Ручное ткачество

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
Advertisements

Удмуртская Республика г.Ижевск МБОУ «СОШ 19»Учитель начальных классов Мария Ивановна Бронникова.
Профессия ткач Подготовила презентацию ученица 3 а класса Рожанская Владислава.
Ритуалы индейцев: матэ. Шаманские ритуалы: огня, дождя, приглашения духов.
Собственноручное изготовление одежды и украшений. Тема Ремесла народа Коми Выполнила Анисимова Анна 8« В » класс ПроверилаЕмельяненко Валентина Николаевна.
Материаловедение -5 класс Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, которые используют для изготовления швейных изделий Ясская Л.Б.,
Пояс - обязательный элемент русского народного костюма. В старину на Руси ценились домовитые и умелые женщины. Основная роль женщины состояла в том, чтобы.
Для чего человек применяет ткань? Человек использует ткани для изготовления одежды, обуви, обивки мебели, стендов, в промышленности: ремни безопасности,
Цели урока: Познавательно- практические: - использование разных приемов обработки изделия. - формирование умения создавать изображения по собственному.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Выполнила : Сафонова Маргарита. Цель: Создать декоративную картину в технике вышивка. Создать декоративную картину в технике вышивка.
Тема: Вязание крючком. Цепочка из воздушных цепочек.
Из чего сделана наша одежда? Светлана и Юля,
МОУ Судиславская СОШ Судиславского муниципального района Костромской области Авторы: учащиеся 3 б класса Смирнова Арина, Серова Татьяна, Бубнова Екатерина.
Натуральные волокна растительного происхождения Учитель технологии МКОУ «Виноградненская СОШ» Харгелюнова Т.В.
« Зимние занятия восточных славян». Ткачество Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением.
Вышивка счётными швами Босак Ирина Николаевна Учитель технологии МОУСОШ 52 Пгт Ильского МО Северский район.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Выполнили ученицы 3 класса Левченко Рита, Иванова Даша, Бычкова Яна Руководитель: Макарова Татьяна Алексеевна.
Ярило Покровитель влюбленных, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую.
Транксрипт:

...не любишь прошлого не знаешь, не понимаешь и не имеешь настоящего. Потому изучать и знать историю настоятельное требование сегодняшнего дня. Историю общества, историю России. Д. Гранин

Таписерия – принятый специалистами термин для обозначения современных произведений авторского ручного ткачества, использующих опыт шпалерного ткачества, различные виды переплетений, современные материалы и технологии. Слово «таписерия» происходит от греческого «тапес» – название ковра. Современные английское и французское названия обозначают приблизительно «ковровая картина », а немецкое – «картинный ковер»). Фрагмент коптской ткани. Божество реки Нил. IV в.

Как же изготовлялись первые ткани? Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком. Ткацкий станок вицтеков

Вертикальный ткацкий станок периода свайных построек

Одним из наиболее простых способов, облегчающих отделение четных нитей основы от нечетных (для образования так называемого зева при прокладывании в него нити утка), стало натягивание нитей основы на раме в два ряда - задний и передний. Такой способ применялся более 5 тысяч лет назад у древнего племени бакаири. Применяется он и теперь при кустарном производстве украинских ковров - килимов и рогож. Приспособлением для образования зева служила также особая гребенка, в зубьях которой были просверлены отверстия. Через отверстия в зубьях гребенки пробирали все четные нити основы, а между зубьями - все нечетные. Древний прокладчик утка Древнеегипетский ткацкий станок

В античные времена центрами производства тканей были Греция и Рим. В Греции вырабатывали шерстяные, а с IV века до н.э. льняные ткани. До VII-VI веков до н.э. это носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение греки приписывали богине Афине Палладе. Гомер в"Одиссее писал, что "... ткани ж были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло...« В Древнем Риме также изготовляли в большом количестве для внутренних нужд и на экспорт льняные и шерстяные ткани в крупных мастерских, где трудились рабы. Древнегреческий ткацкий станок Первый древнегреческий челнок

Ткачество всегда занимало важное место в жизни людей. Почти у всех народов мира есть мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей, которые нашли отражение в литературе и искусстве того времени. В древнегреческой литературе (гомеровском эпосе) очень много упоминаний о ткачестве. Так, ткачество излюбленное занятие богини Афины. Ткали почти все упоминаемые в поэмах женщины: Арета, Елена, Пенелопа, Цирцея и др. Из вазовой живописи известно, что ткацкий станок вертикального типа с подвешенными к нижней части основы грузилами, описанный Гомером, был известен по всей Греции. Вертикальный ткацкий станок с греческой вазы около 550 года до н. э

У славян весь цикл работ по изготовлению одежды, начиная с посадки льна, обработки волокон, прядения нити и заканчивая тканьем полотна, украшением изделия был связан с множеством обрядов и поверий. Не случайно – ведь одежда, как и пища являются необходимым условием жизни человека, от милости Богов и сил Природы зависит, наделить ли его этим в изобилии или нет. Покровительницей прядения и ткачества считается богиня Макошь (ее имя Ма-кош означает «Мать жребия», и подобно греческим мойрам и варяжским норнам, прядет она нить судьбы каждого живого существа, сплетая их вместе в ткань жизни). С христианизацией Руси ее стали называть именем святой Параскевы- Пятницы, в заговорах и молениях персонифицированная «Пятница» постепенно вытеснила упоминание Макоши. При стрижке овец оставляли клок шерсти - как подношение Мокуше (вариант имени богини). Еще верили, что Мокуша обходит дома и, если пряхи дремлют, она прядет за них (веретена "сами вертятся").

Трепало, чесало, прялки и ткацкие станки покрывались сакральными (главным образом, солнечными) узорами, и сотканное на них полотно обладало светлой силой, охраняющей тело человека от враждебных влияний. А все те места, где заканчивалась ткань и начиналось открытое тело – рукава, ворот, подол - покрывались обережным узором. Ведь через эти места могли проникнуть болезнь и порча.

Одним из самых распространенных видов русского народного искусства было ручное узорное ткачество. В древнерусских городах оно занимало среди ремесел видное место. Существовали целые слободы и села, где жили ткачи и были сосредоточены мастерские (хамовными, ткачей называли хамовниками). Они снабжали льняными полотнами, узорными скатертями, полотенцами и пр. Имели ткацкие мастерские и монастыри.

Е ще один вид русского ткачества тканье поясов тканье на бердышке. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань в отличие от поясов, тканных на дощечках, переплетение нитей в которых внешне больше напоминает плотную вязку. Бердышко для тканья поясов имеет особое устройство. В старину такие бердышки делали из деревянной тонкой отполированной дощечки, в которой проделывались вертикальные прорези-щели. В промежутках между щелями на середине высоты бердышка проделывались отверстия. Количество прорезей и отверстий между ними должно соответствовать количеству нитей в тканье. Для изготовления пояса сред не й ширины достаточно, чтобы бердышко имело прорези и столько же отверстий между ними. Подготавливались шерстяные разноцветные нити, как обычно, связывались в пучок и прикреплялись к неподвижному предмету.

Затем нити по порядку пробирали в бердышко: одну нить в прорезь, другую в отверстие между прорезями и так далее. Нити натягивались, бердышко поднимали рукой. При этом нити, пробранные в отверстия, поднимались, а нити, пробранные в прорези, опускались. В полученный зев прокладывали уток и прибивали пальцем или деревянным ножом. Затем бердышко опускали, нити менялись местами, в образованный таким образом зев прокладывали уток и снова прибивали к предыдущей уточине. Затем процесс повторялся. Способ очень прост в этой технике выполнялось большое количество народных поясов, иногда довольно широких. Рисунки поясов были разные, от продольных полос, гладких и пестрых до сложных браных узоров, выполнявшихся с помощью бральницы.

Пояс - в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь). Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употребляется в качестве оберега С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: 'А от всякой порчи и злых колдунов носит на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство '.

Неотъемлемым элементом русского костюма всегда был пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем свидетельствуют письменные и археологические источники. На Руси недопустимо было появиться на людях без пояса. Это считалось греховным, как и ходить без креста.

Уходя своим происхождением в глубину веков, модифицированное бердо дожило до наших дней в ткацком станке. Узкое, ручное бердо, использовали для ткачества поясов в культурных традициях множества народов мира. Простота технологии ткачества на берде дает бесчисленные возможности моделирования фактур и рисунков как в рамках традиции, так и в русле современного дизайна.