Откуда есть пошла славянская письменность Виртуальная выставка 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
Advertisements

КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. АЗБУКА и АЛФАВИТ Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово.
ОТКУДА ПРИШЛА АЗБУКА? (Дополнительный материал к уроку по литературе) Работу выполнила: Бурдина Оксана Александровна учитель русского языка и литературы.
Древнеславянская письменность в исторических источниках.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
День славянской письменности и культуры. Этот день посвящён учёным и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А. 900igr.net.
Возникновение письменности Софронова Е.В. ГОУ СШИ 65 для глухих детей, г.Москва.
Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Учитель начальных классов МБОУ Сычевская СОШ 1 Макарова Татьяна Алексеевна.
24 МАЯ-ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Выполнил: Гуляев Андрей, 8б МОУ- СОШ 6 г.Петровска Учитель: Хребтищева Е.Ю.
Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А.
Создание славянской азбуки.. Кирилл и Мефодий. Византийская империя подарила Руси не только христианскую религию, но и письменность, значение которой.
Учитель Тарасова В.В.. … Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! И. А. Бунин.
2016 г Карамалак Владимир, 8 класс. В России День славянской письменности и культуры, как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина) Работа Карамалак Владимира, 8 класс Руководитель Ятта А.В.
Откуда есть пошла славянская письменность… Работу выполнила: ученица 10 класса МБОУ «Шадчинская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ Фаляхова Гузель.
Учебный проект «Братья Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки.» Взгляд из XXI века.
24 мая День славянской письменности и культуры О празднике Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом.
Праздник- это день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо. Праздник- это день торжества, установленный в честь или память.
Транксрипт:

Откуда есть пошла славянская письменность Виртуальная выставка 2014

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры и одновременно День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку - основу современного алфавита.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ 1.Краткая история письма 2. Истоки русской письменности 3. «Повесть временных лет» о начале славянской письменности 4. Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия 5. Кириллическое письмо 6. Происхождение глаголицы 7. Первые печатные книги

Краткая история письма Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян. Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские). В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности славянских стран учителям... "

Истоки русской письменности Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ а слово алфавит происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу. Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей? В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их). И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука дочка греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

«Повесть временных лет» о начале славянской письменности. От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси Повести временных лет мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их. Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев Константина и Мефодия и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие. Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках. Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: Да исполнится слово Писания: Пусть восхвалят Бога все народы! То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

Из жизнеописаний Кирилла и Мефодия Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты святых Кирилла и Мефодия, такие как Житие Константина Философа, Житие Мефодия и Похвальное слово Кириллу и Мефодию. Из этих источников мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на Олимп к Мефодию, брату своему, говорит его жизнеописание, начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами. Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив до двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела распространения славянской письменности. Сразу же по кончине Кирилла была написана его икона. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента.

Памятники Кириллу и Мефодию есть во многих городах России.

Кириллическое письмо Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, Остромирово Евангелие 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт- Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук. Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название гражданский. В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

Происхождение глаголицы С кириллицей все ясно - она происходит от греческого унциального письма, но как объяснить происхождение глаголицы? Многие лингвисты пытались дать более-менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту "непреложную научную истину", ученые XIX и XX вв. пытались таким же образом вывести глаголицу из какого-нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунического, армянского, грузинского... Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции "Похвала святым Кириллу и Мефодию": Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели".

Первые печатные книги Разрешение на строительство Печатного двора в Китай-городе было дано царём в м или 1652-м году, а в 1653-м, 19-го апреля по старому стилю, Фёдоров и Мстиславец приступили к набору первой книги. Без малого через год, 1-го марта 1564-го, на российском книжном рынке появился «Апостол». «Апостол» считается первой напечатанной на Руси книгой из тех, что имеют выходные данные, то есть датировку и место издания. Содержание «Апостола» составляли «Деяния», «Послания святых апостолов» и отдельные песни «Псалтири». Фронтиспис украшен гравюрой сидящего перед рукописью евангелиста Луки. Книга оставляет впечатление подлинного произведения искусства не только за счёт аккуратного, выверенного набора, но и благодаря 48-ми орнаментальным заставкам.

Карион Истомин ( )- иеромонах московского Чудова монастыря, писатель, придворный поэт. Родился в городе Курске. С 1679 года глава Московского Печатного двора. Его перу принадлежит иллюстрированный букварь, ставший лучшим учебным пособием того времени. Сначала это была рукописная книга,расписанная золотом и красками.В 1692 году Истомин поднёс царице Наталии Киррилловне такой букварь для её внука,царевича Алексея. Ещё один экземпляр получили дочери царя Иоанна Алексеевича.

Так выглядели листы из этого рукописного букваря. В 1694 году Карион Истомин печатает эту азбуку в количестве 106 экземпляров. Книга содержит 43 гравированных на меди и сброшурованных листа, на каждом из которых изображена буквица и рядом предметы на эту букву, нравоучительные стихи и пояснения. Гравюры по собственным рисункам исполнил Леонтий Бунин, который учился в Москве при Оружейной палате у голландского гравёра А.Схонебека. Одна из этих книг хранится в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.

Выставка подготовлена сотрудниками справочно-библиографического отдела библиотеки Курской ГСХА