Кризис концепции государства А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука» Лекция 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кризис концепции государства Александр Сунгуров Курс «Современные проблемы истории и методологии политической науки», Тема 9.
Advertisements

Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
«Понятие основ конституционного строя» Выполнила: Гамзатова Мадина студентки группы « ЭУ-231»
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Демократия Демократия политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Исполнительная власть и государственное управление.
Обществознание. 9 класс. Урок 2 Тема урока: «ГОСУДАРСТВО» Власть находит себе наиболее полное воплощение в ГОСУДАРСТВЕ. Оно представляет собой огромный,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА Политика – от греческого «полис» (город-государство) Политика – искусство управления государством.
Государство: понятие и признаки Государство: понятие и признаки.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Федеративное устройство и органы государственной власти в Российской Федерации.
Непризнанные государства Общее название государственных образований, которые, обладая всеми признаками государственности(население, контроль над территорией,
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Транксрипт:

Кризис концепции государства А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука» Лекция 7

Структура презентации §1. Определения государства. §2. Проблематизация понятия §3. Государство и суверенитет §4. Государство: состоятельность и статусность

1. Определения государства §Большая семья - Конфуций §Справедливый человеческий космос - Платон §Совокупность граждан - Аристотель §Союз свободных людей для соблюдения права и общей пользы - Гроций §Верховная власть, сосредоточенная в одном человеке (или собрании), сводящая все воли граждан в единую волю – Гоббс §Машина для подавления одного класса другим - К. Маркс §Земнобожественное существо - Гегель

Томас Гоббс: §В государственном механизме верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; §должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти - искусственные суставы; §награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнять свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; §благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа, его занятие; §советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; §справедливость и законы суть искусственный разум и воля; §гражданский мир - здоровье; смута - болезнь и гражданская война - смерть

В британской 'Энциклопедии управления и политики' (1992) выделяется пять основных типов концептов государства: §1. Правовой (юридический): Г. как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти. §Ганс Кельзен ( ): государство - иерархия законов, скрепленных властным суверенитетом. §2. Исторический подход исходит из определения государства как смены и эволюции его органов и форм от эпохи к эпохе. §Ученые рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов-состояний (лат. Status, производные от него исп. Estato, фр. Etat, англ. State, нем. Staat).

3.Социально-антропологический: §Государство как тип социальной организации в контексте всего общества - К. Маркс, Э. Дюркгейм, Л. Дюги ( ), М. Вебер. §4. Философский подход, настолько же древний, как юридический, отражает представления о государстве как об определенном справедливом порядке объединения граждан

5. Политологический подход §Плюралисты (Р.Даль, Д.Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, §организацию их взаимодействия, для чего нужны §полноценное разделение властей, §строгий учет роли различных общественных движений, в т.ч. меньшинств.

Корпоративисты (Ф.Шмиттер) §Рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на разграничение интересов между крупными общественными группами и объединениями (корпорациями), §сильное и централизированное государство удерживает решающие рычаги власти. §Коллективные соглашения между корпорациями, их персоналом и правительством как важнейший для государства процесс

У неомарксистов подходы разнятся §Для Р.Милибенда ( ) оно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в особых обстоятельствах (война и пр.) может действовать независимо от классовых интересов. §Для Н.Пуланзаса государство более не является инструментом господства над обществом – важнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже входя в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов. §К.Оффе: современное государство исключено их процесса накопления и лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средства

Определение государства из доклада «Эффективность госуправления в РФ в 2008 г.» §Авторы: О. В. Гаман-Голутвина, д.полит. н., профессор МГИМО (У) МИД РФ, вице- президент РАПН §Л. В. Сморгунов, д.ф.н., зав. кафедрой политического управления СПбГУ §А. И. Соловьев, д.пол.н., зав. кафедрой политического анализа МГУ §Р. Ф. Туровский, д.пол.н., профессор ГУ- ВШЭ, вице-президент РАПН

«В данном контексте понятие государства определяет §независимую централизованную социально-политическую организацию, призванную осуществлять регулирование социальных отношений, существующую в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определенной территории и состоящем из двух основных страт управляющих и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой §по крайней мере частью общества идеологией, в основе которой лежит «принцип реципрокности» §(Claessen H.J. M State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255)

§Государство публичная и легитимная (нормативно выраженная) сила общества (Энциклопедия госуправления в России.- М.:РАГС, 2008), §основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти (Социологическая энциклопедия, 2003), § представляет собой политическую целостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории, располагающую легитимным правом на применение насилия (Философия. Энциклопедический словарь,. 2006).

2. Проблематизация понятия §Но давайте разберемся, правильно ли мы понимаем §Это самое «государство»? §Что объединяет все те 200 с лишним членов ООН, которые называют государствами? §Только их формальное «равенство» относительно друг друга, а точнее принадлежность к сообществу государств. Это единственная общая характеристика государств. Все остальные их разделяют.

Территориальные политии §называют государствам на том основании, что они признаны международным сообществом как его суверенные и равноправные друг другу участники. §Но понимаем ли мы, что такое суверенитет? §Понятийная категория «суверенитет» отражает современные институты и практики, а потому антиномична по своей структуре и уже в самом своем возникновении содержала когнитивный потенциал модернизации, а тем самым и глобализации.

Варианты «государств» §Одни не способны контролировать свою территорию и границы, выполнять правовые и социальные обязательства. Это так называемые квази-государства (quasi-states). §В других «государствах» нет современного аппарата управления, а отдельные структуры не столько выполняют специализированные функции внутри политии, сколько имитируют их «на экспорт» §Есть и государства, от которых мало что осталось кроме названия и признания – несостоявшиеся государства (failed states).

То, что мы называем государством §Очень разные по величине, функциями и внутреннему устройству §Сравнительный анализ показывает, что их нельзя соотнести друг с другом с помощью одного понятия. §Приходится использовать слово государство «с прилагательными»: социальное, облегченное, федеративное, консоциативное, корпоративное и т.п.

Выделяются более специфичные виды государственности: §государства-движения, государства- партии, империи, квазиимперии и прочие системы авторитарного господства. § Наконец, нельзя пройти мимо политических структур, чьи претензии на государственность весьма условны и частичны.

За словами государство (the state etc.), и §государственность (statehood, stateness etc.) скрывается не одно ясно концептуализируемое явление или предмет изучения, а целый набор разнородных явлений и предметов §Дыротворение МакИнтайра и Собакокошки Дж.Сартори

В 1513 году Николо Макиавелли впервые использовал слово статус §чтобы обозначить новое политическое явление §Своего «Государя» он открывает знаменитой фразой: «Все состояния (tutti li stati), все господарства (tutti edominii), которые обладали или обладают верховной властью (imperio) над людьми, суть состояния (stati) и суть либо республики (republiche), либо владычества государей (principati)». §То есть разные явления описываются новым понятием

Суверен, суверенность, суверенитет §Суверен (sovereign) – предельная инстанция, задающая политический порядок в территориальной политии, т.е. высший авторитет, относительно которого осуществляется распределение власти на данной территории. (Правитель, народ) §Суверенность (sovereignty) – все то, что позволяет именно данной инстанции стать сувереном, т.е. задавать порядок внутри территориальной политии и взаимодействовать с властителями других территорий.

Суверенитет (sovereignty) §общепризнанный политический принцип и закрепляющие его институты, которые не только делают возможным существование суверенов как таковых, но также обеспечивают их устойчивое сосуществование друг с другом.

3. Государства и суверенитет §Еще в период существования западноевропейской Respublica Christiana по обе стороны от так называемого пояса городов – зоны бывшего лимеса Римской империи § возникают династические центры власти, которые формируют крупные территориальные политии – ядра первых будущих государств. §Именно династические центры, а скорее, сами династы как раз и стали первыми акторами, к которым стало приложимо слово суверен..

М.В.Ильин определил суверенитет §Как системную характеристику (со)существования государств и их сред(ы) в условиях модернизации (современного развития), §обеспечиваемую за счет формирования сети множественных контрапунктов признания властных авторитетов друг другом и актуализации своего господства, §а также еще одной сети множественных контрапунктов наделения соответствующих авторитетов властью и ее последующего (рефлексивного) делегирования

Тогда государство - это §специфическая территориальная полития, возникшая в Западной Европе и концептуализованная как «состояние» с помощью слов status, the state, die Staat; letat §можно выделить три идеальных типа исходного формирования подобных территориальных «состояний». Это §(1) династическое образование сверху, §(2) консоциативное снизу и §(3) корпоративно-сословное «сбоку».

В наличных исторических формах §происходит соединение всех трех типов, однако в ряде случаев некоторые из типов получают преимущественное развитие: первый – во Франции и ряде германских политий, второй – в Швейцарии и Нидерландах, третий – в ряде германских и скандинавских политий. §Некоторые политии – Англия, Швеция, ряд североитальянских политий – дают пример сочетания или смены различных типов.

Первое натягивания понятия §State как «состояния политического порядка на четко ограниченной территории», акцентирующего внутренний порядок, на значительно более широкую группу всех участников межполитийных отношений, контролирующих четко ограниченную территорию, но установивших там качественно различный порядок – §Вестфальский мир

Далее - еще большая деформация понятийной категории §связанная с «проблемой перемещаемости» (traveling problem) не только в пространстве, но и во времени. §В итоге мы стали использовать слово государство (the state, der Staat; letat etc.) не только по отношению к суверенным участникам сменяющих друг друга международных систем, §но и к политиям всех времен, обладающим более или менее выраженной самостоятельностью и способностью вступать в межполитийные отношения

Четыре версии суверенитета (Ильин) §внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя); §внутренний суверенитет признания (суверенитет народа); § внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства); § внешний суверенитет признания (суверенитет нации)».

В условиях глобализации §Возникает общемировая система суверенитета, структуру которой образует сеть суверенностей, а состав – набор двух сотен суверенов. §Эта система одновременно обладает двумя антиномичными характеристиками: гомогенностью и гетерогенностью. §Первая находит выражение в природе и аналитических аспектах явления, вторая – в его генезисе, истории и динамических аспектах

В ранних поколениях международных систем §и соответствовавшего им зародышевого – «лоскутного», а не сферического – суверенитета развитие было сопряжено с расширением. §В нынешней ситуации, когда сферическое замыкание пространства мировой политики из факта становится организующим принципом, развитие обращается внутрь.

Сегодня возникает сложная трехслойная структура суверенов §Над традиционным слоем территориальных наций-государств намечается образование нового типа глобальных государств- трансформов §Под ним - слой референциальных государств, т.е. функциональных замен суверенов. Это своего рода территории отсчета в глобальной системе суверенитета, которые обладают дефицитной суверенностью. Их предшественники – квазигосударства и подобные им образования.

В приведенном анализе показателем сравнения был суверенитет §Можно брать и иные факторы §Направления анализа понятия «Государство»: §- В пространстве (Атлас стран) §- Во времени (направление изменений) §- По качественно новым характеристикам (сетевое государство, электронное государство) §От e-governance к e-government

Анализ может вестись как с позиций §эмпирической, так и нормативной политической науки (теории) §С позиций должного первичным становится одно из звеньев триады §Индивид – общество (сообщество)- государство §Либерализм – Социализм (коммунитаризм) – консерватизм

4. ГОСУДАРСТВО: СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СТАТУСНОСТЬ И ….

Появление термина «государственная состоятельность» §Был предложен в 1968 г. Дж.П.Неттлом в статье «Государство как концептуальная переменная» §Идея логической и эмпирической независимости переменных «государственность» или «Государственная состоятельность» (state-ness) и «национальность» (nation-ness)..

За прошедшие более 40 лет §В политической науке не сложилось единого мнения – что такое «Государственная состоятельность» - §Государство представляет собой совокупность систем и практик управления. Иначе, качества, которые делают его государством – сильно варьируют (Pfister, 2004) §Иногда сильная армия необходима, а иногда - нет

Есть два подхода к пониманию государственной состоятельности §1. Функциональный = способность государства выполнять основные функции §2. Результат политической идентификации населения с государством, признания последнего и консолидация политического сообщества §Однако для второго подхода – второй характеристики «государственности» – есть другой термин – «state-hood» – статусность государства

Е.Ю.Мелешкина (2011): три аспекта государственности §2. ( Государственность 1.Государст -венная состоятель- ность (stateness) 2.Государст -венная статусность (statehood) 3. Полити- ческое структу- рирование

1. Государственная состоятельность (stateness) §Способность территориальной политии обеспечивать процесс принятия и реализации обязательных для исполнения решений на своей территории §И циркуляцию иных общественных (публичных) благ

2. Государственная статусность (statehood) §Признание существующего государства и режима §- внешняя, как принадлежность к сообществу государств §- внутренняя, как признание самим населением (= легитимность (?))

3. Политическое структурирование §Организация различных интересов, § позволяющих им воздействовать на государственную власть, §обеспечивать взаимодействие между собой по поводу использования публичных институтов

Государство как §Организация процесса принятия и реализации обязательных для исполнения решений и обеспечения циркуляции общественных благ, §Воспроизводящую себя посредством извлечения ресурсов на определенной территории

Базовые характеристики современного государства «европейского» типа §Обязательность решений §Наличие аппарата управления §Территория и границы §Извлечение ресурсов для самовоспроизводства

Государственная состоятельность по (Fritz, 2007) § Stateness 1. «Размер» или «территория» распростране- ния государства 2. Способность к эффективному управлению (state capacity) 3. «Качество» управления (good or bad governance)

1. «Размер» или «территория» распространения государства, § фактически объем циркуляции публичных благ: §- доходы государства, §- количество задач и ответственностей государства и т.д. §Размер может быть большим, но использоваться неэффективно

2. Способность к эффективному управлению (state capacity) §Включает в себя: §Способность к принятию решений §Их воплощению в жизнь §Контролю за ними §Здесь можно противопоставить модели «ручного» управления и инфраструктурной эффективности

3. «Качество» управления (good or bad governance) §Наличие или отсутствие «суверена», способного гарантировать: §стандартные и унифицированные правила игры, §эффективной системы сдержек и противовесов между различными обладателями власти, §подотчетности элит.

По критерию «качества» управления §«Плохому» правлению §- деспотический режим управления §- «приватизация» государства различными игроками §- широкое использование популизма §Противостоит «хорошее» правление, обладающее противоположными характеристиками

Ф.Шмиттер в качестве синонима stateness §Использует «state capacity» – государственную способность §Он задается вопросом «Способность государства делать что?», показывая, что ответ на него зависит от пространственных и временных характеристик. §Считает важным использование термина «governance», как универсальной характеристики государственной способности

Governance (по Ф.Шмиттеру(2005)) §Механизм обсуждения широкого круга проблем / конфликтов, в которых заинтересованные лица (государство и негосударственные акторы) §в процессе переговоров друг с другом регулярно достигают обязательных решений, удовлетворяющих все стороны, § и сотрудничают в исполнении этих решений

Основной показатель состоятельности государства - §Способность к производству публичных благ §Роберт Ротберг (2007) состоятельностью понимает результат способности власти удовлетворять ожидания общества и обеспечивать инфраструктуру для участия граждан в производстве благ: §Безопасность, законность, политическая свобода, возможности экономики, образование, здравоохранение, инфраструктура и условия для развития гражданской активности

В зависимости от способности государства представлять эти блага §Ротберг выделяет 4 группы государств: §Сильные (strong), демонстрирующие их устойчивое производство §Слабые (weak) – производящие их неустойчиво, ограниченно и недостаточного качества §Гибнущие (failing) – испытывающие острый качественный и количественный дефицит благ §Распавшиеся (collapsed) – практически лишенные благ

При исследовании stateness надо учитывать: §Хронополитический уровень развития и доминирующий тип культуры (рациональный/ патримональный) §Индивидуальные особенности: особые ресурсы/рычаги влияния (харизма лидера, система ценностей), этнорелигиозная гомогенность/гетерогенность §Внешние условия – наличие государства /государств-партнеров, сильных диаспор, интересов ТНК и т.д.

Гибнущие (failed) или несостоятельные государства §Примеры: Гаити, Сомали, Судан, Руанда, Либерия, Бурунди, Сьерра-Леоне, Афганистан, Колумбия и т.д. §Жесткие критерии – около 20, более мягкие – 50. И как итог распада СССР и Югославии

Общие черты несостоявшихся г-в §Региональные, этнические, клановые и религиозные лояльности вытесняют лояльность к государству §Т.к. экономика очень слаба или вовсе отсутствует, население выживает благодаря включенности в полулегальные и нелегальные сети – от § челночной торговли и контрабанды до §торговли оружием, производства и распространения наркотиков

Непризнанность как вид failing §1. Непризнанные государства - сателиты (признаны и поддержаны государством- спонсором, шансов на признание не имеют) – Турецкая республика северного Кипра, Герцог- Босна при поддержке Хорватии (три года в 90- е), Абхазия и Южная Осетия §2. Самопровозглашенные непризнанные государства – могут признать - Эритрея, отделившаяся от Эфиопии, Восточный Тимор от Индонезии, Косово (признали 70 стран) §Или нет – Сомалиленд, Вазиристан в Пакистане

Непризнанность - 2 §3. «Воображаемые непризнанные государства – Западная Сахара, Палестина §4. Непризнанные государства – фантомы – Тибет, Ичкерия §5. Непризнанные государства с меняющимся статусом - Тайвань §Соответственно, те государства, от которых откололись непризнанные – являются несостоятельными, так как не контролируют территорию - Азербайджан, Грузия и т.д.