Возможности развивающей системы Л.В. Занкова по реализации ФГОС второго поколенья Автор: Горбань Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г. Амурска Хабаровского края 2011г Выступление на методическом объединении учителей начальной школы
«Нам нужна современная система образовательных стандартов. Таких, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять» Премьер - министр РФ Путин В.В.
Учебники и учебно-методические пособия разработанные коллективом авторов педагогической системы Л.В. Занкова полностью соответствуют современным образовательным стандартам, санитарным нормативам и правилам издания. 1. Содержание обучения строится с учетом трех факторов: - оптимальное общее развитие каждого школьника; -возрастные и индивидуальные особенности обучаемых; -образовательные государственные нормы. 2. Организация поисковой самостоятельной деятельности 3. Развитие коммуникативных способностей 4. Формирование общеучебных умений
Формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Ведущим понятием четвертого поколения учебников, разработанных в системе Л.В. Занкова, является понятие «целостность»: 1) системы (интеграция горизонтальная): – общность цели; – общие задачи обучения; – единые дидактические принципы; – типические свойства методической системы; – система изучения результативности; – требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса; 2) целостность курса каждого учебного предмета (интеграция вертикальная).
«Окружающий мир», 3 класс - Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? - Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? - Почему? - А если бы вы отправились в Антарктиду? Самооценка. Тетради 2-4 кл. Раздел «Что я знаю? Что я умею?» Ученики знаками самостоятельно оценивают выполнение заданий, которые в тетрадях отмечены звездочкой или цветом, а учитель теми же знаками оценивает правильность его выполнения, ничего, не исправляя в работе ученика.
Русский язык», 2 класс, авт. Н.В. Нечаева, тема «Имя существительное»: Прочитай. Что это: скороговорка или считалка? Каким по цели высказывания является восклицательное предложение? Сеем рожь, овес, пшеницу, Лук, горох и чечевицу, Коноплю, гречиху, лен. Пусть росток выходит вон! Чтобы написать эти строки, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, если можно, род. Почему рифмуются слова лен, вон?
Освоение основного, базового содержания осуществляется системно, в три этапа: – пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с актуальным содержанием для данного года обучения; – его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным материалом; – включение этого материала в новые связи при изучении новой темы.
Фрагмент структурно-логической схемы курса русского языка 1- 4 класс (Система Л.В.Занкова.) Раздел1 класс2 класс3 класс4 класс Состав словаПервичное ознакомление с корнем и однокоренны ми словами Корень слова. Приставка. Суффикс. Однокоренны е слова. Разбор слова по составу. Образование слов при помощи приставок и суффиксов Словообразую щая роль приставок и суффиксов ЛексикаСлово и его лексическое значение. Первичное ознакомление с антонимами Слово в словаре и тексте. Синонимы. Антонимы. Слова однозначные и многозначные Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Слова исконные и заимствованн ые. Устаревшие слова. Фразеологизм ы.
Логико- структурная схема по математике (Система Л.В.Занкова) Блок 1. Число и величины. Арифметические действия. ЧИСЛА Дробные Однозначные и двузначные Положительные и отрицательные Римская нумерация Многозначные Сравнение чисел Сложение и вычитание Разряды и классы Умножение и деление Уравнения
Метапредметная цель: помочь детям овладеть средствами устного общения (голосом, жестами, мимикой, умелое пользование которыми и служит взаимопониманию людей). Литературное чтение 4 класс Анализ картины подводит к написанию собственной работы. 1)Прочитай текст. Какова его тема? Как можно его озаглавить? Определи его части и напиши план. 2) Чтение текста о картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет» и об изображенном на картине С.А. Рачинском, учителе художника. 3) Запиши только ту часть текста, в которой автор дает общее описание картины и учителя. Если надо, измени начало текста. Следующее задание: 1)Рассмотри репродукцию картины «Устный счет» Н.П. Богданова- Бельского. Как ты думаешь, является ли учитель «любимым наставником» этих крестьянских детей? Рассмотри учеников: о чем говорят их взгляды, позы? Какое настроение создает эта картина? 2) Предлагаем тему для сочинения «Учитель и ученик». Раскрой ее или от лица учителя Рачинского, или от лица его ученика.
Общеучебные умения 1)информационно-ориентировочные наблюдение (реальные и наглядно-образные объекты), слушание, чтение; 2) операционально-исполнительские классификация и обобщение (которые по психическим механизмам прямо соотносятся с умственными действиями: анализом, синтезом, абстракцией и обобщением); 3) контрольно-коррекционные самопроверка и самоконтроль.
Прочитай текст об Австралии. Отметь знаками: известную тебе информацию (V), новую информацию (+), информацию, противоречащую известной тебе (–), информацию, требующую дополнительных пояснений (?). Составь к данной задаче обратные. Сколько вариантов получилось у тебя? Сколько у всего класса? Обменяйся работой с одноклассником, проверь ее. Самооценка из тетради по технологии. Ребенку в специальной рубрике «Мои достижения» предлагается оценить с помощью несложных условных обозначений свою аккуратность, сложность работы, уровень самостоятельности выполнения задания (по картинке, по выкройкам, по своему замыслу) и проч. Самооценка
Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет получить образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; - обеспечить высокую социализацию детей; - помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования. Одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. Они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Это самое существенное достижение обучения.
Возможности развивающей системы Л.В. Занкова по реализации ФГОС второго поколенья Автор: Горбань Галина Михайловна, учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г. Амурска Хабаровского края 2011г Выступление на методическом объединении учителей начальной школы