Учитель истории, обществознания и экономики МОУ СОШ 40 Валькова С.Л.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Современные образовательные технологии интенсификации учебной деятельности при изучении основ безопасности жизнедеятельности.
Метапредметный урок Педагогический совет г Зам.директора Н.В.Салова муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 7»
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Проектирование современного урока Пастухова Н. С. МАОУ «Лицей 3»
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Иващенко Галина Николаевна, учитель физики МКОУ «Новокрасненская СОШ»
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Транксрипт:

Учитель истории, обществознания и экономики МОУ СОШ 40 Валькова С.Л.

«Смысл работы современной школы сегодня в том, чтобы научить детей жить в мире, которого еще нет, и справляться с задачами, о которых учителя мало что знают…. Едва ли не ко всему, что делается в школе, сегодня принято добавлять приставку «само»». (А.Ю.Уваров: «Педагогический дизайн»)

На первом этапе учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания. На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся. Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.

На первом этапе определяется роль урока в структуре изучения темы. Из роли урока вытекают его цели. Важный момент - выделение ведущей цели, определяющей всю логику будущего урока. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, направлены на продвижение учащегося по ступеням от знания через понимание к творческой деятельности и затем к уровню развития личности, уровню, на котором формируются личностные качества учащегося, и происходит его развитие, изменение его отношения к миру, окружению и к себе. Планирование результатов обучения, определение главных задач урока - следующий этап проектирования. Любая задача урока может быть решена на четырех уровнях усвоения. Знать (онтологический уровень) - уровень знакомства и понимания основных теорий, концепций, идей. Уметь (поведенчески-деятельностный уровень) - уровень применения теорий для решения типовых (стандартных) задач. Владеть (уровень способностей) - уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач. Быть (смысловой уровень)- уровень развития способностей (креативных, мыслительных, коммуникативных, рефлексивных), позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому (смыслотворчество).

Разработка структуры урока - важнейший этап проектирования. На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа. При проектировании содержательного наполнения урока следует определить: что необходимо рассказать ученикам, что они изучат самостоятельно, какие необходимо задать вопросы, какие задачи предложить на разных этапах деятельности для коллективной, групповой, индивидуальной работы, какие задания дать на длительные сроки, как контролировать успешность процесса. Критерии работы с содержанием урока: практическая значимость; доступность понятий, объема материала; эмоциональная значимость фактов и идеи; непротиворечивость фактов и идей, проблемность.

Следующий этап предполагает обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники. Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др. Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.

Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов ЭИОН с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе. Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут. В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем компьютерами, в то время как число учащихся составляет человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы.

Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников. Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования. Разработка структуры, планирование этапов урока.

Каждому ученику обеспечивается: индивидуальный набор задач; индивидуальный темп работы; полная самостоятельность ее выполнения; непрерывный контроль и управление; Интегральная технология представляет собой целостность четырех направлений: Укрупнение дидактических единиц; Планирование результатов обучения; Психологизацию образовательного процесса; Компьютеризацию

Вводное повторение: интерактивный информационный режим в форме беседы. Изучение нового материала: форма лекции с компьютерной презентацией, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Составление опорного конспекта и схем.

Беседа групповая работа по вопросам самостоятельная работа (рассказ по опорному конспекту) Опорный конспект - представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала

небольшое количество крупных единиц информации, что соответствует психологическим законам кратковременной памяти; конспективное изображение изучаемого материала; выбор оптимального варианта изучения темы урока; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указывать главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи и факты.

Хозяйство (англ. Economy) Наука (англ. Economics) Деятельность людей, связанная с производством товаров и услуг. Изучает способы использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических единиц (домашнего хозяйства, фирмы, государства). Макроэкономика – изучает экономику как единое целое на уровне страны. Опорный конспект « Экономика: наука и хозяйство. Микроэкономика. Макроэкономика »

ПОТРЕБНОСТИБЛАГА Осознанная и принявшая конкретную форму нужда. Средства удовлетворения потребностей. Свободные (неэкономические) - неограниченны Экономические – ограниченны (товары и услуги) производство Факторы производства Трудовые (ТРУД)Природные (ЗЕМЛЯ) Капитальные (КАПИТАЛ)ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ОГРАНИЧЕННОСТ ь ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ Опорный конспект « Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности. »

Ученица с хорошим уровнем ОУУН, развитыми умениями проектной деятельности, несколько сниженными коммуникативными техниками, продвинутого уровня знаний 15 Ученик базового уровня знаний, имеющий проблемы в самостоятельном решении задач на перенос знаний, затруднения в воспроизведении текста, не умеющий в полной мере ставить вопросы, вести диалог, составлять тезис и выступать по нему, но имеющий навыки коллективного творчества Ученик, имеющий трудности в работе с текстами, определениями, понятиями, ответами на вопросы, монологическими высказываниями, работе со схемами, минимального уровня знаний, работающий по инструкции Выполнение проекта, создание творческого продукта в группе Решение задач, составление вопросов, практическая работа Работа с понятиями, определение сути, определение составляющих, выявление признаков Контроль результата Самоконтроль, взаимоконтроль Пошаговый контроль

16 Этапы урокаАБС Рефлексивно-оценочный Предварительный контроль знаний Эксперимент в подтверждении гипотезы, проверка умений генерирования идей, независимость в суждениях, критичность мышления, самостоятельное принятие решения, обобщение с "места" Самостоятельная работа (решение учебной задачи, упражнение в…, практическая, лабораторная работа, лабораторный опыт, эксперимент и т.д.) Задания на типовые умственные действия в виде теста, контрольного среза, терминологического диктанта Итоговая самооценка Заполнение экспертной карты, комментарий выполненных работ учащихся, взаимообсуждение, формальная рефлексия Взаимоконтроль, содержательная рефлексия Коррекция умственных действий Домашнеее заданиеПодготовка к презентации проекта, выступлению, опора на социальный опыт и жизненные позиции ученика, философский аспект, опережение программного материала, возможность альтернатив- ных путей мышления Организованное субъект- субъектное общение в группе: творческое взаимодействие, продуктивное мышление Задания на подготовку сообщения, применение понятия, выполнение упражнения по алгоритму

17 Этапы урокаАБС Операционно-исполнительский МоделированиеОформление проекта, решение проблемной ситуации, создание опорного конспекта, схематизация процесса, идеализация мыслительных объектов Система исследовательских задач, проблемно-поисковые задачи: -задача- прогноз, -задача- противоречие, - задача-альтернатива, - задача на поиск недостающих данных, -задача- размышление, -задача- фантазия Задания на развитие комплексных дидактических умений- интеллектуально- практические действия, создание схем по новому материалу, конспекта, тезиса, шаблона Итоговый контроль в виде выступления Дидактическая функция контроля, индивидуальный Дидактический пошаговый

18 Этапы урокаАБС Операционно-исполнительский Формирование общего способа Учебная кооперация, сопоставление мнения каждого участника, разработка инструкции для других учащихся, чтение таблиц сверху вниз, слева направо и наоборот, коллективная деятельность- обеспечение продуктивного взаимодействия, индивидуальная деятельность- изменение скорости прохождения темы, решение задач, направленных на сочетание развернутых и свернутых знаний Запись алгоритма, укрупнение действия, свертываемость операций, развитие речи, cистема познавательных задач - самостоятельная работа по составлению задачи (дополнение недостающими данными, информацией, принципиально меняющей способ решения) Составление плана, тезиса, умение с ними работать, нахождение нужной информации, cистема познавательных задач, дополнительная работа над решенной задачей (решение найдено, работа по измененному условию и решение другим способом, сравнение содержания разных задач, в задаче определена цель, но неизвестно условие на котором основано решение, найдена часть решения, учим выполнять разные виды решения, в зависимости от вопроса самостоятельно) Воспитательная функция контроля Диагностический контроль, информационный, воспитательная функция

19 Этапы урокаАБС Операционно-исполнительский Решение учебной задачи Выполнение проекта, разработка модели, создание продукта, выбор основания для обобщения, классификации, сравнения, оценивание, абстрагирование, эксперимент, манипулирование с объектом, поиск закономерности, эвристическая беседа, рассмотрение объекта с разных точек зрения, самостоятельная работа Решение задач, задания на формирование умения анализировать сложное понятие, система взаимоперетекающих заданий по уровням усвоения (переформули- рование понятия, сопоставление понятия, изучение по другим источникам), частичная дискуссия, диалог, ориентировка в материале и способах работы с ним Задания на формирование умения анализировать сложное понятие (выделение главных слов, имеющих принципиальное значение, простых предложений из сложных, выбор главного слова, влияющего на определение, выявление признаков этого слова), словесное объяснение с показом образца, задания на анализ, сравнение, обобщение, классификацию, продолжение ряда Итоговый контроль в виде отчета, выступления, взаимоконтроль, самоконтроль Итоговый контроль в виде отчета, выступления, дидактический, индивидуальный Накопительная функция контроля, дидактический, индивидуальный

20 Этапы урокаАБС Ориентировочно- мотивационный Актуализации знаний Работа в группе по составлению эвристичес ких вопросов для других учащихся "Что?", "Откуда?", "Почему?", "Зачем?", "Для чего?"и т.д. Беседа по заранее определенным вопросам, определение главного понятия, отделение от второстепенного Схематическое представление учебного материала, работа со словарем, текстом, понятием Самоконтроль, взаимоконтроль, взаимообсуждение Диагностический контроль, индивидуальный Построение учебной задачи Фиксирование основополагающего вопроса, формулирование проблемных вопросов темы, определение частных задач при организации учебной кооперации Самоконтроль, взаимоконтроль, взаимообсуждение Информационный контроль, диагностический Создание ориентировочной основы действий Создание плана проекта, моделирование действий, разработка опорного конспекта, определение реперных точек Составление плана изучения, создание шаблона ответа, тезисов ответа, алгоритма решения задач Выбор главного определения, составление схем, шаблонов ответов, тезаурусов, тезисного плана, плана или алгоритма лабораторного опыта Воспитательная функция контроля Контроль результатаПошаговый контроль

21 Этапы урокаАБС Ориентировочно- мотивационный Формирование мотива действий Показ ЦОРов, рассказ "неизвестное об известном", создание ситуации успеха, определение тематического поля, определение дидактических противоречий, личностная позиция учителя, обращение к личному опыту учащихся, стимулирование интереса к процессу приобретения знаний Информационная, диагностическая функции контроля Проверка творческого домашнего задания Отчет о творческом задании, применение усвоенного способа к новым задачам, конструирование моделей, макетов, проектов, составление расчетов, графическое, знаковое или символическое моделирование содержания усвоенных способов Отчет о творческом задании в зависимости от индивидуальных особенностей (сочинение, работа по межпредметным заданиям, выполнение рисунков, разработка идей, предложений и т.д.) Проверка базовых знаний, программированный опрос, тестирование Итоговый контроль, индивидуальный Дидактическая функция контроля, индивидуальный контроль Накопительная функция контроля, дидактический, индивидуальный

I. Ориентировочно-мотивационный 1.1 Формирование мотива 1.2. Проверка творческого домашнего задания 1.3. Актуализация знаний учащихся 1.4. Построение учебной задачи 1.5. Создание ориентировки в учебном материале II. Операционно-исполнительский 2.1.Решение учебной задачи 2.2. Формирование общего способа действий 2.3. Моделирование III. Рефлексивно-оценочный 3.1. Итоговая самооценка 3.2. Предъявление домашнего задания на трех уровнях: программном, полутворческом и творческом 22

Средства представления Что определяет содержание Зона развития ребенка Приемы деятельности Направленность обучения Технологическая карта Графическое, символическое Психолого-педагогические особенности ! Содержание стандартов Зона актуального развития Фиксированные осознанно Личностная направленность Индивидуальная Учебное сотрудничество Конспект урока Текстовое Требования программ, содержание учебника Зона ближайшего развития Неосознанно, стихийно Групповая Академичность системы понятий 23 Дифференциация Форма получения знаний

24 Этапы урокаучащиеся продвинутого уровня, владеющие методиками проекта учащиеся базового уровня, имеющие навыки коллективного творчества учащиеся минимального уровня знаний, работающие по инструкции Ориентировочно- мотивационный Формирование мотива действий Проверка творческого домашнего задания Актуализации знаний Построение учебной задачи Создание ориентировочной основы действий Операционно-исполнительский Решение учебной задачи Формирование общего способа Моделирование Рефлексивно-оценочный Предварительный контроль знаний Домашнее задание

25 Компетентностный подход Проблемно-ориентированное развивающее обучение Личностно-ориентированное развивающее обучение Смысловая педагогика контекстного подхода Системно - деятельностный подход ПРИЕМЫ: уровневая дифференциация обучения создание учебных ситуаций проектная деятельность информационные и коммуникационные технологии

формы работы :подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Минимальный уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «удовлетворительно» и по возможности «хорошо». Процесс обучения и контроля знаний и навыков учебной работы предполагает в основном репродуктивное применение знаний основной школы и расширение фактологических знаний на уровне общих Первый уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «хорошо» и по возможности «отлично». Это уровень, адекватный медико- педагогическим возможностям и притязаниям основной части учащихся на обучение в реконструктивно-вариативном режиме с ознакомлением и участием в проектной и исследовательской работе в составе коллектива. Второй уровень предполагает совместное согласование возможностей, мотивации и образовательной деятельности учителя и учащихся на стабильную оценку «отлично». Это проектно-исследовательский уровень адекватно медико- педагогическим возможностям и притязаниям данной категории учащихся на обучение в творческом, проектно-исследовательском режиме.

– живое общение учащихся со своим учителем и между собой для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыследеятельности. Контроль: разноуровневый, может осуществляться с помощью компьютера.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Новые информационные технологии создают учащемуся прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ученик, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: "Не навреди".

«Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить» К. Д. Ушинский 30