Бурим Н.В. ЛОИРО, 2014. Субъектная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка; диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация непосредственно образовательной деятельности способствующей успешности ребенка в образовательном процессе Презентация старшего воспитателя.
Advertisements

«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ.
Трудовая функцияВид деятельностиРезультат в чем, где можно увидеть - Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных.
Сущностные характеристики совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования Баталова Т.Н. Старший.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
С егодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 655 были.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Новые подходы к организации образовательной деятельности ДОУ в связи с реализацией ФГТ.
У п р а в л е н и е о б р а з о в а н и я А д м и н и с т р а ц и и г о р о д а И в а н о в а ( д о ш к о л ь н ы й о т д е л)
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Организация Совместной деятельности педагога с детьми в соответствии с ФГТ Чистякова Н.Д., ст.н.с. отдела экспертизы программ Центра развития образования.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГТ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
Транксрипт:

Бурим Н.В. ЛОИРО, 2014

Субъектная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка; диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми; продуктивное взаимодействие (со-трудничество, со-творчество) ребенка со взрослыми и сверстниками; партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

Индивидуальная + позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства) - неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми Подгрупповая (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации (в зависимости от цели, задач): - личная симпатия, общность интересов, - по уровню развития… + учет уровня развития детей + высокий уровень активизации детей + обеспечение взаимодействия детей в процессе обучения + экономичность обучения + демократический стиль общения педагога с детьми Фронтальная. Общегрупповая (работа со всей группой). + минимальные затраты времени + экономичность обучения - нет учета индивидуальных особенностей детей - низкая активность детей - преобладание авторитарного способа взаимодействия педагога с детьми

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУСЛОВИЯ ??? ) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений ) Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. 1.Организация совместной деятельности: общения, игр, познавательно- исследовательской деятельности и др. 2.Организация совместной проектной деятельности. 3.Использование методики общего круга для непосредственного общение с каждым ребенком…

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУСЛОВИЯ ??? 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие умения детей работать в группе сверстников;

«Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила…. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.» А.Эйнштейн «… Творчество – разновидность поисковой активности…. На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины». В.С. Ротенберг «Необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания». К.Н. Вентцель «Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило.» А. де Сент-Экзюпери «… Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Ф.А. Дистервег.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ (до выхода ФГТ/ФГОС) Деятельность воспитателяДеятельность ребенка Организационный момент: создание ситуации, направленной на концентрацию детского внимания на предстоящую деятельность; мотивация деятельности с целью вызвать интерес у ребенка. Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию программного материала. Передача информации – изложение учебного (программного) материала. Восприятие информации, передаваемой педагогом. Различные способы закрепления учебного материала. Осмысление полученной информации. Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка. Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью. Определение новых целей.Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности. Воздействие на ребенка! Транслируем и передаем чье-то видение мира, сложившийся опыт и не даем ребенку самостоятельно прийти к определенным выводам, приобрести знания в процессе личного опыта!

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГТ/ФГОС Деятельность воспитателяДеятельность ребенка Создание проблемной ситуации.Возникновение состояния «ХОЧУ». Совместное определение проблем, выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности. Координация самостоятельного поиска.Самостоятельный поиск. Совместное обсуждение итогов, выдвижение новых проблем. Определение новых целей.Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности. Взаимодействие, со-трудничество, со-творчество !!!

Структурный компонент НОД Содержание Начало Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Ход (процесс) Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Окончание Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

В совместной партнерской деятельности («занимательное дело», «продуктивная деятельность», «созидание продукта») меняются: стиль поведения взрослого: от регламентирующего к непринужденно- доверительному; рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми; отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п. Взрослый – больше «координатор» или «наставник», чем непосредственный источник информации. В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Проявление инициативы, активности, самостоятельности, сотрудничества – основные факторы в овладении ребенком ключевыми компетенциями.

Школьно-урочная формаПартнерская форма Взрослый – «учитель», отделен от детей (над/против) Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге За детьми жестко закреплены рабочие места Разрешено свободное размещение детей Запрещено перемещение детейРазрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины Разрешено свободное общение детей (рабочий гул) Позиция взрослого либо стабильна (стоит у доски, сидит за столом), либо он перемещается для контроля и оценивания («обходит дозором» детей, контроливует, оценивает, нависая «над» ребенком) Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается), при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга), могут обсуждать работу, задавать вопросы.

Основные методы ПрактическиеНаглядныеСловесныеИгровые опыт упражнение экспериментирование моделирование наблюдение демонстрация наглядных пособий рассказ педагога беседа чтение художественной литературы дидактическая игра воображаемая ситуация в развёрнутом виде Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах детской деятельности. Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть: Комбинированной – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Комплексной – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Интегрированной – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). т.е. объединять знания из нескольких областей. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.

МетодыПриемы Дидактическая игра Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием (сюжетно- дидактическая игра, игра- путешествие). Внезапное появление объектов; выполнение воспитателем игровых действий; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; создание игровой ситуации.

Младший дошкольный возраст: 1. Вы рассказываете, что у каких-то игровых персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или, наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут. 2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.

3.Дети предлагают свои варианты. 4.Вы говорите, что умеете делать это очень хорошо и также дожидаетесь их согласия на вашу помощь. Теперь вы можете рассчитывать на то, что ваш показ и предложение упадут на подготовленную почву. 5.Во время работы каждый ребенок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, «высказывает» свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек. 6.Эти игрушки используются вами и для оценки работы детей, которая дается от лица игрушек, как бы с их позиции. 7.По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своим подопечным, используя при желании полученный продукт.

1. Передача готовых знаний ребенку 2. Организация детского опыта, детских открытий, которые педагог помогает обобщить практические, словесные, наглядные, игровые методы

Непосредственно образовательная деятельность Создание условий для самостоятельной деятельности детей (в центрах активности в группах; на участке) Тема Деятельность педагогаДеятельность детей См. структуру деятельности: мотивация/совместная постановка цели/планирование деятельности/действия/результат и рефлексия) Основной вид деятельности или их интеграция: (изобразительная, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская и др.) Форма(ы): (мастерская, игра- путешествие, викторина, сюжетно-дидактическая игра и др.) Интеграция ОО: Задачи: (образовательные/ развивающие/ воспитательные). Демонстрационный и раздаточный материал: Обогащение предметно- развивающей среды в группе. Внесение/обыгрывание игровых атрибутов. Активизация детей/мотивация к самостоятельной деятельности. Творческие задания. Создание проблемных ситуаций и др.

Обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач; позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым; позволяет ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬУСЛОВИЯ ??? Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 1.Презентация центров активности. 2.Использование методики выбора деятельности. 3.Создание проблемно- игровых ситуация для разворачивания самостоятельной игры детей. 4.Творческие задания…

III. Взаимодействие с семьей (взаимо-действие, со-действие, со-трудничество, партнёрство…) III. Взаимодействие с семьей (взаимо-действие, со-действие, со-трудничество, партнёрство…)

информирование просвещение консультирование обучение совместная деятельность изучение семьи и ее образовательных потребностей

Психолого-педагогическое просвещение СотрудничествоВключение родителей в ОП ДОО ) Обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ) Оказание помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития ) Консультативная поддержка родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования ) Сотрудничество Организации с семьей в) В содержательном разделе ОП должны быть особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей: 5) непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Психолого-педагогическое просвещение СотрудничествоВключение родителей в ОП ДОО Организация должна создавать возможности: 1) для предоставления информации о Программе семье Организация должна создавать возможности: 3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы. ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ ФОРМЫ ТРАДИЦИИ