Лекция 1 Предмет, структура, история и методы социальной-психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Advertisements

Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Методы сбора социологической информации
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Транксрипт:

Лекция 1 Предмет, структура, история и методы социальной-психологии

Предмет Социальна психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

«социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп». Галина Михайловна Андреева

Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.(психология революций, социальных сетей?....) Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Структура 1 социально-психологические явления в больших группах (в макросреде). проблемы массовой коммуникации (On Line, телевидение, пресса и т. д.), их воздействие на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий…

2 в малых группах (в микросреде). Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельности людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совместимости в замкнутых и изолированных группах …

3 проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики …

Отрасли социальной психологии 1.Этническая психология 2.Психология религии 3.Политическая психология 4.Психология управления отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы людей, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. 5.Психология межгруппового и межличностного влияния 6.Психология общения 7.Психология семьи (семейных отношений) 8.Психология конфликтных отношений (конфликтология) бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявления путей эффективного их предотвращения и разрешения.

История Западной СоцПси(3 этапа) 1 (сер.XIXв. до 1908г.) психология масс Густав Лебон ( ), психология толп С. Сигеле ( ) и Габриэль Тард ( ) (Фр.), Теория инстинктов социального поведения Вильям Мак-Дугалл ( ) (Англ.), «психология народов» Вильгельм Вундт ( ) (Герм.) философ, лингвист, создатель первой в мире экспериментально-психологической лаборатории и современного научного метода в психологии. К изучению психических функций следует подходить культурно- исторически, анализируя ритуалы, мифы, легенды, религию, лингвистические конструкции и т. п.

Научный подход Введение в социальную психологию Эдвард Росс (Ам.социолог) Социальная психология Вильям Мак-Дугалл Дальнейшее развитие социальная психология получила после Первой мировой войны ( ), когда в работах Ф. Олпорта и В. Меде была сформулирована программа превращения этой науки в экспериментальную дисциплину.

3 С 1945 по наст.время попытка социальной психологии дать ответ на насущные вопросы интенсивно развивающегося производства: поиск психологических средств оптимизации управления и труда в профессиональных группах, психологические проблемы отбора и обучения персонала, формирования команд, стимулирования труд…

История отечественной соц.пси. 60е XIX-нач.XXв. И.М. Сеченов Рефлексы головного мозга, В.М.Бехтерев - общественная психология, коллективная рефлексология, внушение как одна из форм влияния людей друг на друга Развитие 20-30е.гг XXв. Стагнация 30-50е.гг Возрождение 50е.-наст.вр.

В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Главная социально-психологическая проблема функционализма - проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) - поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма - проблема научения.

Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма - принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Методы непосредственное, опосредованное наблюдение, эксперимент, изучение и обработка данных, контент- анализ. тесты (интеллектуальные, проективные, достижений, способностей, личностные), полиграф, социометрия.

Наблюдение

преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие и оценка психических особенностей изучаемого объекта (индивида или группы) в целях изучения их изменений в определенных условиях и нахождения скрытого смысла наблюдаемого поведения. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Важно правильно выбрать ситуацию для наблюдения, а также уметь с опорой на психологические закономерности анализировать и обобщать полученные данные. Весьма информативны наблюдение и оценка невербальных признаков внутренних состояний (жесты, мимика, паузы). Целесообразно для ведения наблюдения использовать заранее разработанные схемы-вопросники, а также одновременно или последовательно подключать нескольких наблюдателей. При последующем анализе нужно избегать довлеющего влияния предположений о возможных причинах наблюдаемого поведения и поспешных прогнозных оценок.

Эксперимент

метод изучения психологического явления путем целенаправленного создания ситуаций, позволяющих проверить имеющиеся гипотезы, представляющие соответствующий научный интерес. Различают лабораторный и естественный эксперименты, у которых выделяют диагностическую, формирующую и корригирующую (исправительную) функции. При организации и проведении эксперимента важным является соблюдение след. условий: случайность подбора участников эксперимента, отсутствие у них личной заинтересованности в результатах эксперимента, наличие контрольной и экспериментальной групп, контроль остальных условий эксперимента.

Анализ продуктов деятельности и личных документов - психологическая оценка всего того, что человек создал, накопил или приобрел за свою жизнь, включая результаты профессиональной и творческой деятельности, а также недвижимое и движимое имущество: дом, квартира, бытовая техника, книги, картины, коллекции, украшения и другие предметы искусства. В целях анализа принимают во внимание дневники, письма, фотографии, другие личные документы, в которых нашел отражение жизненный путь человека.

Контент-анализ метод выявления и оценки профессиональных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на вопросы и т.д.), в которых выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы сообщений, затем производится систематический замер частоты упоминаний единиц в определенной совокупности текстов или другой информации. Контент-анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики источника сообщаемой информации, адресата и их взаимосвязи.

Анализ специальных психологических и социологических материалов изучение представляющих определенный практический интерес, например, для целей делового общения, результатов опросов общественного мнения.

Беседа (интервью) изучение психологического явления в ходе речевого общения путем целенаправленной постановки соответствующих вопросов и фиксации реакций на них. Обращается внимание на вербальные и невербальные компоненты ответов респондента. Большую роль при ведении беседы играют навыки активного слушания собеседника, умение создать в процессе общения комфортное состояние и атмосферу доверительности.

Полиграф – детектор лжи Нейтральные вопросы - это вопросы об имени или фамилии проверяемого, дне недели, времени года и других ничего не значащих событиях на момент проведения испытания. Ответы на контрольные вопросы связаны с возникновением у проверяемого эмоционального дискомфорта от «малой», «ненаказуемой» лжи. Например, о поездках без билета в общественном транспорте, воровстве и обмане родителей в детском возрасте, случаях распространения им сплетен и т.п. Значимые вопросы нацелены на выявление фактов или событий, изобличающих проверяемого, которые он хотел бы скрыть.

Когда кто-либо лжет, в его организме происходят физиологические изменения, которые регистрируются полиграфом. В большинстве случаев у нормальных людей в ситуации намеренного обмана возникают заметные эмоциональные сдвиги, прежде всего из-за страха перед возможным раскрытием совершенного преступления, последствиями разоблачения либо из-за боязни потерять реноме.

Психологические тесты. Научная основа использования тестов для изучения индивидуально-психологических особенностей состоит в количественном сопоставлении результатов, полученных при обследовании данного человека (число решенных задач, выбранных вариантов ответов на вопросы, других измеряемых реакций) с ранее установленными стандартами. С помощью тестов могут быть изучены все основные психологические свойства личности, в том числе особенности мотивации поведения и деятельности, интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и коммуникативные качества, а также отклонения от психической нормы. Можно разделить на тесты достижений, интеллектуальные тесты, тесты способностей личностные тесты (опросники и проективные методики). Психодиагностика (от греч. psyche - душа,diagnosis - распознавание) Литература: Собчик Людмила Николаевна – «Методы психологической диагностики». Институт прикладной психологии:

Тесты достижений конструируются в основном на пройденном учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза.

Интеллектуальные тесты Коэффициент интеллекта (англ. IQ intelligence quotient) предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида.

Тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) Тесты Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей Тест Амтхауэра комплексный интеллектуальный тест, который применяется для измерения структуры интеллекта. Включает девять субтестов, представляющих собой разнообразные задачи, решение которых позволяет судить о способности обследуемого к абстрактному мышлению, языкового чутья, способности к сосредоточению внимания и сохранению в памяти усвоенной информации.

Тест РавенаТест Равена предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Материал теста состоит из 60 матриц, или композиций, с одним пропущенным элементом. Они разделены на пять серий по 12 однотипных матриц возрастающей сложности в каждой серии. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы из шести-восьми предложенных вариантов. Каждое верное решение оценивается в один балл. Тест оказался достаточно валидным при измерении быстроты и логичности мышления, общей умственной работоспособности, сообразительности и находчивости.

Тесты способностей это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех учебной, профессиональной и творческой деятельности. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на оценку.

Личностные тесты предназначены для изучения особенностей характера и темперамента конкретного человека. Они подразделяются на личностные опросники и проективные тестовые методики.

Личностные опросники. Основаны на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. В отличие от простой анкеты, которая, как правило ориентирована на получение конкретных фактов, опросник измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица. Утверждения или вопросы, из которых состоит личностный опросник формулируются таким образом, чтобы тестируемый не смог определить на что, т.е. на измерение какой черты личности они нацелены.

Проективные тестовые методики Основываются на использовании неопределенных, неоднозначных стимулов, которые обследуемый должен интерпретировать, развить, дополнить, объяснить и т.п. При этом предполагается, что каждое высказывание, действие, эмоциональная реакция индивидуума несет на себе отпечаток внутреннего мира личности. В проективных тестах смысл тестирования завуалирован.

Тест Роршаха проективная методика исследования личности разработан Германом Роршахом в 1921 г. (Швейцария). Стимульный материал теста представляет собой 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями (так называемые «пятна Роршаха»). Испытуемый должен ответить на вопрос, на что похожи эти пятна. По его ответам можно судить о характере эмоционально-волевой сферы (степени импульсивности, возбудимости, преобладающем настроении, устойчивости к стрессу), а также о самооценке и особенностях интеллекта.

TAT тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test: создан американскими психологами X. Морганом и Г. Мюреем в 1935 г. Стимульный материал теста представляет стандартный набор из 31 карточки: 30 черно-белых картинок и одна пустая карточка, на которой испытуемый может вообразить любую сцену. На картинках изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначное толкование. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции, проявление разнообразных установок.

Тест ЛюшераТест Люшера основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Стимульный материал состоит из стандартных, разноцветных вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Обычно используется набор из восьми цветных квадратов. Главными цветами считаются синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными фиолетовый, коричневый черный и серый (нулевой). Испытуемого просят разложить квадраты в порядке предпочтения. По результатам тестирования выявляются разнообразные особенности его эмоционально-волевой сферы.

Социально-психологические методики. например, социометрические тесты, которые представляют собой своеобразные стандартизированные процедуры измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. На основании анализа полученных выборов выстраиваются социограммы.

Целям психологического изучения профессионально важных для успешной практической деятельности качеств служит также метод моделирования профессионально значимых ситуаций, а также учебно-деловые игры.

Методики изучения конкретных социально-психологических явлений. 1.методики изучения социальных отношений и взаимоотношений 2.методики изучения различных видов общения 3.методики диагностики социальных конфликтов 4.методики изучения национально-психологических особенностей людей 5.методики изучения семейных отношений 6.методики социально-психологической диагностики личности 7.методики изучения массовидных и других социально- психологических явлений (из учебника В.Г.Крысько)

Спасибо за внимание!