УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (1564-1616). Прежде чем говорить о пьесах Шекспира, надо сказать несколько слов о театре в елизаветинской и якобинской Англии. Прежде чем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уильям Шекспир (1564 – 1616) Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор. О жизни великого драматурга.
Advertisements

William Shakespeare Уильям Шекспир. Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в английском городке Стрэдфорд-на-Эйвэн.
Одним из излюбленных развлечений того времени был театр. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом,
Английский драматург, поэт, актер эпохи Возрождения. В мировой истории – несомненно, самый знаменитый и значимый драматург, оказавший огромное влияние.
Проблема взаимоотношений отцов и детей в творчестве Вильяма Шекспира Подготовила: Какаулина Надежда.
Уильям Шекспир (1564 – 1616) Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники и комедии Шекспира живут до сих пор.
Презентация на тему «Жизнь и творчество Уильяма Шекспира» Работу выполняли ученицы 8 «А»класса Топурия Софья. Шаванова Кристина. Фельдбуш Анна. Фельдбуш.
. Вильям Шекспир
Уильям Шекспир (1564 – 1616 годы ) английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5.
Игра «За семью печатями» Вопрос первой печати В какой город отправился наш герой? Наш герой родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке.
Вильям Шекспир Подготовила Борисова Алёна Хасановна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алгасовской СОШ.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР WILLIAM SHAKESPEARE.
Уильям Шекспир и его эпоха. Я – Время. Я хочу вас наделить крылами, Мы сказочный полёт свершаем ныне с вами И вмиг перенеслись… через громаду лет. Они.
Работу выполнила Иванова Светлана, ученица 9 класса МКОУ СОШ 11.
Развитие театра в эпоху Возрождения. 1.Общая характеристика эпохи 2.Театр итальянского Возрождения 3.Театр английского Возрождения 4.Театр испанского Возрождения.
Уильям Шекспир Выполнила ученица 7 «В» класса Макарова Мария.
Презентация на тему « Уильям Шекспир: жизнь и творчество»
Выполнила: Гаранина Анастасия, ученица 10 класса Руководитель: Дудченко Людмила Николаевна Учитель I категории.
Работу выполнила : ученица 8 класса Казьмина Юлия. МОУ » Мичуринская средняя общеобразовательная школа »
Транксрипт:

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР ( )

Прежде чем говорить о пьесах Шекспира, надо сказать несколько слов о театре в елизаветинской и якобинской Англии. Прежде чем говорить о пьесах Шекспира, надо сказать несколько слов о театре в елизаветинской и якобинской Англии. Театр был одним из излюбленных развлечений того времени, несмотря даже на то, что пуритане, религия которых запрещала любые развлечение, категорически выступали против театрального искусства. Театр был одним из излюбленных развлечений того времени, несмотря даже на то, что пуритане, религия которых запрещала любые развлечение, категорически выступали против театрального искусства.

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение. Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов. В глазах пуритан это еще более компрометировало сценическое искусство, хотя не актеры были повинны в том, что их поставили в необходимость играть в таком дурном соседстве. Впрочем, актеров часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. В зимние каникулы актеры выступали в лондонских юридических школах, а во время гастролей они неизменно заезжали в Кембридж и Оксфорд, где находили взыскательную академическую публику, относившуюся иногда не без снобистского высокомерия к площадным фиглярам, не игравшим Сенеку и Теренция.

В те времена у актерских трупп не было своих театральных помещений. Они снимали их для представлений. Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Они были пайщиками и главными исполнителями в пьесах. Сверх того труппы нанимали актеров для исполнения второстепенных ролей. В таком большом составе труппы играли только в Лондоне. Во время же гастрольных поездок по стране они выступали в сокращенном составе. Оставались только главные исполнители. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей. Как известно, в восточном театре многих стран и доныне женские роли исполняются мужчинами. Во всяком случае, в шекспировские времена это было в порядке вещей и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Но, конечно, возраст ставил предел для исполнителей женских ролей.

Профессия актера была сравнительно новой. В средние века профессионалами были только клоуны и жонглеры - акробаты. В больших спектаклях, устраиваемых в праздники, играли любители. Как самостоятельная профессия актерство возникает в XVI веке. При этом с самого начала встал вопрос о легализации этой профессии. Как уже сказано, городские корпорации не хотели принять актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным. Между тем порядок в те времена был такой, что люди любого звания должны были входить в состав какой - то общественной группы или сословия. В противном случае они оказывались в положении бродяг, а этих последних преследовали и подвергали, всяким наказаниям. Актеры были поставлены в необходимость найти себе покровителей. И они их обретали при дворе в кругах знати. Их записывали в число челяди какого - либо вельможи, и это служило актерам как бы паспортом, удостоверявшим, что они не бродяги. Одной из трупп оказывала покровительство сама Елизавета, другой - ее фаворит граф Лестер. Елизавета

Что касается источников собственно драматургии Шекспира, что они многочисленны и неоднородны. Очень многое он воспринял от античности. Его ранняя «Комедия ошибок» - вольное подражание «Менехмам» Плавта. В произведениях Шекспира постоянно встречаются выразительные образы античной мифологии. Другим источником явилось для Шекспира искусство итальянского Возрождения. Сюжеты «Отелло», «Венецианского купца» и еще нескольких комедий заимствованы у итальянских новеллистов. Тем не менее наряду с такого рода влияниями Шекспир в основном продолжает традиции народной английской драматургии. Сюда относится, например, систематически применяемое им смешение трагического и комического, которое воспрещалось представителями учено-гуманистического направления в драматургии Ренессанса.

Точно так же, кроме редчайших случаев, когда специфика пьесы (например, в «Буре») делала их желательными, он не соблюдает единств времени и места (действие должно было, по законам, установленным еще в «Поэтике» Аристотеля, развиваться в одном месте на протяжении двадцати четырех часов). Не признавая никаких педантических правил, Шекспир давал полную волю своей фантазии и применял «открытую» форму построения пьес, при которой действие развивается скорее по законам психологическим, чем логическим, допуская вторжение неожиданных эпизодов и дополнительных штрихов, не являющихся строго обязательными. Смирнов А. Уильям Шекспир. В кн.: У.Шекспир. Собрание сочинений в 8- ми тт.,М., 1958

«Шекспировский театр - это чудесный ящик редкостей, здесь мировая история, как бы по невидимой нити времени, шествует перед нашими глазами, планы его - это не планы в обычном смысле слова. Но все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки (её же не увидел и не определил ещё ни один философ), где вся своеобычность нашего Я и дерзновенная свобода нашей воли сталкиваются с неизбежным ходом целого... Что может быть большей природой, чем люди Шекспира!» Иоганн-Вольфганг Гёте, "Ко дню Шекспира", 1771 г.

Несколько веков " Превосходно сочинённая трагедия о Ромео и Джульетте " не сходит с театральных подмостков. Уже первые постановки этой пьесы Шекспира, начиная с 1595 года, были необыкновенно популярны в Англии. Спектакли шли непрерывно до того, как в 1642 году были запрещены Пуританским парламентом. В 1660 году спектакли возобновились с грандиозным успехом, вызывая большое количество подражаний и переделок пьесы Например, редакция Джеймса Хауарда, 1662 г., со счастливым концом, и переработка Томаса Отвея,1680 г., где действие перенесено в древний Рим, практически вытеснили со сцены шекспировский оригинал на долгие годы.

С именем Шекспира неотъемлемо связано имя лондонского театра The Globe - Глобус, где он играл сам и для которого он писал пьесы. Шекспир был также одним из его владельцев, внеся свою часть средств на покрытие строительных расходов. Первый театр с таким названием открылся в 1599 году, а в 1613 году он сгорел до основания ( во время представления " Генриха VIII" вспыхнула соломенная кровля ). Вскоре на том же месте был построен второй Глобус, на этот раз крытый черепицей. Но пьес для него Шекспир уже не писал ( к концу 1613 года его писательская карьера завершилась, в м он вернулся в Срэтфорд - на - Эйвоне, где в 1616 году умер ).

Шекспировская труппа The King's Men работала во втором Глобусе до момента закрытия всех театров Пуританской администрацией. В 1644 году стоявший без дела Глобус был перестроен в помещение для сдачи в аренду. Три века спустя благодарные потомки решили восстановить легендарный шекспировский театр. Инициатором этого проекта явился Sam Wanamaker, американский актёр, режиссёр и продюсер. В 1949 году он впервые посетил Лондон, а двадцатью годами позже основал Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса, предназначенный для реконструкции утраченного театра, создания в нём образовательного центра и постоянной выставочной экспозиции. В течение следующих двадцати трёх лет Ванамейкер неустанно трудился над развитием фонда.

Он умер в 1993 году, за три с половиной года до окончания возведения театра. Здание было построено из древесины "зелёного" дуба, которая обрабатывалась в соответствии с традициями 16 века. Ориентиром для определения формы конструкции послужили раскопанные фрагменты театра Роза, а также самого Глобуса. Новый Глобус открылся в 1997 году. Максимально приближенный внешне к своему прототипу, театр, тем не менее, обустроен с учётом требований нашего времени. Это касается освещения, применения огнестойких материалов и современной сценической машинерии. В 1998 году в театре Глобус проходили съёмки фильма "Влюблённый Шекспир". Ориентиром для определения формы конструкции послужили раскопанные фрагменты театра Роза, а также самого Глобуса. Новый Глобус открылся в 1997 году. Максимально приближенный внешне к своему прототипу, театр, тем не менее, обустроен с учётом требований нашего времени. Это касается освещения, применения огнестойких материалов и современной сценической машинерии. В 1998 году в театре Глобус проходили съёмки фильма "Влюблённый Шекспир". Сезон 2004 года в Глобусе открылся постановкой "Ромео и Джульетты" и был объявлен как The Season of Star-Crossed Lovers ("This year, our season takes its title from the opening chorus of Romeo and Juliet and draws inspiration from the 50 years of work done in Britain by Samaritans, the emotional support charity." - Mark Rylance, Artistic Director ) Режиссёр- постановщик спектакля - Tim Carroll, Romeo - Tom Burke, Juliet - Kananu Kirimi, Tybalt - Simon Muller, Mercotio - James Garnon, Friar Lawrence - John McEnery (Джон МакЭнери, игравший монаха Лоренцо в этой постановке, известен у нас благодаря роли Меркуцио в фильме Дзеффирелли.) Сезон 2004 года в Глобусе открылся постановкой "Ромео и Джульетты" и был объявлен как The Season of Star-Crossed Lovers ("This year, our season takes its title from the opening chorus of Romeo and Juliet and draws inspiration from the 50 years of work done in Britain by Samaritans, the emotional support charity." - Mark Rylance, Artistic Director ) Режиссёр- постановщик спектакля - Tim Carroll, Romeo - Tom Burke, Juliet - Kananu Kirimi, Tybalt - Simon Muller, Mercotio - James Garnon, Friar Lawrence - John McEnery (Джон МакЭнери, игравший монаха Лоренцо в этой постановке, известен у нас благодаря роли Меркуцио в фильме Дзеффирелли.)

" Шекспир глубже всех чужестранных писателей постиг итальянский национальный характер - и эту щедрость ума, изобретающую тысячи способов для выражения одинаковых чувств, и это пышное красноречие, заимствующее образы у самой природы, чтобы поведать о переживаниях души. Богатство колорита " Ромео и Джульетты " отнюдь не придаёт стилю трагедии холодной искусственности : её краски рождены многогранным небесным лучом и всегда отражают его блеск и огонь. В этом творении Шекспира столько жизни, бьющей через край, столько яркой экспрессии, что она полностью отвечает духу Италии и её обитателей. Трагедия " Ромео и Джульетта " в итальянском переводе зазвучала так, словно была заново написана на родном языке." ( Жермена де Сталь, " Коринна, или Италия ", 1807 г.)

Несколько слов о самом Шекспире.

Вильям Шекспир ( ) О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас его переписки с современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь несколько документов, в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни. Каждый из этих документов, даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и истолкован. Редчайшими историческими ценностями считаются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекспира написано несколько строк или просто стоит его подпись.

Нужно было положить очень много труда, чтобы мы могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать о нем каждый образованный человек. Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде, расположенном на реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей. Однако наука не может признать их вполне достоверными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.

Оказавшись в незнакомом городе без средств, без друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, случалось, заменял суфлера. Словом, задолго до того, как великий драматург вывел на сцену своих героев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.

Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать маленькие роли в театре, позднее получившем название " Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказывания об актерском искусстве, а главное, великолепное мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о поразительном знании законов сцены. Впрочем, Шекспир писал не только пьесы. Его стихотворения - сонеты пленяли современников и продолжают пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изяществом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекспировские сонеты, благодаря превосходным переводам.

Но главным делом для Шекспира, страстью всей его жизни была работа драматурга, создание пьес. Огромно мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью. Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира. Ликующая радость жизни, прославление здравого, сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - комедиях : " Укрощение строптивой ", " Комедия ошибок ", " Сон в летнюю ночь ", " Много шума из ничего ", " Двенадцатая ночь ", написанных в гг. В них выражена важная для эпохи Возрождения мысль : человека нужно судить не по платью, не по знанию, не по сословию и богатству, а по его поведению и личным качествам.

Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно - веселую, ясную, волшебную, как " Сон в летнюю ночь ". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней фантастические, близкие к народным сказкам образы Горчичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой развязке. Но благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены идеи Возрождения, но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Возрождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира начинает звучать тема гибели героев, особенно дорогих ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.

Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой трагедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду - старинную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами, Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся с предубеждениями старины, заключена высокая нравственная победа.

Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра " Глобус ". Театр " Глобус " был похож на круглый загон под открытом небом. Приезжий иностранец, посетивший в 1599 г. первое представление Шекспира " Юлий Цезарь ", назвал театр " Глобус " домом с соломенной крышей - он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар. После постановки " Юлия Цезаря " с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои трагедии : " Гамлет ", " Король Лир ", " Макбет ", " Отелло ".

Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает : он не умер, он был убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не только унаследовал престол покойного короля, но и женился на его вдове - матери Гамлета. В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события пьесы. Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благородного человека о природе зла, о порочном королевском дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях, которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих суставах ". Великий русский критик В. Г. Белинский писал о Гамлете : " Это душа, рожденная для добра и еще в первый раз увидевшая зло во всей его гнусности ". Одиночество Гамлета - это одиночество человека, который опередил свое время, находится с ним в трагическом разладе и потому погибает.

В последние годы творчества Шекспира ( ) его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические мотивы. Но и в этих пьесах - " Перикл ", " Зимняя сказка ", " Буря " - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие, встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание героя одной из этих пьес : " Как прекрасно человечество ! " - может служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру Шекспира. Шекспир - автор 37 пьес, 2 поэм, а также 154 сонетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной культуры эпохи Возрождения.

В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу " Буря ". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пережил разочарование в английском театре, уходившем от того великого пути, по которому он его вел. А может быть в годы молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий, которым так и не суждено было появиться. Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного Стратфорда, куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира.

Подготовила презентацию Ученица 9 «б» Потапова Наталья.