Переходные и непереходные глаголы
Вот она – героиня нашей истории. Давайте напишем её описание-миниатюру
1 группа- диктант с продолжением: щётка-... бескозырка-… изложение-… 2 группа- распределить слова по орфограммам: Водяной, гигантский, циркуль, сосна, солнце, цыган, удивительный, местность, циновка.
Ты дремл-шь, ты обид-шься, ты увид-шь, они услыш-т.
Лить воду Кипятить воду окрасить воду Все эти глаголы – переходные
– есть – надевать - жалеть - нравиться
Жалеть Есть Надевать нравиться
- смеяться – радоваться – стоять - расти
расти радоваться стоять смеяться
o глаголы со значением созидания материальных и идеальных объектов: «создавать», «сочинять», «пить»; o глаголы со значением разрушения объекта: «уничтожить», «убить»; o глаголы со значением изменения объекта: «сократить», «переделать»; o глаголы со значением перемещения объекта: «двигать», «перекладывать»; o глаголы со значением эмоционального отношения к объекту: «любить», «уважать»; o глаголы со значением восприятия, ощущения: «слышать», «чувствовать». Напротив, к непереходным глаголам зачастую относятся: o глаголы, указывающие на положение объекта в пространстве: «лежать», «стоять»; o глаголы, указывающие на изменение положения или движение объекта: «бегать», «путешествовать»; o глаголы со значением становления признака: «белеть», «вянуть»; o глаголы со значением свойства, занятости субъекта: «лодырничать», «управлять», «флиртовать» o и другие.
1. Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.
Домашнее задание Упражнение 481