Анализ туристского потенциала отдельных территорий Республики Коми с целью разработки общей концепции развития туризма в регионе Петракова Анна Анатольевна Петракова Анна Анатольевна ученица 11 «б» класса Гимназии им. А.С.Пушкина ученица 11 «б» класса Гимназии им. А.С.Пушкина
Освоение туристского потенциала территории является сравнительно простой задачей при наличии двух существенных предпосылок: особых туристских ресурсов (в виде архитектурных и исторических памятников, монастырей, музеев, бальнеологических ресурсов, исключительных природных ресурсов, возможностей для занятия спортом и пр.); достаточно высокого потенциала населения, который в принципе может привести к возникновению больших потоков посетителей.
Факторы успешного развития туризма в регионе в обобщенном виде следующие: быстро реализуемые и не требующие больших инвестиций мероприятия; привлечение всех участников, прежде всего малого предпринимательства, к разработке совместной концепции и координация процесса со стороны органов власти; ориентированность туристского предложения на жителей близлежащих городов, а также на жителей стран и регионов, заинтересованных в уникальных туристских предложениях.
Процесс разработки общей концепции для развития внутреннего и въездного туризма в регионе должен включать анализ и систематизацию : имеющегося в республике природно- ресурсного потенциала как основного или вспомогательного туристского ресурса туризма; культурно-этнографического потенциала; системы гостеприимства; транспортных ресурсов; кадровых ресурсов.
При разработке общей концепции развития туризма в регионе могут быть отражены следующие позиции: превращение туризма в экономический фактор развития территории; содействие развитию малых и средних предприятий через разработку и реализацию конкретных туристских проектов; формирование качественного и всестороннего туристского предложения с учетом совмещения различных видов туризма; совершенствование инфраструктуры туризма; рекламные мероприятия, направленные на формирование положительного имиджа территории.
Этапы процесса разработки концепции развития туризма в регионе Провести SWOT-анализ конкретных туристских объектов: их слабых и сильных сторон, а также угроз и возможностей со стороны внешнего окружения, наиболее важных для развития туризма ; Выявить для каких целевых групп клиентов-туристов может быть осуществлено предложение данных конкретных туристских объектов; Оценить покупательную способность целевой группы туристов; Определить, какие туруслуги будут наиболее предпочтительны для туристов и какой уровень сервиса необходим для них; Создать каталог конкретных краткосрочных и долгосрочных мероприятий по вовлечению и освоению конкретных туристских объектов на определенной территории.
Проект 1: «Золотая рыбка» Вид туризма: немассовый специфический сегмент – спортивное рыболов- ство Целевая группа: туристы-рыболовы из Западной и Центральной Европы, а также из России (возможно из крупных городов); Природные ресурсы, которые могут быть превращены в туристские: Печора - самая чистая с точки зрения экологов река Европы; экстремально редкая заселенность территорий, по которым протекают эти реки и расположение озер в стороне от поселений; Туристская инфраструктура: транспорт – автобусы от Сыктывкара или от Ухты; гостевые дома по международным стандартам двухзвездочной гостиницы; обеспечение продуктами, приготовление свежей пищи, в том числе и из улова туристов; прокат, продажа рыболовной снасти и услуг по ее ремонту и пр. Конкуренты: по туристам из Западной Европы – реки Канады; по туристам из России – Валдай, реки Северо-Запада России и др.; Реклама турпродукта: специальные журналы для рыболовов-спортсменов; Со- юзы рыболовов-спортсменов; специализированные выставки и пр. Выгоды для региона от развития туризма: доходы от гостиничного бизнеса и организации питания; рабочие места для местных жителей; продажа сувениров и изделий местных промыслов; доходы от сдачи в аренду моторных лодок и транс- портных средств; продажа лицензий на рыбную ловлю; налоги и т.д.
Проект 2: «Ыбские горки» Вид туризма: спортивный массовый туризм, в том числе горнолыжный, сноуборд; а также познавательный туризм. Целевая группа: жители города Сыктывкара, занимающиеся спортом, ведущие здоровый образ жизни, склонные к отдыху на природе. Туристские ресурсы: Природные – Рельеф в окрестностях села Ыб холмистый и соответствует условиям, необходимым для занятия горнолыжным спортом. Природа и зимой очень красивая, есть знаменитый источник. Познавательные – этно-педагогический центр по развитию национальных ремесел (село Пажга). Туристская инфраструктура: хорошая транспортная система (трасса Сыктывкар-Киров), возможны челночные рейсы; сельскохозяйственное предприятие; дома местных жителей могут быть переобустроены в гостевые дома и предприятия питания; подъемник для горнолыжного туризма и т.п. Конкуренты: в окрестностях г.Сыктывкара «Тентюки» и «Зеленецкие Альпы» с определенной инфраструктурой (прокат инвентаря, кафе и пр.). Реклама турпродукта: массовые печатные издания; республиканское радио и телевидение, листовки и пр. Выгоды для региона от развития туризма: доходы от гостевых домов, питания, экскурсионной деятельности, обслуживания лыжной трассы, предоставления в аренду инвентаря и т.п.
Благодарю за внимание!
Литература, использованная при подготовке доклада 1.Балабанов Н. Т., Балабанов А. Н. Экономика туризма: учебник. М., Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Минск, Дурович А.П. Маркетинг в туризме. Минск, Зорин Г.И. Основы туристической деятельности: учебник. М., Зорин И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Зорин И.В., Квартальнов В..А. Энциклопедия туризма. М: Финансы и статистика, Квартальнов В.А. Туризм: учебник. М., Карпова Г. А. Экономика современного туризма. М.,С.-Пб., Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Менеджмент туризма: учебник. М., Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., Развитие туризма на муниципальном уровне – стратегия и примеры/ Под ред. Х.Берра и С.Исуповой. М., 2000.