РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Активное использование речевых средств и средств.
Advertisements

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Хохлова Елена Николаевна Заведующая лабораторией современных методик и технологий начального.
Формирование ИКТ- компетентности в условиях ФГОС.
Стандарты нового поколения об ИКТ в начальном образовании Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа города Москвы.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
Реализация ФГОС ООО: ИКТ- компетенции на уроке и во внеурочной деятельности.
Формирование информационно- коммуникационных компетентностей обучающихся Т.М. Киселева, учитель информатики.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Условия эффективности формирования информационно- коммуникационной компетентности школьников.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
Приведение информационной образовательной среды образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС Муратов Александр Юрьевич, директор Центра.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
Горохова Е. А. МБОУ СОШ Развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Московский городской педагогический университет НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Босова Л. Л.

Программа Роль междисциплинарной программы « Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно - коммуникационных технологий » в основной образовательной программе образовательной организации Основные элементы ИКТ - компетенции учащегося Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенции учащегося Инструменты оценки ИКТ - компетенции учащегося Особенности формирования и развития ИКТ - компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья Босова Л. Л.

Социальный заказ установка на инициативность и приобретение новых компетенций готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям способность быстро адаптироваться к новым вызовам высокая социальная активность сотрудничество и взаимная ответственность Босова Л. Л.

Знаковые события в нашем образовании ФГОС Закон об образовании в РФ Профессиональный стандарт педагога Концепция развития математического образования Концепция поддержки развития педагогического образования Босова Л. Л.

Федеральный государственный образовательный стандарт Примерные программы по учебным предметам Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения Основная образовательная программа образовательного учреждения Босова Л. Л.

Структура ООП ООО 1. Целевой раздел ( планируемые результаты как цели ) 2. Содержательный раздел ( общее содержание образования и программы, ориентированные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов ) 3. Организационный раздел ( общие рамки организации образовательного процесса ) Босова Л. Л.

Междисциплинарные учебные программы Формирование универсальных учебных действий Формирование ИКТ - компетенции обучающихся Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности Основы смыслового чтения и работа с текстом Босова Л. Л.

Место в ООП ООО Вопросы, касающиеся формирования ИКТ - компетенции обучающихся, должны быть представлены в каждом из 3- х разделов ООП ООО. Деятельность по формированию ИКТ - компетенции обучающихся может быть представлена как самостоятельная программа или как подпрограмма программы формирования универсальных учебных действий. Босова Л. Л.

Методологическая основа ФГОС системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование ИКТ в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе Босова Л. Л.

Роль ИКТ ИКТ - стратегически важное направление науки и практики, необходимое для развития экономики, промышленности, высоких технологий, обеспечения национальной безопасности, образования всех уровней. Необходим высокий уровень адаптации современного школьника, а в дальнейшем выпускника школы к жизни и работе в высокотехнологичной наукоёмкой среде. Босова Л. Л.

ИКТ и учебный процесс Условия для индивидуализации учебного процесса за счет возможностей : использования разнообразных способов представления информации ( гипертекст, графика, анимация, видео и звук ) организации интерактивного взаимодействия между пользователем и средством ИКТ, обеспечивающего поддержку самостоятельной учебно - познавательной деятельности учащихся ( тренинг типовых умений, автоматизация текущего и итогового контроля ) сопровождения и поддержки учебной деятельности каждого учащегося преподавателем Организация групповой учебной деятельности с применением средств информационно - коммуникационных технологий Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы Босова Л. Л.

Мировые тенденции ЭОР – ЭУ – ЭУМК Образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы Персонализированная модель обучения Босова Л. Л.

Проблемы Средства ИКТ используются редко, бессистемно, преимущественно с целью предъявления новой информации, формирования репродуктивных навыков и контроля знаний Недостаточно реализуются возможности средств ИКТ в целях развития универсальных учебных действий Не используется потенциал ИКТ для формирования навыков самостоятельной индивидуальной и групповой учебной деятельности Низок уровень культуры использования базовых информационных технологий у большинства учащихся и педагогов Босова Л. Л.

Компетенция и компетентность Компетенция – круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов ; совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Босова Л. Л.

ИКТ - компетенция В сфере образования под компетенцией понимается некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество ( характеристика ) и минимальный опыт деятельности по отношению к заданной сфере. ИКТ - компетенция – компетенция в области использования информационно - коммуникационных технологий ( ФГОС ООО, ст. 10). Босова Л. Л.

Компьютерная и информационная грамотность Компьютерная и информационная грамотность понимается как способность использовать компьютеры в исследовательских, творческих и коммуникационных целях для эффективного участия в личной, учебной, производственной и общественной деятельности. Это соединение технической компетентности в области ИКТ ( т. е. навыков владения техническими возможностями компьютера и / или определенным программным продуктом ) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации. Босова Л. Л.

ИК - компетентность ИК - компетентность – это способность использовать цифровые технологии, инструменты коммуникации и / или сети для получения доступа, управления, интеграции, оценивания, создания и передачи информации с соблюдением этических и правовых норм для того, чтобы функционировать в обществе, основанном на знании, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества. Босова Л. Л.

Составляющие ИК - компетентности Определение ( информации ): умение корректно сформулировать проблему, чтобы целенаправленно искать и обрабатывать информацию. Доступ ( к информации ): умение искать и находить информацию в различных источниках. Управление ( информацией ): умение классифицировать или организовывать информацию. Интеграция ( информации ): умение интерпретировать и реструктурировать информацию, вычленять главное, сравнивать информацию из разных источников. Оценка ( информации ): умение составить мнение о качестве, релевантности, полезности информации и источников ее получения. Создание ( информации ): умение создавать или адаптировать имеющуюся информацию с учетом конкретной задачи. Передача ( информации ): умение адаптировать информацию к конкретной аудитории. Босова Л. Л.

ИКТ - компетенция столичного школьника Специфика формирования ИКТ - компетенции столичных школьников заключается в окружающей их высокотехнологичной среде столичного мегаполиса, в том числе высоком уровне технологической оснащенности школ ( образовательных комплексов ). Босова Л. Л.

Выпускник начальной школы активно использовать средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач вводить текст с помощью клавиатуры фиксировать ( записывать ) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки и измеряемые величины готовить свое выступление и выступать с аудио -, видео - и графическим сопровождением уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета Босова Л. Л.

Непрерывность и преемственность Формирование основ Развитие Совершенствование Начальная школа Основная школа Старшая школа Босова Л. Л.

Элементы ИКТ - компетенции обращение с устройствами ИКТ ; фиксация и обработка изображений и звуков ; поиск и организация хранения информации ; создание письменных сообщений ; создание графических объектов ; создание музыкальных и звуковых объектов ; восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов ; анализ информации, математическая обработка данных в исследовании ; моделирование, проектирование и управление ; коммуникация и социальное взаимодействие ; информационная безопасность. Босова Л. Л.

Поиск и организация хранения информации 5-6 классы использование приёмов поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве ; осуществление поиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов ( по одному признаку ); сохранение для индивидуального использования найденных в сети Интернет информационных объектов и ссылок на них ; систематизация ( упорядочение ) файлов и папок ; 7-9 классы использование различных приёмов поиска информации в Интернете ( поисковые системы, справочные разделы, предметные рубрики ); построение запросов для поиска информации с использованием логических операций и анализ результатов поиска ; использование различных библиотечных, в том числе электронных, каталогов для поиска необходимых книг ; поиск информации в различных базах данных, создание и заполнение баз данных, в частности использование различных определителей ; формирование собственного информационного пространства : создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников, размещение информации в Интернете. Босова Л. Л.

Создание графических объектов 5-6 классы использование простейшего ( растрового и / или векторного ) графического редактора для создания и редактирования графических объектов ; создание графических объектов с повторяющимися и / или преобразованными фрагментами ; создание простых геометрических объектов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание графических объектов проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств ; 7-9 классы создание и редактирование изображений с помощью инструментов графического редактора ; создание различных геометрических объектов и чертежей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание диаграмм различных видов ( алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами ; создание движущихся изображений с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов ; создание объектов трёхмерной графики. Босова Л. Л.

Анализ информации, математическая обработка данных 5-6 классы проведение простых экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях ; ввод результатов измерений и других цифровых данных для их обработки, в том числе статистической и визуализации ; 7-9 классы проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных и их обработка, в том числе статистически и с помощью визуализации ; проведение экспериментов и исследований в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике ; анализ результатов своей деятельности и затрачиваемых ресурсов Босова Л. Л.

globallab.org/ru/

Информационная безопасность осуществление защиты информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ ; соблюдение правил безопасного поведения в Интернете ; использование полезных ресурсов Интернета и отказ от использования ресурсов, содержание которых несовместимо с задачами воспитания и образования или нежелательно. Босова Л. Л.

Где формируется ИКТ - компетенция На уроках информатики ( теоретические основы и практические умения ) В процессе использования ЭОР и ИКТ на всех уроках В процессе использования ЭОР и ИКТ во внеурочной деятельности ( кружки, междисциплинарные проекты ) В процессе использования средств ИКТ вне школы Босова Л. Л.

Не единственный, но ключевой … Ключевым предметом, целенаправленно и системно формирующим ИКТ - компетенцию обучающихся, является школьный курс информатики, закладывающий теоретические основы, дающий первоначальный практический опыт использования средств ИКТ, а в дальнейшем – обобщающий и систематизирующий опыт использования средств ИКТ, получаемый учащимися при изучении других предметов и в повседневной жизни. В целях достижения высокого качества столичного образования в области информационных технологий в школе реализуется базовая / расширенная / углубленная модель курса информатики. Босова Л. Л.

Цель программы Целью разработки программы формирования ИКТ - компетенции столичных школьников является координация деятельности участников образовательных отношений на уровне образовательной организации, направленной на развитие способностей обучающихся к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний ; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Босова Л. Л.

Задачи программы описание основных элементов ИКТ - компетенции ; описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенции ; фиксация планируемых результатов формирования и развития компетентности обучающихся в области использования ИКТ ; определения подходов к оценке ИКТ - компетентности обучающихся. Босова Л. Л.

Требования к программе формирования ИКТ - компетенции Полнота содержания работ по формированию ИКТ - компетенции обучающихся Логика развёртывания образовательного процесса во временн ó й перспективе Вклад различных предметов и различных видов образовательной деятельности в формирование ИКТ - компетенции обучающихся Босова Л. Л.