Содержание, виды и формы организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетентности
Перечень компетенций в сфере ИКТ для педагогов 1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательной организации. 3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах. 4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно - воспитательный процесс. 5. Владение приёмами организации личного информационного пространства. 6. Владение расширенными приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий и соответствующего программного обеспечения. 7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов. 8. Владение простейшими приёмами обработки звука и видеоматериалов.
Перечень компетенций в сфере ИКТ для педагогов 9. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности : 1. приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения ; 2. приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями ; 3. приёмами работы с файловыми архивами ; 4. приёмами работы с интернет - пейджерами (ICQ, AOL, и т. п.) и другими коммуникационными технологиями. 10. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
Перечень компетенций в сфере ИКТ для педагогов 11. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности : наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности ; наличие представлений о структуре web- страницы ; владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы ; владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интранет и Интернет.
При освоении личностных УУД ведётся формирование : критического отношения к информации и избирательности её восприятия ; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей ; основ правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных УУД обеспечивается : оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде ; использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия ; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
При освоении познавательных УУД поиск, фиксация, структурирование информации ; создание простых гипермедиасообщений ; построение простейших моделей объектов и процессов.
Для формирования коммуникативных УУД обмен гипермедиасообщениями ; выступление с аудиовизуальной поддержкой ; фиксация хода коллективной / личной коммуникации ; общение в цифровой среде ( электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог ).
Подпрограмма формирования ИКТ - компетентности включает следующие разделы РазделКлассы Знакомство со средствами ИКТ, поиск и организация хранения информации 5-9 Создание и редактирование сообщений, изображений и звуков 5-7 Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности 7-9 Анализ информации, математическая обработка данных 8-9
При изучении каждого предмета выделяется несколько аспектов : 1. информационный - овладение информацией ; 2. деятельностный - овладение способами деятельности ; 3. личностный - осознание личностного значения познаваемого предмета.
Формирование ИКТ - компетентности должно быть увязано с его применением естественная мотивация, цель обучения ; встроенный контроль результатов освоения ИКТ ; повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете ; формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
Математика и информатика Применение математических знаний и представлений. Применение методов информатики для решения учебных задач. Начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях и др.
Общественно - научные и естественно - научные предметы Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Использование компьютера при работе с картой ( планом территории, лентой времени ), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Искусство Знакомство с простыми графическими редакторами, освоение простых форм редактирования изображений. Создание творческих графических работ, видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с озвучиванием, с использованием инструментов ИКТ.
Обращение с устройствами ИКТ Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов « Технология », « Информатика », во внеурочной и внешкольной деятельности
Фиксация изображений и звуков Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов « Искусство », « Русский язык », « Иностранный язык », « Физическая культура », « Естествознание », во внеурочной деятельности.
Создание письменных сообщений Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов « Русский язык », « Иностранный язык », « Литература », « История », во внеурочное время.
Создание графических объектов Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов « Технология », « Обществознание », « География », « История », « Математика », во внеурочной деятельности.
Коммуникация и социальное взаимодействие Результаты достигаются в рамках всех предметов : « Математика », « Химия », « Физкультура », « Русский язык » и пр. и особенно во внеурочной деятельности
Поиск и организация хранения информации Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов : « История », « Литература », « Технология », « Информатика » и других предметов.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании Результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов : « Обществознание », « Математика » во внеурочной деятельности в рамках выполнения проектов
Как встроить в учебный процесс ИКТ Проанализировать имеющиеся аппаратные и программные средства, позволяющие использовать информационные технологии в процессе обучения и воспитания. Обосновать целесообразность использования различного программного обеспечения на своих уроках. Изучить научно - методическую литературу и ознакомиться с опытом работы других педагогов по этому вопросу. Предложить методические разработки по использованию программных средств в урочной и внеурочной деятельности ( т. е. создать свой банк ЭОР ).
Частные методики программированное обучение ; интеллектуальное обучение ; экспертные системы ; гипертекст и мультимедиа ; микромиры ; имитационное обучение ; демонстрации.
Целесообразно применять компьютер в следующих случаях : Диагностическое тестирование качества усвоения материала. В тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков. В обучающем режиме. При работе с отстающими учениками. В режиме самообучения ученика. В режиме графической иллюстрации изучаемого материала.
Варианты использования средств ИКТ : урок с мультимедийной поддержкой ; урок с компьютерной поддержкой ; урок интегрированный с информатикой ; самостоятельное изучение ( возможно дистанционное ) с помощью специальных обучающих систем. При этом важно соблюдать санитарные нормы, касающихся времени работы учеников за компьютером.
Формирование ИКТ - компетентности во внеурочной деятельности экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики
Интернет - технологии во внеурочной деятельности учащихся 1. Поиск и отбор теоретического материала ( для рефератов, докладов, классных часов и т. д ). 2. Дистанционное обучение. курсы дистанционного обучения для школьников по отдельным дисциплинам ; курсы, интегрированные с системой базового, углубленного, углубленно - профильного обучения ; курсы предпрофильного обучения ; курсы, интегрированные с кейс - технологиями ( печатными учебными материалами, видеокассетами, дискетами, CD- дисками и т. д.)
Интернет - технологии во внеурочной деятельности учащихся 3. Интеллектуальный досуг : возможность работать с Интернет ; научные объединения, творческие конкурсы, коллективный поиск информации ; углубленное изучение предметов ( дистанционное обучение ); использование интерактивных обучающих программ и программ - тренажеров.
Список литературы 1. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. / Н. В. Агапова //– М.: ТК Велби, –247 с. 2. Босова Л. Л. Информатика 5-6 классы. Методическое пособие. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова // Из - во « Бином. Лаборатория Знаний ». Сайт. URL: 3. Босова Л. Л. Программа формирования ИКТ – компетентности столичных школьников : рабочие материалы к Примерной ООП ООО / Л. Л. Босова. – Препринт. – М.: НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ, с. 4. Дадонова С. П. Формирование ИКТ - компетентности в рамках урочной и внеурочной деятельности. / С. П. Дадонова // ГБОУ Самарской области ООШ 12. Сайт г. URL: 5. Заир - Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке./ С. И. Заир - Бек, И. В. Муштавинская // М.: Просвещение, 2004 г. 6. Капранова М. Н. Поиски современных способов ведения учебного процесса. / В. К. Капранов, М. Н. Капранова // Информатика. Все для учителя. - 9[21] , с Капранова М. Н.. Цифровые образовательные ресурсы и организация учебной деятельности. / В. К. Капранов, М. Н. Капранова // Информатика. Все для учителя. - 1[13] , с Основные виды учебно - познавательной деятельности учащихся./ Монография Гл.5 // Сайт. URL: 9. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат // - М : Омега - Л, с. 10. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е. С. Полат и др.// Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М. Издательский центр « Академия », Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М. Просвещение, Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Г. К. Селевко // Учебное пособие.– М., Советов Б. Я.- Информационные технологии в образовании и общество XXI века. / Б. Я. Советов // Информатика и информационные технологии в образовании – 2004 г. 14. Тряпицына А. П. Образовательная программа – маршрут ученика. Часть 2/ А. П. Тряпицына // – СПб., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011