Опорный конспект и структурно- логическая схема как средство развития познавательной активности учащихся на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опорный конспект как средство развития познавательной активности обучающихся. Преподаватель истории Шибаева С.В.
Advertisements

1 Государственное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная ( коррекционная.
Эмбриональное развитие. Онтогенез Онтогенез - это индивидуальное развитие организма.
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
Жизнедеятельность организмов Урок обобщения знаний.
Онтогенез (индивидуальное развитие) Онтогенез (индивидуальное развитие) Эмбриональный этап Постэмбриональный этап.
Актуальность В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения.
Ш КОЛЬНЫЙ УРОК И УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ И ЧТО ОБЩЕГО? Для педагогов дополнительного образования города и района.
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания.
Автор: Виноградова И.О.. Познавательный интерес - это мотив для ученика, побуждающий к действию. Формирование познавательного интереса будет результативным,
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Тема: «Внедрение инновационных технологий в преподавание истории и обществознания»
Презентация к уроку на тему: Что такое метапредмет?
Урок в 9 классе на тему: Учитель биологии МОБУ СОШ д.Николаевка МР Уфимский район РБ.
Применение практических навыков на уроках географии Из опыта работы Царегородцевой Л. О.
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Интегрированный урок как форма развития познавательной деятельности учащихся Мозжухина Л.И. Учитель информатики МБОУ «Александровская средняя общеобразовательная.
Развитие потенциальных способностей на уроке Заместитель директора по УВР МОУ школы 14 г. Яровое Дьяконова Г.Н.
Информационная культура и медиакомпетентность участников образовательного процесса.
Цели: образовательные: применение имеющихся знаний и умений для выполнения практических заданий воспитательные: расширение знаний о мире профессий; формирование.
Транксрипт:

Опорный конспект и структурно- логическая схема как средство развития познавательной активности учащихся на уроках.

Актуальность вопроса обусловлена: Сокращением количества часов на изучение предмета; Усложнением программ по предметам; Недостатком времени на уроке для объяснения нового материала.

Логическая наглядность Опорный конспект Структурно- логическая схема Блок- схемы

Применение опорных конспектов предполагает решение одной немаловажной задачи существенное сокращение учебного материала, появляется время для изучения дополнительных материалов, возможность включать в процесс обучения уроки-игры, уроки- путешествия, творческие задания. Работа по опорным конспектам приводит к изменению системы проверки знаний. Теперь, это не просто проверка пункта темы, а контроль над знанием целых тем, событий, причинно-следственных связей.

КАК СОСТАВИТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ? Основные принципы, которыми предлагает воспользоваться Виктор Федорович Шаталов. Лаконичность (300–400 печатных знаков). Структурность (4–5 связок, логических блоков). Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Унификация печатных знаков. Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным. Ассоциативность. Доступность воспроизведения. Цветовая наглядность и образность.

Опорный конспект в биологии СО 2 О2О2 ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Н2ОН2О

даёт органические вещества для питания всех живых организмов даёт кислород необходимый для дыхания всех живых организмов поддерживает постоянство газового состава атмосферы ЗНАЧЕНИЕ ФОТОСИНТЕЗА

Преимущества системы опорных конспектов. Гибкость (подвижность) элементов структуры проблемного модуля, Возможность дифференцирования и индивидуализации. Технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учеников; Возможность прогнозирования учебной деятельности с учетом особенностей учебного материала и специфики конкретного коллектива учащихся; Простота для учеников и учителя, которая позволяет достигать реальных результатов в решении задач педагога. Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении предмета, дифференцированная в парах, группах, индивидуально.

Практика показала, что уроки с использованием опорных конспектов, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса учеников, систематизирует знания, развивают коммуникативные навыки. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от подростка преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверие в свои силы.

Структурно-логическая схема особый способ представления знаний, где информация выражена в знаково-символьной форме; способ выделения существенного, главного в учебном материале, средство его визуализации; форма, метод и средство обучения одновременно; средство теоретического мышления; средство управления познавательной деятельностью; интенсивный метод обучения;

Структурно-логические схемы ПОЗВОЛЯЮТ ОБОБЩАТЬ, СИСТЕМАТЕЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ; СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ; ПОЗВОЛЯЮТ УЧАЩИМСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЛЮБУЮ ИНФОРМАЦИЮ В СЖАТОМ ВИДЕ; ПОЗВОЛЯЮТ УЧИТЕЛЮ ПРЕЗЕНТАТИВНО ИЗЛАГАТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ; СПОСОБСТВУЮТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ; МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПО ВСЕМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ.

Достоинства СЛС Компактность Логичность Информационная насыщенность Доходчивость Убедительность Лаконичность Универсальность

Примеры применения СЛС в биологии плоды сухие сочные многосеменныеодносеменныемногосеменныеодносеменные Боб(акация) Стручок(капуста) Стручочек (пастушья сумка) Коробочка(мак) Орех(лещина) Семянка(подсо лнечник) Зерновка(рожь ) Яблоко(яблоня) Ягода(смородина) Тыквина(дыня) Померанец(апель син) Костянка (слива)

Схема эмбрионального развития животных Яйцо Зигота- оплодотворённая яйцеклетка Бластула-однослойный многоклеточный зародыш Гаструла-двуслойный или трёхслойный зародыш Зародышевые листки: эктодерма, энтодерма, мезодерма Осевые структуры зародыша Формирование органов, рост зародыша Оплодотворение Дробление Гаструляция Дифференцировка тканей Первичный гисто- и органогенез Гистогенез и органогенез

Таким образом, Структурно- логические схемы – это эффективный инструментарий для активизации всех познавательных способностей учащихся, к которым, в первую очередь относятся восприятие, воображение, память, представление, мышление. Они обеспечивают единый системный подход к изучению, к осмыслению основных понятий, что очень важно при освоении нового опыта