Роль академического сообщества в развитии публичной политики. Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Сунгуров Прикладная и фундаментальная политическая наука: на пути к публичной политологии Екатеринбург, 21 сентября 2008 г.
Advertisements

Научный руководитель Научный руководитель – Сунгуров Александр Юрьевич, Доктор политических наук, Доктор политических наук, д. биол. н. Настоящее место.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» Специальность «Налоги и налогообложение» 2 курс.
Кейс-технологии активного обучения Михайлова О.И. учитель истории и обществознания МОУ СОШ 5 с.Журавского.
Подготовка и публикация докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на региональном и субрегиональном уровнях как механизм модернизации.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный.
Анализ факторов позволяющих использовать результаты МиО в системе принятия решений государственных органах Кыргызской республики. Третьякова Татьяна ОО.
ЦЕЛЬ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ТОРИЯМИ ГОСУДАРСТВА: РАССМОТРЕНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ПРАВЛЕНИЯ; УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО.
ЛЕКЦИЯ 1 ЭКОНОМИКА. Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ. Основы экономических учений. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА? Маркова Елена Валерьевна.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Модель экспертного сопровождения внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.
Рыночная организация хозяйства Подготовила студентка группы Т 9-14 Марейчева Юлия Преподаватель: Кремер Ольга Ивановна.
Транксрипт:

Роль академического сообщества в развитии публичной политики. Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 10.

Структура лекции 1. Эксперты и экспертное сообщество 1. Эксперты и экспертное сообщество 2.Публичная политология (по аналогии с «Публичной социологией» Майкла Буравого) 2.Публичная политология (по аналогии с «Публичной социологией» Майкла Буравого)

1. ЭКСПЕРТЫ И ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО

Одной отличительных черт ЦПП, как и Фабрик мысли как таковых Является опора их деятельности на экспертов и экспертное знание. Является опора их деятельности на экспертов и экспертное знание. При этом подразумевается, что экспертное знание основано на знании научном. При этом подразумевается, что экспертное знание основано на знании научном. Итак, стоит уточнить, кто такие эксперты Итак, стоит уточнить, кто такие эксперты И чем эксперты отличаются от ученых И чем эксперты отличаются от ученых

Кто такой «Эксперт»? Эксперт как посредник между академической наукой и политической практикой Эксперт как посредник между академической наукой и политической практикой Эксперт сужает выбор из различных вариантов до нескольких, предоставляя сделать окончательный выбор ЛПР Эксперт сужает выбор из различных вариантов до нескольких, предоставляя сделать окончательный выбор ЛПР Формальную ответственность за решение несет ЛПР, но возможно ли при этом говорить и об ответственности экспертов? Формальную ответственность за решение несет ЛПР, но возможно ли при этом говорить и об ответственности экспертов? Если «да», то в чем эта ответственность может выражаться? Если «да», то в чем эта ответственность может выражаться?

Кто такой «Эксперт» и что такое «Экспертиза»? Эксперт – это человек, который хотя и не знает ответов на все вопросы, тем не менее уверен, Эксперт – это человек, который хотя и не знает ответов на все вопросы, тем не менее уверен, что сможет их найти при условии надлежащего финансирования. что сможет их найти при условии надлежащего финансирования. (Уолл-стрит джорнал, Нью-Йорк – 1998, 16.11) (Уолл-стрит джорнал, Нью-Йорк – 1998, 16.11)

эксперт - это специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, эксперт - это специалист, делающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса, экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения. экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения. Словарь русского языка С.И.Ожегова Словарь русского языка С.И.Ожегова

Рассматривая управление, в том числе и политическое, как процесс принятия решений в условиях неопределенности, как процесс принятия решений в условиях неопределенности, мы может определить функцию экспертов как мы может определить функцию экспертов как функцию сужения разумного интервала возможных решений. функцию сужения разумного интервала возможных решений.

Для нас важно понимать различия между Экспертизой общественной Экспертизой общественной Гражданской Гражданской Научной Научной

Эксперты являются важной частью важной частью Фабрик мысли и Центров публичной политики Фабрик мысли и Центров публичной политики Различием является уровень гражданской ответственности экспертов Различием является уровень гражданской ответственности экспертов Актуален также вопрос о соотношении экспертного и научного сообщества Актуален также вопрос о соотношении экспертного и научного сообщества

Экспертное и научное знание (на примере политической науки) Наука (например, политическая) академическая и Наука (например, политическая) академическая и Прикладная Прикладная «НИОКР» - эксперты «НИОКР» - эксперты Политическая практика Политическая практика

Акад. наука Прикл. наука НИОКР (эксперты) Практика Институты РАН, Вузы Полит. технологи Выбо- ры Гос. Органы НКО СМИ Телеполи- тологи Аналит. центры Центры публичной политики Граж дан- ское Обр азо вание Независимые Исследовательские центры

А.Филиппов (Москва) писал о различиях ролей и видов ответственности эксперта и ученого. различиях ролей и видов ответственности эксперта и ученого. Так, честный ученый должен рассматривать и анализировать все возможные варианты и альтернативы, Так, честный ученый должен рассматривать и анализировать все возможные варианты и альтернативы, а задача эксперта – сузить число возможных вариантов решения, чтобы облегчить процесс принятия решения для ЛПР а задача эксперта – сузить число возможных вариантов решения, чтобы облегчить процесс принятия решения для ЛПР

Прикладная политическая наука и экспертное знание – два отдельных феномена. В первом случае изучается реальные объекты в реальной практической политике, как они функционируют, как реально работает администрация президента, как происходит процесс принятия решений, как влияют на это конкретные группы? В первом случае изучается реальные объекты в реальной практической политике, как они функционируют, как реально работает администрация президента, как происходит процесс принятия решений, как влияют на это конкретные группы? Во втором случае знание, полученное в рамках и теоретической и прикладной политологии, используется для экспертных заключений и рекомендаций, для сужения поля возможных решений Во втором случае знание, полученное в рамках и теоретической и прикладной политологии, используется для экспертных заключений и рекомендаций, для сужения поля возможных решений

О различии между «академической» и прикладной политологией. Логика развития академической науки вытекает из логики развития самой науки, Логика развития академической науки вытекает из логики развития самой науки, Во многом сам ученый, получая ответы на одни вопросы, ставит вопросы следующие, получая для этого гранты или зарплату в академическом институте. Во многом сам ученый, получая ответы на одни вопросы, ставит вопросы следующие, получая для этого гранты или зарплату в академическом институте. В случае же прикладной политологии, человек, который работал в этой сфере, внимательно слушает и спрашивает - в чем же заключается потребность практики, и в своей деятельности отвечает на эти вопросы, потребности В случае же прикладной политологии, человек, который работал в этой сфере, внимательно слушает и спрашивает - в чем же заключается потребность практики, и в своей деятельности отвечает на эти вопросы, потребности

Проблема объективности и предвзятости аналитиков Занимающих две позиции – политика и активиста Занимающих две позиции – политика и активиста Этическая сторона (аналитик-клиент) Этическая сторона (аналитик-клиент) Методологическая сторона (аналитик – научное сообщество) Методологическая сторона (аналитик – научное сообщество) Гражданская сторона (аналитик – общество) Гражданская сторона (аналитик – общество) Только изучать – или изучать и влиять??? Только изучать – или изучать и влиять???

Гражданский аспект – допустимость предвзятости (???) В демократическом обществе, В демократическом обществе, где политические решения являются продуктом конкурентного процесса, право на участие в котором имеют все группы интересов где политические решения являются продуктом конкурентного процесса, право на участие в котором имеют все группы интересов При этом нет дискриминации участия групп в этом процессе При этом нет дискриминации участия групп в этом процессе Тогда политический аналитик имеет право на предвзятость и необъективность Тогда политический аналитик имеет право на предвзятость и необъективность «У каждого интереса должен быть свой сторожевой пес» (С.Туронюк) «У каждого интереса должен быть свой сторожевой пес» (С.Туронюк)

В конкурентной плюралистичной системе Где нет постоянных победителей и проигравших Где нет постоянных победителей и проигравших Принцип справедливости реализуется не столько в каждом отдельно взятом политическом решении, Принцип справедливости реализуется не столько в каждом отдельно взятом политическом решении, Сколько в общей системе процедурных гарантий («сдержек и противовесов») Сколько в общей системе процедурных гарантий («сдержек и противовесов») Итак, аналитик имеет право, но не обязан разделять ценностные предпочтения клиента Итак, аналитик имеет право, но не обязан разделять ценностные предпочтения клиента Исходя же из собственных ценностей, он не должен этого скрывать Исходя же из собственных ценностей, он не должен этого скрывать

Ограничения среды – выбор статусно- ролевых позиций аналитика (М.Мюнгер, 2000) Политическая свобода Экономическая свобода Работа в госучреждении Профессиональные политконсультанты Работа в НКО Академическая наука

Проблемы этики. Ценностные конфликты Проблемы этики. Ценностные конфликты М.Мюнгер выделяет 5 форм конфликта аналитика: М.Мюнгер выделяет 5 форм конфликта аналитика: Конфликт между лояльностью к клиенту и собственными принципами Конфликт между лояльностью к клиенту и собственными принципами Конфликт из-за ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критерии/альтернативы Конфликт из-за ограничений, заданных клиентом в отношении матрицы критерии/альтернативы Конфликт между потребностью в аналитической точности и сроками сдачи работы Конфликт между потребностью в аналитической точности и сроками сдачи работы Конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества Конфликт по поводу корпоративных ограничений профессионального сообщества Конфликт из-за ресурсных ограничений Конфликт из-за ресурсных ограничений

Три вида ответственности аналитика Клиент Научное сообщество Гражданское общество Аналитик

Три альтернативы конфликта: протест, выход и нелояльность Протест Выход Нелояльность Саботаж Возражение Отставка Ультиматум Утечка Отставка и разоблачение

2.ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ (ПО АНАЛОГИИ С ПУБЛИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЕЙ МАЙКЛА БУРАВОГО)

Политология для кого? 1. С одной стороны, мы производим знание друг для друга, для сообщества ученых, стремящихся лучше познать мир и развить свои исследовательские программы 1. С одной стороны, мы производим знание друг для друга, для сообщества ученых, стремящихся лучше познать мир и развить свои исследовательские программы 2. С другой стороны, мы производим знание для других, находящихся вне академии, чтобы они могли быть более эффективными в этом мире. 2. С другой стороны, мы производим знание для других, находящихся вне академии, чтобы они могли быть более эффективными в этом мире.

Знания для чего? Различие между Инструментальным знанием, в котором цели принимаются как данности и где задача состоит в расшифровке средств, которые наилучшим способом осуществят эти цели и Инструментальным знанием, в котором цели принимаются как данности и где задача состоит в расшифровке средств, которые наилучшим способом осуществят эти цели и Рефлексивным знанием, которое сосредоточено именно на открытой дискуссии, на открытом коллективном анализе этих целей или ценностей Рефлексивным знанием, которое сосредоточено именно на открытой дискуссии, на открытом коллективном анализе этих целей или ценностей

Макс Вебер назвал это «Обсуждением ценностей» «Обсуждением ценностей» Юрген Хабермас – «Коммуникативным действием» Юрген Хабермас – «Коммуникативным действием» Это различие ясно сформулировал Вебер, чья концептуализация социального действия содержала в себе разграничение Это различие ясно сформулировал Вебер, чья концептуализация социального действия содержала в себе разграничение технической и технической и ценностной рациональности ценностной рациональности

Франкфуртская школа (в более критическом ключе) Нынешнее капиталистической общество, движимое рынками и прибылями, сосредоточено на вопросах эффективности, Нынешнее капиталистической общество, движимое рынками и прибылями, сосредоточено на вопросах эффективности, Теряя при этом видение конечных целей Теряя при этом видение конечных целей Или то, что мыслители этой школы называли «разумом» Или то, что мыслители этой школы называли «разумом» Важно анализировать не только инструментальное знание средств, но и рефлексивное знание о целях Важно анализировать не только инструментальное знание средств, но и рефлексивное знание о целях

Это же различие относится и к внеакадемическим клиентурам Прикладная социология, которая пытается дать решения проблем, определенных клиентом или патроном Прикладная социология, которая пытается дать решения проблем, определенных клиентом или патроном Рефлексивной формой внеакадемического знания является публичная социология, для которой характерна дискурсивная связь социолога со специфическими публиками Рефлексивной формой внеакадемического знания является публичная социология, для которой характерна дискурсивная связь социолога со специфическими публиками

Функция публичного социолога - проблематизировать задачи, - проблематизировать задачи, Принимаемые как само собой разумеющиеся прикладной наукой, Принимаемые как само собой разумеющиеся прикладной наукой, Делая это путем повышения самосознания публик через широкие разговоры о ценностях Делая это путем повышения самосознания публик через широкие разговоры о ценностях

Традиционная публичная социология - Социолог, как автор широко читаемой книги, Социолог, как автор широко читаемой книги, Становится катализатором публичной дискуссии Становится катализатором публичной дискуссии Органическая публичная социология – социолог имеет прямую связь с публикой, Органическая публичная социология – социолог имеет прямую связь с публикой, Например, социальным движением или местной организацией Например, социальным движением или местной организацией

Традиционный социолог Говорит с пьедестала, а его связь с публиками опосредована печатью, ТВ и иными виртуальными коммуникациями (включая и соответствующие искажения) Говорит с пьедестала, а его связь с публиками опосредована печатью, ТВ и иными виртуальными коммуникациями (включая и соответствующие искажения) Органический публичный социолог работает напрямую, часто лицом к лицу с публиками Органический публичный социолог работает напрямую, часто лицом к лицу с публиками в окопах гражданского общества в окопах гражданского общества

Публики как дискурсивные сообщества с общими приверженностями Публики варьируют по плотности внутреннего взаимодействия (разреженные – плотные), Публики варьируют по плотности внутреннего взаимодействия (разреженные – плотные), По уровню мобилизации (активные - пассивные) По уровню мобилизации (активные - пассивные) По географической протяженности (локальные, региональные, национальные или глобальные) По географической протяженности (локальные, региональные, национальные или глобальные) По их политике (гегемонистские – контргегемонистские) По их политике (гегемонистские – контргегемонистские)

Традиционная публичная социология взывает к Разреженным пассивным, национальным и гегемонистским группам Разреженным пассивным, национальным и гегемонистским группам Органическая публичная социология сосредотачивается на Органическая публичная социология сосредотачивается на Плотных, активных, локальных, часто контргегемонистских публиках Плотных, активных, локальных, часто контргегемонистских публиках Публичная социология порождает диалог о ценностях и целях, а также их возможной реализации. Публичная социология порождает диалог о ценностях и целях, а также их возможной реализации.

4 вида социологии (политологии) Знания для кого Академичес- кая аудитория Практика (общество и государство) Знания для чего Инструмен- тальное знание Профессио- нальная (академическая ) социология Прикладная социология Рефлексив- ное знание Критическая социология Публичная социология

Академическая аудитория Прикладная социология Инструментальное знание Профессиональная социология Прикладная социология ЗнаниеТехническое/ эмпирическое Конкретное ИстинаСоответствиеПрагматическая ЛегитимностьНаучные нормыЭффективность Сфера ответственности РавныеКлиенты / патроны ПатологияСамореферентностьСервильность ПолитикаСобственный профессиональный интерес Практическое вмешательство

Академическая аудитория Прикладная социология Рефлексивное знаниеКритическая социология Публичная социология ЗнаниеЗатрагивающее основания, фундаментальность Коммуникативное ИстинаНормативнаяПрагматическая ЛегитимностьМоральное видениеКонсенсус Сфера ответственности Критичные интеллектуалы Определенные публики ПатологияДогматизмЧудаковатость ПолитикаВнутренние дебатыПубличный диалог

Наш курс закончен Но если вы выберете ваш дальнейший путь в любой из четырех социологий / политологий Но если вы выберете ваш дальнейший путь в любой из четырех социологий / политологий Особенно в тех из них, которые направлены на применение в практике Особенно в тех из них, которые направлены на применение в практике То будем рады взаимодействовать и в будущем То будем рады взаимодействовать и в будущем И как кафедра прикладной политологии И как кафедра прикладной политологии И как СПб гуманитарно- политологический центр СТРАТЕГИЯ И как СПб гуманитарно- политологический центр СТРАТЕГИЯ

Наш курс и Белладжио прощается с его слушателями