Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей. МБДОУ детский сад комбинированного вида 84 «Радуга» Туранова Я.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства развития мелкой моторики (как на уроках так и во внеурочное время) Пластилин Природный материал Песок Куклы Нитки, тесьма, веревки, шнурки Крупа,
Advertisements

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе.
«Играя пальчиками, развиваем речь». МКДОУ Митрофановский детский сад Учитель- логопед Шафоростова Елена Ивановна.
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в играх и упражнениях с предметами». Подготовила и провела учитель-логопед Климова Е.И. ГБДОУ д/с.
ДС 264 гр Крохи «Весёлые пальчики»
В развитие речи малышей Пальчиковые игры. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия,
Развитие мелкой моторики. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа 3 Петроградского района Санкт-Петербурга Шевелева В.К. Учитель-логопед, высшей квалификационной.
Развитие мелкой моторики. Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые.
Образование среднее специальное Место работы Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида Должность учитель начальных.
Развитие мелкой Моторики. Выполнила: воспитатель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 61» д/с 118 «Родничок» Якущенко Наталья Степановна IV Всероссийский.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…» В. А. Сухомлинский.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 479 комбинированного вида города Челябинска Использование технологии «Пальчиковая.
Фото рекомендации для родителей. Составили: воспитатели гр. 3 Васильева Ж.В., Морозова Е.В.
Методический семинар Тема: Большие возможности мелкой моторики Подготовила: Новокрещенова Ирина Григорьевна воспитатель первой квалификационной категории,
Учитель-логопед Степина Л.А.. Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на: развитие мышления развитие координации движения развитие внимания.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 45 компенсирующего вида Колпинского района Санкт – Петербурга Консультация.
При этом происходит: Развитие мозга ребенка Стимулирование развития речи Развитие творческих способностей Развитие фантазии Расслабление мышц рук и всего.
Транксрипт:

Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей. МБДОУ детский сад комбинированного вида 84 «Радуга» Туранова Я.Е.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев В. А. Сухомлинский На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь. После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат. Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Средства развития мелкой моторики

Средства развития мелкой моторики. Природны й материал Бумага Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани Карандаши,счетные палочки Крупа, бусы, пуговицы Песок Куклы Вода Пластилин

Пластилин помогает ребёнку развивать фантазию и усидчивость, а так же подстегнет развитие его мелкой моторики, ведь нет ничего лучше, чем делать что- нибудь самому. Конечно, не стоит ждать, ребенок с первого дня начнет делать красивые поделки из пластилина. Но он будет мять его, меняя форму и смешивая цвета, и это станет прекрасным развитием для любого малыша.

Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики, раскатываем колбаски Режем на кусочки Лепим картинки Готовим обед

Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Игры со счетными палочками или спичками развивают глазомер, что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния. Эти навыки пригодятся, когда ребенок будет изучать антонимы: далеко-близко, учиться писать: короткая - длинная черта и т.д.

Игры с конструктором, мозаикой. Мозаика. Такая игрушка разовьет мышление, фантазию, воображение, интеллект ребенка, внимательность. Малыш учится концентрироваться на своей работе. Мягкие пазлы. Так же бывают разных цветов и размеров. Это научит вашего ребенка соединять кусочки в целое, помогает развитию мышления, логики, внимания. Благодаря этой игрушке ребенок может длительное время просидеть на месте. А цвета помогут правильно составлять кусочки в целое. Деревянные кубики. Из таких кубиков можно собрать несколько картинок. На них изображены герои мультфильмов и сказок. Ведь картинка нарисована достаточно крупно. И он без особых усилий научится правильно составлять картинку.

Развитие тактильных ощущений. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих малышу совершенствовать чувствительность пальчиков.

Игры с пуговицами. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, овладению счётом, закреплению знания формы, цвета и размера предметов. А ещё такие игры развивают тактильное восприятие, зрительно- моторную координацию, точность движений и внимание, математическое мышление (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), эмоциональное и творческое развитие. Как играть с пуговицами? Высыпьте перед ребенком горку самых разных пуговиц. Пусть они будут маленькие и большие, плоские и выпуклые, с ножкой и с отверстиями, золотистые и перламутровые, разных форм и узоров. Чем разнообразнее будут пуговицы, тем интересней будет играть малышу. Рассматривайте вместе с малышом пуговицы, рассказывайте, какого цвета пуговица, какого она размера (большая-маленькая), посчитайте, сколько дырочек в пуговице (две или четыре) и т.д.

Игры с пуговицами. Пуговичный массаж. Необходимо заполнить просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком: - опустите руку в коробку; - поводите ладонями по поверхности пуговиц; - захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки; - погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем; - перетирайте пуговицы между ладонями; - пересыпайте их из ладошки в ладошку; - разными руками захватывать щепотки пуговиц.

Игры с крупой развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! Оказывается, при соприкосновении рук и ног с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на пятках и ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи.

Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой. Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось. Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта). Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком. Насыпает крупу в стаканчик через воронку. Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку. Попросите его накормить ваших животных - собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку - в мелкую. Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т.п. Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.

Игры с бусами. Детям очень нравится перебирать мелкие предметы, но игры с бусами надо проводить только под наблюдением взрослых, особенно если ребенку меньше трех лет. Такие упражнения тоже развивают тактильную чувствительность и скоординированность движений пальцев и кистей рук, их также можно использовать во время занятиях как игровой момент для снятия напряжения и предложить их детям для свободного творчества. «Найди такие же» - сортируем бусы по цвету, величине, форме. «Повтори узор» - предложить ребенку нанизывать бусины на шнуровку в той же последовательности. «Бусы для куклы» - предложить ребенку самому придумать красивое украшение. «Волшебные бусы» - предложить ребенку выложить из бус буквы, цифры, различные фигурки.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

Рисование. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги

Игры с водой. Все дети любят играть с водой. Для развития мелкой моторики научите малыша переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку крутить кран, т.к. для развития руки очень полезны вращательные движения. - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.

Игры с песком. -Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти

Игры на кухне. И на кухне найдется дело, полезное для развития пальчиков. Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Шитьё, вязание, плетение, застёжки.

Шнуровки.

Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы- рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы- марионетки.

Массаж кистей рук и пальцев. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук

Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

1. учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; 2. катать мяч по часовой стрелке; 3. держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Пальчиковая гимнастика. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.