отвечать конкретные должностные лица.

Иерархия диаграмм IDEF0 58 Каждая IDEF0-диаграмма содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.

Блоки 59 Блоки на диаграмме представляют функции. Функция - это все, что может быть выражено активным глагольным оборотом. Функции показывают, что должно выполняться, не идентифицируя при этом какие-либо другие аспекты, такие как необходимость в них или их смысл. Имена функций записываются внутри блоков. Имя должно быть активным глаголом, глагольным оборотом или отглагольным существительным. Каждая диаграмма, кроме контекстной, должна содержать 3-6 блоков. Каждый блок на диаграмме имеет номер в диапазоне 1-6, записанный в нижнем правом углу. Доминирование. Блоки IDEF0 на неконтекстной диаграмме должны располагаться по диагонали - от левого верхнего угла диаграммы до правого нижнего в порядке присвоенных номеров. Блоки на диаграмме, расположенные вверху слева, "доминируют" над блоками, расположенными внизу справа. "Доминирование" понимается как влияние, которое блок оказывает на другие блоки диаграммы. Расположение блоков на листе диаграммы отражает авторское понимание доминирования. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные.

Виды и размещение дуг (ICOM) 60 Название объектов Размещение Русский вариант Английский вариант ВходInputПодходит к работе слева УправлениеControlПодходит к работе сверху ВыходOutputИсходит от работы справа МеханизмMechanismПодходит к работе снизу Дуги могут быть внутренними и граничными. Граничные дуги на самом верхнем уровне А-0 называются внешними дугами.

Виды связей между блоками 61 В методологии IDEF0 требуется только пять типов взаимодействий между блоками для описания их отношений: по управлению по входу обратная связь по управлению обратная связь по входу выход-механизм Связь по входу Связь по управлениюСвязь выход-механизм

Рекурсивные (обратные) связи 62 Обратная связь по входу Обратная связь по управлению

Разветвление дуг 63 Дуги могут разветвляться (в случае, если одни и те же данные требуются более, чем для одной функции) или соединяться (в случае, если однотипные данные могут быть выработаны более чем одной функцией). Каждая из ветвей может представлять один и тот же объект или различные объекты одного и того же типа.

64

Туннелированные стрелки 65 Туннелированные стрелки означают, что данные, передаваемые с помощью этих стрелок, не рассматриваются на родительской диаграмме и/или на дочерней диаграмме. Стрелка, помещенная в туннель там, где она присоединяется к блоку, означает, что данные, выраженные этой стрелкой, не обязательны на следующем уровне декомпозиции. Стрелка, помещаемая в туннель на свободном конце, означает, что выраженные ею данные отсутствуют на родительской диаграмме.

Другие элементы диаграмм 66 Внешняя ссылка Обозначает место, сущность или субъект, которые находятся за границами моделируемой системы. Междиаграммная ссылка Обозначает другую диаграмму. Служит для обозначения перехода стрелок на диаграмму другого бизнес-процесса без отображения стрелки на вышележащей диаграмме (при использовании иерархических моделей). Процесс-ссылка Элемент обозначает ссылку на процесс, описанный в другой модели. Сноска Выносной элемент, предназначенный для нанесения комментариев. ТекстКомментарий без сноски.

Контекстная диаграмма 67

Диаграмма первого уровня 68

Диаграмма первого уровня (BPWin) 69

Сбалансированность диаграммы 70 количество блоков на диаграмме - N; число стрелок, соединяющихся с блоком, - А; уровень декомпозиции диаграммы - L; сбалансированность диаграммы - В; Коэффициент сбалансированности:

ЛЕКЦИЯ 7. НОТАЦИИ ПРОЦЕСС И ПРОЦЕДУРА (FLOWCHART) 71

Нотации процессов нижнего уровня 72 Нотации Процесс и Процедура используются для представления алгоритма (сценария) выполнения процесса и позволяют задать причинно-следственные связи и временную последовательность выполнения действий процесса. Нотации поддерживают декомпозицию на подпроцессы, также как и нотация IDEF0. Различие между нотациями Процесс и Процедура состоит в том, что дополнительно к графическим элементам, применяемым в нотации Процесс, в нотации Процедура используются дорожки (Swim Lanes), обозначающие организационные единицы - исполнителей действий процесса. Это позволяет повысить наглядность диаграммы. Нотации Процесс и Процедура можно применять для моделирования отдельных процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес- процессов, созданной в нотации IDEF0. Нотации процессов нижнего уровня (работ) в BusinessStudio: Процесс (Basic Flowchart) Процедура (Cross Functional Flowchart) BPMN EPC

Блок-схема 73 ГОСТ Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения. Блок начало-конец (пуск-остановка) Блок действияДанные (ввод-вывод) Логический блок (блок условия) Граница цикла Соединитель Предопределённый процесс Комментарий 1) схемы данных; 2) схемы программ; 3) схемы работы системы; 4) схемы взаимодействия программ; 5) схемы ресурсов системы.

Основные блоки 74 СобытияДействияРешение Временная последовательность выполнения действий задается расположением действий на диаграмме сверху вниз (слева направо на горизонтальной диаграмме).

Виды связей 75 Стрелки "Связь предшествования" обозначают передачу управления от одного действия к другому, т.е. предыдущее действие должно закончиться прежде, чем начнется следующее. Стрелки "Поток объектов" используются в случаях, когда необходимо показать, что из одного действия объекты передаются в другое, при этом первое действие не запускает выполнения второго. Стрелки могут быть туннелированными.

Плавательные дорожки 76 Дорожки предназначены для отображения организационных единиц (должности, подразделения, роли, внешнего субъекта) - исполнителей действий процедуры. Имя процесса Исполнитель 1Исполнитель 2Исполнитель 3

Этапы 77 Элемент "Этап" предназначен для определения этапа в рамках процесса на диаграмме, созданной в нотации "Процедура". Имя процесса Этап 1 Исполнитель 1Исполнитель 2Исполнитель 3 Этап 2 Этап 3

Примеры 78 /process_procedure Поиск, фильтрация и сортировка данных в таблице

"Метод пяти вопросов" 79 ГруппаВопросы 1."Цель" Зачем делается та работа? Для достижения какой цели делается эта работа? 2."Люди" Кто делает эту работу? Почему именно он делает эту работу? Кто еще мог бы сделать эту работу? Кто мог бы сделать эту работу лучше? 3."Место" Где эта работа делается сейчас? Почему эта работа делается именно здесь? Где еще можно делать эту работу? Где эту работу делать лучше? 4."Время" Когда делается эта работа? Почему эта работа делается именно в это время? Какие есть альтернативы? Какая альтернатива лучше? 5."Технология" Как эта работа делается? Почему эта работа делается именно так? Какими еще способами эту работу можно выполнить? Какой способ выполнения работы лучше?

ЛЕКЦИЯ 8. BPMN 80

Business Process Model and Notation 81 При декомпозиции процесса, расположенного на диаграмме IDEF0, стрелки с диаграммы IDEF0 на диаграмму BPMN не переносятся. В нотации BPMN выделяют пять основных категорий элементов: элементы потока (события, процессы и шлюзы); данные (объекты данных и базы данных); соединяющие элементы (потоки управления, потоки сообщений и ассоциации); зоны ответственности (пулы и дорожки); артефакты (сноски).

Задача - это простое действие, которое не имеет дальнейшей декомпозиции. Тип задачи обозначается своим значком в левом верхнем углу блока задачи: - Абстрактная задача - Пользовательская задача - Сервисная задача - Отправка сообщений - Получение сообщений - Ручное выполнение - Бизнес-правило - Задача-сценарий Процессы 82 Подпроцесс - это декомпозированный процесс, включенный в состав рассматриваемого процесса, который описан более подробно на своей диаграмме. Процесс-цикл – процесс, который выполняется многократно. Число повторений может быть как известно, так и неизвестно.

События 83 Событие – это либо результат выполнения процесса, либо его причина. Причина возникновения события и результат, который инициирует событие, называются триггером. События, обрабатывающие триггер, который привел к их возникновению, называются обработчиками. События, которые запускают триггер, называются инициаторами. Стартовое и конечное событие означают начало и конец процесса. На диаграмме может быть только одно такое событие. Все остальные – промежуточные.

Основные типы событий 84 По типу триггера события делятся на следующие типы: Неопределенное (без триггера), Сообщение, Таймер, Условие, Сигнал, Множественное, Параллельное множественное, Эскалация, Ошибка, Ссылка, Компенсация, Завершение. Сообщение Таймер Условие Сигнал Ошибка Компенсация (запускает процесс для отмены предыдущих действий) Завершение (прерывает выполнение процесса)

Шлюзы 85 Шлюзы представляют собой точки разветвления и слияния потоков управления процесса. Шлюзы могут быть различных типов. Параллельный шлюз (AND, И) Эксклюзивный (выборочный) шлюз (XOR, исключающее ИЛИ) Неэксклюзивный шлюз (OR, неисключающее ИЛИ) Комплексный шлюз (в BusinessStudio аналогичен XOR) Эксклюзивный шлюз по событиям

Параллельный шлюз 86 Если оператор «И» используется в качестве оператора слияния, дальнейшее выполнение процесса продолжится только в случае, если выполнятся все ветки, входящие в этот оператор. Параллельный шлюз (AND, "И") используется для ветвления потоков управления или создания параллельных веток выполнения процесса: после выполнения Процесса 1 запустится выполнение и Процесса 2, и Процесса 3.

Эксклюзивный шлюз 87 = Эксклюзивный шлюз (XOR, "Исключающее ИЛИ") используется для ветвления потока управления на несколько альтернативных потоков, когда выполнение процесса зависит от выполнения некоторого условия. Если XOR используется в качестве оператора слияния, каждая ветка, входящая в этот оператор, запускает дальнейшее выполнение процесса. Аналогично отсутствию оператора слияния.

Неэксклюзивный шлюз 88 Неэксклюзивный шлюз (OR, "ИЛИ") также используется для ветвления потока управления по условиям. Но каждое условие является независимым, и дальнейшее выполнение процесса может продолжиться сразу по нескольким потокам управления, если условия будут выполнены. Неэксклюзивный шлюз может использоваться для синхронизации потоков управления при слиянии.

Эксклюзивный шлюз по событиям 89 Эксклюзивный шлюз по событиям (XOR) используется для ветвления потока управления на несколько альтернативных потоков, когда дальнейшее выполнение процесса зависит от возникновения некоторого события- обработчика, следующего после шлюза.

Другие объекты (неуправляющие) 90 В качестве объекта данных может использоваться: Бумажный документ, Электронный документ, ТМЦ, Информация, Программные продукты, Термины, Прочее. База данных. Набор объектов: несколько объектов банных вместе. Сноска: для вставки примечаний.

Пулы и дорожки 91 Пул. Содержимое пула - это и есть тот процесс, диаграмма которого рассматривается. На диаграмме развернутый пул может быть только один. Свернутый пул обозначает внешний (по отношению к текущей диаграмме) процесс или внешнюю ссылку. Дорожка предназначена для отображения организационных единиц - исполнителей (должности, подразделения, роли, внешнего субъекта).

Потоки управления 92 Поток управления используется для связи событий, процессов, шлюзов; отображает ход выполнения процесса.

Потоки сообщений 93 Поток сообщений используется для отображения межпроцессного взаимодействия

Поток «Ассоциация» 94 Ассоциация используется для отображения связи объектов данных и баз данных с процессами. Может быть направленной и ненаправленной.

Потоки (пример) 95

Пример 96