Круглый стол Итоги работы по программе методического сопровождения за 2013-2014 учебный год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Advertisements

Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая карта урока. Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся Отражение деятельностной составляющей.
Рекомендации по подготовке к уроку в контексте ФГОС Учитель английского языка МОУ «Гимназия 53» Кузнецова С.В.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Каким должен быть современный урок? Методические рекомендации по проектированию урока.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа 22 декабря 2014 года.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Вопросы по теме: Этапы конструирования занятия Технологическая карта урока. Примеры шаблонов технологических карт. плюсы и минусы традиционного урока.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Круглый стол Итоги работы по программе методического сопровождения за учебный год

План Итоги реализации городской программы методического сопровождения ФГОС НОО за учебный год. Результаты работы педагогов – участников программы (разработки заданий и уроков, построенных в системно-деятельностном подходе). Правила оформления методических разработок учителя.

План работы по программе методического сопровождения 1.Вебинар «Основные положения системно- деятельностного подхода» Октябрь 2.Семинар «Формирование универсальных учебных действий как механизм реализации системно - деятельностного подхода» Ноябрь 3.Семинар «Конструирование заданий, направленных на формирование метапредметных результатов» Декабрь 4.Консультирование по вопросам разработки заданий, направленных на формирование метапредметных результатов Декабрь - январь 5.Семинар «Урок в парадигме системно-деятельностного подхода» Март 6.Консультирование по вопросам проектирования урокаМарт - апрель 7.Представление разработанных уроковАпрель

Методическая продукция Статья Методическая разработка мероприятия Методическая разработка урока

Методическая разработка Издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации Пособие, раскрывающее формы, средство, методы обучения, технологии обучения и воспитания, применительно к конкретной теме урока Полонский В. М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: "МИРОС", 1995

Методическая разработка урока Описание полного набора действий учителя, раскрывающих всю технологию проектирования урока.

Методическая разработка урока Конспект + Изложение содержания учебного материала Формулировки вопросов учащимся Описание методов, приемов и схем работы Деятельность учителя и учащихся Описание процесса подготовки, оснований для постановки целей и задач урока, оснований для выбора методов и средств обучения, оснований для выбора методов и средств контроля

Структура методической разработки урока 1.Методическая часть 2.Выходные данные 3.Структура урока / ход урока 4.Приложения – Дидактический материал к уроку – Дифференцированные задания – Дополнительные задания 5.Список литературы

Методическая часть цель методической разработки, кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования новизна методической разработки основания для постановки целей и задач урока основания для выбора методов и средств обучения основания для выбора методов и средств контроля результаты, что дает проведение урока процесс подготовки к уроку условия применения, что нужно для того, чтобы методическая разработка была реализована в практике образования трудоемкость, ограничения, риски описание критериев результативности урока, т.е. признаков, по которым предполагается судить о достижении цели процесса подготовки, оснований для постановки целей и задач урока, оснований для выбора методов и средств обучения, оснований для выбора методов и средств контроля

Выходные данные Название программы / УМК Предмет Тема урока Цель урока Планируемые результаты урока Тип урокаБеседа, игра, проект, экскурсия, лабораторная Вид урокаПо дидактической задаче Материалы и оборудование Время Класс

Постановка целей через внутренние процессы развития ученика Развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения физических задач Формировать интерес Обобщенные образовательные цели – на уровне школы, учебного предмета или цикла предметов, но не на уровне урока или серии уроков

Воспитательные цели урока Развивающие цели урока Имеют более глубокий, личностный характер Трудно представить как краткосрочные результаты Нуждаются в уточнении, конкретизации В поборе специальных заданий, упражнений

Традиционные цели урока Образовательная цель Формирование знаний, умений и навыков Воспитательная цель Формирование взглядов, убеждений, качеств личности Воспитать самостоятельность, аккуратность, внимательность, усидчивость Развивающая цельРазвитие интересов, мышления, речи, воли Развитие ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение развивать наблюдательность, эстетический вкус, чувство меры

Назовите тему урока Цели урока: Обеспечить повторение и закрепление основных понятий и фактов. Содействовать формированию мировоззренческих идей. Обеспечивать сохранение здоровья учащихся. Развивать у учащихся умение видеть главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развивать познавательный интерес учащихся. Тема урока – «Планеты Солнечной системы»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе «Школа России» Предмет (направленность): Русский язык Возраст детей: 3 класс Место проведения: кабинет - класс Тема: Понятие об имени существительном (слайд 2) Цель: 1.Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее понятие о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи; знакомить с обобщённым ЛЗ имён существительных 2. Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи. (слайд 3) Аннотация: УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока, конспект урока, учебники В. П. Канакина, В. Г. Горецкого «Русский язык 3 класс», сигнальные светофоры. Проанализируем фрагмент по основаниям: достаточность, избыточность параметров в методической разработке урока

Сравним цели разных классов 11 класс Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, плакатами- карикатурами, таблицами), с терминологией, понятиями. 2) умение сравнивать, сопоставлять, что сохранялось от периода застоя, и что стало в период реформирования, различные точки зрения и отношение к перестройке. Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой. 7 класс Развивающая: 1) Умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом, с атласом и контурной картой. 2) умение быстро находить правильный ответ при решении кроссворда, нахождении ошибок в представленном тексте. Воспитательная: постепенно приучать учащихся к трудолюбию и уважению к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной проблемой.

Проанализируем Пример 2 Конспект интегрированного урока ИЗО и информатики и ИКТ (7 класс) Тема: Жостовские букеты Цели урока: Обучающая: знакомить уч-ся с историей художественного промысла производства подносов Жостово, с разнообразием форм подносов и вариантами построения цветочных композиций с помощью интерактивной доски, закрепить навыки работы в графическом редакторе; Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к предмету, родной культуре, традициям. Развивающая: развивать творческую и познавательную активность уч-ся, фантазию, художественный вкус.

Проблема дидактического целеполагания Цели не выражены соответствующими дидактическими единицами

Критерии дидактической цели Отражение в конкретном содержании Заявленная цель есть результат обучения на данном этапе; Она конкретна и прослеживается на протяжении всего этапа; Каждая «малая» цель отвечает на вопрос «что изменится в ребенке» после ее реализации. Возможность проверки Контроль за процессом и результатом обучения; Создание ситуаций для самопроверки, самоконтроля и самооценки. 19

Пример К концу занятия учащиеся смогут: знания Назвать время основания первых острогов; рассказать об Андрее Дубенском умения и навыки Работать с понятиями: Казаки, острог Показать расположение первых острогов на карте; Подготовить сообщение об исторической личности; Работать в группе над материалом к экскурсии; Выступать публично; отношения, ценности, внутренние установки Высказать свое мнение о важности такого исторического явления, как освоение Сибири

Целевой компонент урока Цель Связана с содержанием Проверяема Достигаема Выражена глаголами – действиями Формулируется вместе с учащимися Планируемые результаты Соответствуют планируемым результатам ООП НОО

Ошибки в целях Цель занятия Конкретные действия, работающие на эту цель Цель урокаРазвитие навыков самостоятельной работы учащихся и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации. Задачи урока ОбразовательнаяПродолжить знакомство с биографией и творчеством И.А. Крылова. РазвивающиеОбогащать речь; развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение) ВоспитательныеРазвивать познавательные способности учащихся; воспитывать у учащихся навыки информационной культуры.

Планируемые результаты урока ОбразовательнаяПредметные результаты ВоспитательнаяЛичностные УУД Коммуникативные УУД РазвивающаяПознавательные УУД a)Общеучебные УУД b)Логические УУД c)Постановка и решение проблем Регулятивные УУД Чтение. Работа с информацией ИКТ - компетентность

Проанализируем пример на соответствие описания деятельности учителя, учащегося и достигаемых УУД. Является ли представленная деятельность учащихся учебной деятельностью? Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось. Спасибо! А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Самоопределение Смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К)

Ход урока Формы представления хода урока План Конспект Сценарий Технологическая карта

План урока Краткое обозначение основных элементов базовой дидактической и методической структур урока, системный перечень действий учителя и учащихся. В плане могут не фиксироваться ни содержание материала, ни методы работы с ним – все это учитель держит в памяти. В плане последовательно фиксируются: тема урока тип вид цель задачи действия учителя по актуализации и изложению учебного материала действия учащихся

Конспект урока Разновидность развернутого плана, снабженного конспективным изложением содержания учебного материала, решением задач, формулировками вопросов учащимся, методическими схемами: указанием методов, приемов и схем работы с ними

Сценарий урока Форма текстового описания урока, представляющая ролевое распределение содержания действий участников, выделение особенностей специально созданных ситуаций (как это делается в литературных и кино-театральных сценариях). Простраиваются взаимоотношения всех участников урока. Сценарии обычно пишутся для арт-уроков, уроков с элементами импровизированной или имитационной игры – т.е. для уроков со сложным взаимодействием участников педагогического процесса.

Технологическая карта урока Способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся. Примечание: в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д.

Структура деятельностного урока Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования

Структура урока Традиционный подход Структура урока определяется учебно- предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем? Новая дидактика Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем / как изучаем?

2 13 Урок как набор заданий по теме Урок как серия учебных ситуаций в соответствии с целью 45.минут Целеполагание I II Рефлексии содержания и способов, процесса 4 5 6

Примерная структура урока в зависимости от дидактической задачи Ход урока Актуализация Мотивация и целеполагание Основной этап Задание 1 Задание 2 Оценивание Рефлексия

Этап проблематизации и целеполагания Начало урока Решение практической задачи на предметном содержании Построена, на освоенном учащимися материале Содержит орфограммы (задачи) на еще не открытый способ действия Предназначение: обнаружение учащимися границы своего знания-незнания, умения-неумения Лутошкина В.Н., КК ИПК и РО

Пример: «Этап мотивации и целеполагания» «Казаки - основатели первых острогов» Демонстрируется десятирублёвая купюра с изображением часовни на Караульной горе. Вопросы учителя: – Что изображено на десятирублёвой купюре? – Где находится часовня? – С какими обстоятельствами связано название Караульная? – Кто, что и от кого караулил? – Почему именно этот исторический объект был выбран для изображения на денежной купюре?

Русский язык 3 класс. Подведение к теме урока. Постановка проблемы На доске буквы: акорос, аноров, йеборов, ансев Учащиеся сами предлагают задание: составить из букв слова Запись слов в тетради Нахождение лишнего слова: (воробей - м.р., 2 скл.; сорока - на букву «с»; весна - неодуш.) Беседа – найти ударные и безударные гласные – к какой части речи относятся эти слова – что такое имя существительное Введение темы урока: повторить и закрепить знания об имени существительном

Отсутствие логической связи между этапами урока, между названием и содержанием этапа Этапы урокаДеятельность учителя Актуализация опорного материала Цели: (повторение того, что надо к изучению нового материала: понятий, формулировок, правил, формул, проверка домашнего задания) Мотивация Беседа с уч-ся. Ребята, отчего люди так любят цветы? А сказки? Видели ли вы где-нибудь сказочные цветы? Может быть, слышали о цветочных сказках? Кто их сочиняет? Хотите попробовать сложить самую настоящую цветочную сказку? Опрос Цели: (контроль за усвоением предыдущей изученной темы) А сейчас, посмотрите пожалуйста на доску и постарайтесь вспомнить названия художественных промыслов нашего народа. И здесь вас ждет интересное задание: правильно соотнесите надпись с картинкой.

Пример распределения времени План урока 1.Организационный момент. 2 мин. 2.Постановка целей и задач. 3 мин. 3.Подготовка к восприятию нового материала (опрос по вопросам домашнего задания). 10 мин. 4.Изучение новой темы. сформулировать причины перестройки 5 мин. раскрыть понятие «перестройка» работа с учебником: поиск экономических реформ 3 мин. работа по группам: 5 мин. с документом; с таблицей; с учебником; с плакатами индивидуальная работа с документом «программа 500 дней» отчёт о выполненной работе. 10 мин. 5.Закрепление ТЕСТ (с взаимопроверкой) 3 мин 6.Подведение итогов, выставление оценок. 4 мин. 7.Домашнее задание.

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД Предмет Класс Автор УМК Тема урока Тип урока Деятельност ь учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Осуществляе мые действия Формируем ые способы деятельност и Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельн ости Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельн ости 1 этап урока Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

Подводные камни табличной формы Обилие параметров

Примеры технологической карты Дидактиче ская Структура урока Методическая подструктура урокаПризнаки Решения Дидактиче с Ких Задач Методы обучения Форма деятельно сти Методиче ские Приемы и их содержан ие Средства обучения Способы Организац ии деятельно сти Этап урока, время Цель этапаДействия учителя Действия ученика Результат

Правильные и неправильные дроби. 5 класс Структурные элементы Деятельность учителяДеятельность учащихся 1Организационный момент Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся Обсуждение 2Целевая установкаСообщение темы и разъяснение целей урока Восприятие разъяснений учителя 3РазминкаПроверка знаний учащихся, полученных ранее, подготовка к восприятию нового материала Чтение дробей Сравнение дробей 4Сообщение нового материала Беседа - диалогВосприятие, диалог 5ВыводыРазъяснение, подведение к самостоятельным выводам Восприятие, самостоятельные выводы 6Закрепление изложенного материала Наблюдение, помощь по просьбе учащихся Работа по отработке навыков 7Итог урока. Рефлексия Тест и его проверкаВыполнение теста и обсуждение итога

Возможное оформление таблицы Вре мя ОргформаСодержание деятельностиХарактеристика деятельности учащихся Организация начала урока. Оргмомент 3мФ Актуализация 3мФ Для чего нужно повторение в начале урока. Как эти знания связаны с новым материалом? Мотивация и целеполагание 5мГр Основной этап 3мФИнструкция, Разбивка на группы 15ГрВыполнение Контроль 5мПФормы, Методы контроля

Требования к оформлению Наличие всех разделов Структурированность

Требования к содержания Согласованность целей, задач, видов деятельности учащихся, оценивания Логическая последовательность и взаимосвязь этапов Оптимальное распределение времени по этапам Большая доля самостоятельной, практической, работы учащихся Наличие активных видов деятельности, заданий на развитие универсальных учебных действий Разнообразие видов деятельности, типов заданий, видов деятельности, методов обучения Включенность всех учащихся в работу и учет индивидуальных особенностей учащихся