Факультативный курс по «Основам православной культуры» Тема занятия: «Великая сила любви и красоты» /Материалы к вводному уроку по «Основам православной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси.
Advertisements

Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет горького, так и мы не можем уже пребывать в язычестве ». Характер.
То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки.
«В одной руке у Владимира крест, другой рукой он указывает на воду, как бы приглашая всех пройти обряд крещения».
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры Подготовил ученик 8"А" класса МОУ Лицея 1 Мельник Кирилл.
Православным и протестантам или о чем молился Христос Иоанна 17.
Духовное краеведение, 8 класс. Параграф ХРИСТИАНСТВО - Одна из мировых религий. Возникла в I веке н.э. «Нашу эру» весь мир исчисляет с момента рождения.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
Владимир I Святой В древнерусских былинах Владимир выведен под именем «Владимир Красное Солнышко» и описан с большой любовью. Подумайте почему.
Основы православной культуры Подготовила учитель начальных классов Юшина Т. А.
Из опыта работы Проценко Марины Евгеньевны, преподавателя кружка ОПК в начальных классах Из опыта работы Проценко Марины Евгеньевны, преподавателя кружка.
МБОУ Высокоосельская ООШ Рождественские чтения. Крещение Руси Выполнила ученица 9 класса Горячкина Юлия.
Словно после видения воздуха-неба-иконы: Покров-Пресвятой-Богородицы: вольным осталось златистосмягченное духом народа сиянье: Покоя. Покров Пресвятой.
4 класс Тема урока : Русское искусство XVIII века. Памятники архитектуры Древней Руси.
Рождественское благословение Патриарха Фрагмент иконы Андрея Рублёва «Рождество Христово»
КРЕЩЕНИЕ РУСИ Автор презентации: Учитель основ православной культуры МОУ СОШ 37 пос. Тюменский, Туапсинского района, Краснодарского края КАЛИНИНА МАРИНА.
Урок основы православной культуры в 3 классе. Храмы Пыталовского района.
Заповеди Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека внутреннему ориентиру – совести.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. Р Х 1 век (60-е годы от РХ) 62 год Патры апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Орден Андрея Первозванного Андреевский флаг.
Транксрипт:

Факультативный курс по «Основам православной культуры» Тема занятия: «Великая сила любви и красоты» /Материалы к вводному уроку по «Основам православной культуры»/ 10-й класс гимназия 15 им. Н.Н.Белоусова Центрального района г.Сочи Краснодарского края. Автор текста. Нагорная Ольга Геловна, учитель русского языка и литературы,ОПК.

«Основы православной культуры». 10 класс. Тема: «Великая сила любви и красоты» Цель и задачи: Цель и задачи: 1) Раскрыть глубинный внутренний смысл высокой духовности человека, связанной с православием, христианским пониманием любви и красоты в мире. 1) Раскрыть глубинный внутренний смысл высокой духовности человека, связанной с православием, христианским пониманием любви и красоты в мире. 2) Пробудить у учащихся интерес к национальной культуре России. 2) Пробудить у учащихся интерес к национальной культуре России. 3) Развить умение видеть «возвышенное» и «земное» с позиций духовных ценностей. 3) Развить умение видеть «возвышенное» и «земное» с позиций духовных ценностей. Ход урока. Ход урока. Эпиграф. Эпиграф. Верь в великую силу любви!.. Верь в великую силу любви!.. Свято верь в её крест побеждающий, Свято верь в её крест побеждающий, В её свет лучезарно спасающий В её свет лучезарно спасающий Мир, погрязший в грязи и крови… Мир, погрязший в грязи и крови… Верь в великую силу любви!.. Верь в великую силу любви!.. С.Я. Надсон С.Я. Надсон

I) Беседа с учащимися по содержанию стихотворных строк С.Я. Надсона, русского поэта, критика. - Как вы понимаете смысл стихотворных строк? - Как вы понимаете смысл стихотворных строк? - Какая любовь может спасти мир? - Какая любовь может спасти мир? II) Звучат стихи В.С. Соловьёва, подготовленные для чтения ученицей (учеником) Земля – владычица! К тебе чело склонил я, Земля – владычица! К тебе чело склонил я, И сквозь покров благоуханный твой И сквозь покров благоуханный твой Родного сердца пламень ощутил я Родного сердца пламень ощутил я Услышал трепет жизни мировой. Услышал трепет жизни мировой. В полуденных лучах такою негой жгучей В полуденных лучах такою негой жгучей Сходила благодать сияющих небес, Сходила благодать сияющих небес, И блеску тихому несли привет певучий И блеску тихому несли привет певучий И вольная река, и многошумный лес. И вольная река, и многошумный лес. И в явном таинстве вновь вижу сочетанье И в явном таинстве вновь вижу сочетанье Земной души со светом неземным, Земной души со светом неземным, И от огня любви житейское страданье И от огня любви житейское страданье Уносится, как мимолётный дым. Уносится, как мимолётный дым.

и светило меньшее, для управления ночью И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем,

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину.

НО ЧТО СДЕЛАЛ ЧЕЛОВЕК В БЛАГОДАРНОСТЬ БОГУ???

Ядерные бомбы

Вырубку лесов

Войны

Но человек так же обладает богатым духовным внутренним миром, который связан с верой в высшие силы, с верой в Бога

Любовь Любовь

Сострадание

Радость

Без Бога нация – толпа, Объединённая пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что ещё страшней, - жестока. И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу! Иеромонах Роман (Матюшин)

- Какая мысль объединяет стихи С.Я. Надсона, В.С. Соловьёва и увиденное вами на экране? - Какая мысль объединяет стихи С.Я. Надсона, В.С. Соловьёва и увиденное вами на экране? Слово учителя: Слово учителя: Люди испокон веков искали смысл жизни, основанной на неземной любви, всеобъемлющей, заключённой в религиозной истине и двигались к ней, постепенно обретая опыт постижения духовной сущности бытия. Люди испокон веков искали смысл жизни, основанной на неземной любви, всеобъемлющей, заключённой в религиозной истине и двигались к ней, постепенно обретая опыт постижения духовной сущности бытия. О высоком предназначении людей говорили мыслители и в дохристианские времена – ветхозаветные пророки, основатели древних восточных религий Конфуций и Буда, греческие философы Платон и Сократ. Но лишь христианство освободило человека от механической включённости в природу. Иисус Христос дал миру Евангелие, суть которого изложина так: О высоком предназначении людей говорили мыслители и в дохристианские времена – ветхозаветные пророки, основатели древних восточных религий Конфуций и Буда, греческие философы Платон и Сократ. Но лишь христианство освободило человека от механической включённости в природу. Иисус Христос дал миру Евангелие, суть которого изложина так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя.

Икона «Преображение» Великий миг в истории мироздания - рождение христианства – философ и поэт конца XIX – начала XX века В.С. Соловьёв представлял так: Великий миг в истории мироздания - рождение христианства – философ и поэт конца XIX – начала XX века В.С. Соловьёв представлял так: Во тьму веков та ночь уж отступала, Во тьму веков та ночь уж отступала, Когда, устав от злобы и тревог, Когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила. Земля в объятьях неба опочила. И в тишине родился С нами Бог. И в тишине родился С нами Бог. В тишине и тайне суждено было открыться вероучению – христианству. В тишине и тайне суждено было открыться вероучению – христианству. В чём же великая сила христианства? В чём же великая сила христианства? Богослов О.А. Мень писал: Богослов О.А. Мень писал: «… когда Сын Человеческий принял наши радости и страдания, нашу любовь, наш труд, - природа, мир, всё, в чём Он находился, в чём Он радовался как человек и Богочеловек, - не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освещено. Христианство – есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом». «… когда Сын Человеческий принял наши радости и страдания, нашу любовь, наш труд, - природа, мир, всё, в чём Он находился, в чём Он радовался как человек и Богочеловек, - не отброшено, не унижено, а возведено на новую ступень, освещено. Христианство – есть освящение мира, победа над злом, над тьмой, над грехом».

Андрей Рублёв «Троица» … Способность людей познавать Бога определяется понятием «духовность». Человек приобрёл способность возвыситься над материальным миром. «Его душа, обретшая Иисуса Христа, отныне не знает, что человек – не одинокий скиталец, в чёрной космической пустыне, а дитя Божие, соучастник Божественных замыслов. В нём сокровенный и непостижимый Творец стал близок нам, и это наполнят жизнь радостью, красотой, смыслом. Нет больше «пугающего безмолвия бездны», над всем – свет Христов и любовь Небесного Отца». … Способность людей познавать Бога определяется понятием «духовность». Человек приобрёл способность возвыситься над материальным миром. «Его душа, обретшая Иисуса Христа, отныне не знает, что человек – не одинокий скиталец, в чёрной космической пустыне, а дитя Божие, соучастник Божественных замыслов. В нём сокровенный и непостижимый Творец стал близок нам, и это наполнят жизнь радостью, красотой, смыслом. Нет больше «пугающего безмолвия бездны», над всем – свет Христов и любовь Небесного Отца». ( - Александр Мень. «В поисках Пути, Истины, Жизни.» ) ( - Александр Мень. «В поисках Пути, Истины, Жизни.» ) Христианство дало мощный толчок развитию художественной культуры во всех европейских странах. Христианство дало мощный толчок развитию художественной культуры во всех европейских странах. Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось за долго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем. История выбора князем Владимиром веры изложена в летописи «Повесть временных лет» ( XI – начало XII в. ) Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось за долго до официального крещения Руси Владимиром Святославичем. История выбора князем Владимиром веры изложена в летописи «Повесть временных лет» ( XI – начало XII в. )

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Вот что поведал в ней о раздумьях Владимира монах Киево – Печёрской лавры летописец Нестор: Вот что поведал в ней о раздумьях Владимира монах Киево – Печёрской лавры летописец Нестор: - Мучимый сомнениями, повелел князь Владимир своим подданным идти в чужие земли и посмотреть, как там молятся Богу. По возвращении сказали посланники: - Мучимый сомнениями, повелел князь Владимир своим подданным идти в чужие земли и посмотреть, как там молятся Богу. По возвращении сказали посланники: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.» «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

Успенский собор во Владимире 1158 – 1185 Дмитриевский собор во Владимире ( Вопрос учащимся: «Что привлекло посланцев Древней Руси в храмах Византии?) - ( Вопрос учащимся: «Что привлекло посланцев Древней Руси в храмах Византии?) ( Монументальное зодчество, выразительную хоровую музыку, высокую храмовую поэзию, философскую живность – всё это Русь получила от Византии. Бесценный дар!) ( Монументальное зодчество, выразительную хоровую музыку, высокую храмовую поэзию, философскую живность – всё это Русь получила от Византии. Бесценный дар!) Вместе с православием древнерусской культурой были восприняты представления о божественной природе красоты. Вместе с православием древнерусской культурой были восприняты представления о божественной природе красоты. Н.В. Гоголь заметил: «Истинное искусство способствует водворению в душу стройности и порядка, а не смятения и расстройства». Н.В. Гоголь заметил: «Истинное искусство способствует водворению в душу стройности и порядка, а не смятения и расстройства». В этом смысле древнерусские художества можно считать эталоном «истинности». В этом смысле древнерусские художества можно считать эталоном «истинности». Устойчивая гармония «стройности и порядка» получила блестящее воплощение в образах храмового искусства – зодчества, иконописи, поэзии, музыке. Устойчивая гармония «стройности и порядка» получила блестящее воплощение в образах храмового искусства – зодчества, иконописи, поэзии, музыке.

Храм Василия Блаженного 1555 – 1561 гг. Москва Храм Василия Блаженного 1555 – 1561 гг. Москва

Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках. XVII в. Москва Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках. XVII в. Москва

«Иисус Христос в пустыне» «Иисус Христос в пустыне»

«Явление Христа народу» «Явление Христа народу»

Икона «Неувядаемый цвет» Икона «Неувядаемый цвет»

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери

Вопросы учащимся: Вопросы учащимся: - В чём же великая сила любви и красоты? - В чём же великая сила любви и красоты? - Как вы понимаете смысл этого после прослушанного и просмотренного материала? - Как вы понимаете смысл этого после прослушанного и просмотренного материала? Домашнее задание: Домашнее задание: Напишите и проиллюстрируйте свои мысли (после сегодняшнего урока) стихами великих поэтов – философов, высказываниями священников, изображением (фото, иллюстрации) храмов, святых мест, монастырей и деятелей православной церкви. Напишите и проиллюстрируйте свои мысли (после сегодняшнего урока) стихами великих поэтов – философов, высказываниями священников, изображением (фото, иллюстрации) храмов, святых мест, монастырей и деятелей православной церкви.