Анализ эпизода литературного произведения Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Advertisements

Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Государственная итоговая аттестация Комплексный анализ текста Сочинение-рассуждение С2.2.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тип «тургеневской девушки» в прозе И.С. Тургенева. Выполнила: Васильева А. 10б СОШ 50 Преподаватель: Николаева Е. В.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся 1. Исключение 2. Обобщение или объединени 3. Замена.
«За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Что значит сформулировать авторскую позицию? Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать:
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Роль эпизода дуэли в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Транксрипт:

Анализ эпизода литературного произведения Смерть Базарова По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

План работы над анализом эпизода литературного произведения. 1.Установить границы эпизода 2.Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют. 3.Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. 4.Рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет. 5.Проследить логику развития авторской мысли. 6.Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. 7.Показать роль эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами, роль в раскрытии авторского замысла 8.Как общий идейный замысел всего произведения отражается в этом эпизоде.

О чем надо помнить!!! 1.Главная опасность- замена анализа пересказом 2.Анализ эпизода- это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. 3.Анализ эпизода предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значение для образа в целом. 4.В конце анализа обязательно должен быть синтез, т.е. обобщенный вывод из сказанного выше.

Идейный замысел романа «Отцы и дети» В апреле 1862 г. Тургенев писал поэту К.К. Случевскому: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная- и все-таки обреченная на погибель». И действительно, писатель осуществил этот замысел- наделил Базарова в конце романа мрачным пессимизмом, скептическим отношениям к мужикам и даже заставил его сказать фразу: «Я нужен России…Нет, видимо, не нужен». В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великое спокойствие» «равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную».

Пишем сочинение… Установить границы эпизодаЭпизод смерти Евгения Базарова включен в предпоследнюю главу романа. Он является важным для раскрытия образа главного героя, так как перед нами появляется совершенно другой Базаров, человечный, слабый, возвышенный, любящий. Сцена смерти Базарова- это финал романа. Базаров постепенно остается одиноким( отпадают первыми Кирсановы, затем Одинцова, Фенечка, Аркадий. Базаров едет в деревню к родителям, чтобы быть поближе к народу. Но сцена разговора с мужиком отделяет его и от народа ( он осознает, что он для мужика вроде шута горохового)

Определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют Базаров, находясь в деревне у родителей, начинает помогать отцу во врачебной практике, он осматривает больных, делает им перевязки. Однажды Евгения не было дома три дня, он ездил в соседнюю деревню, откуда привозили тифозного мужика, на вскрытие, объяснив своё отсутствие тем, что давно не упражнялся в этом. При вскрытии Базаров порезался В тот же день Базарову становится плохо, оба ( и отец,и сын) понимают, что это тиф, что дни Евгения сочтены. Базаров просит отца съездить к Одинцовой и пригласить её к нему. Одинцова приезжает в самый канун смерти Евгения с доктором немцем, который констатирует неминуемую смерть Базарова. Базаров признается в любви к Одинцовой и умирает.

Проследить смену настроений, чувств героев, мотивировку их поступков. Умереть так, как умер Базаров- это все равно, что совершить подвиг: в момент смерти, да и ожидания смерти в нем проявились сила воли и мужество. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Он становится всем ближе перед смертью. Настроение родителей Евгения, конечно, меняется: сначала отец испугался, узнав о порезе сына, но потом им овладевает чувство страха, убедившись, что Евгений точно болен тифом, «…так и рухнул на колени перед образами». Тургенев, изображая поведение всех участников эпизода, пытается нам доказать, что человек- это такое существо, которое боится умереть и лишиться жизни в любой момент. Но в то же время противопоставляет поведение главного героя: мы понимаем, что Базаров готов к смерти, он её не боится, он принимает её как нечто неотвратное, должное, только немного сожалея «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта- как бы умереть прилично»

Рассмотреть композиционные особенности эпизода, сюжет. Болезнь Базарова сделана так сильно, что иногда кажется, что ты сам можешь от него заразиться. А конец жизни Базарова? Это так умело сделано… Тебя охватывает чувство жалости, внутреннего противоречия: но почему он умер, почему у Базарова ничего не получилось, ведь в сущности он положительный герой, способный на многое в жизни? Все это возможно благодаря умелому построению (композиции) эпизода.

Композиция эпизода: Экспозиция: привоз больного тифом, без сознания, быстрая смерть в телеге по дороге домой. Завязка: три дня Евгения не было дома, он вскрывал умершего от тифа мужика. Развитие действия: отец узнает, что Евгений порезал палец, Базарову становится плохо, кризис, непродолжительное улучшение состояния, приход врача, тиф, приезд Одинцовой Кульминация: прощальная встреча с Одинцовой, смерть Базарова Развязка: отпевание Базарова, стенание родителей.

Проследить логику развития авторской мысли. Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и « обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя. Автор показывает как Базаров становится одиноким. Новые люди, коим является Базаров, выглядят одинокими по сравнению с основной массой огромного общества. Базаров- представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. У Базарова нет положительной программы: он только все отрицает. «А что дальше?». Это главная причина гибели Базарова в романе. Автор не смог наметить будущее. Вторая причина- внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что стал романтиком. У Тургенева базаров побеждает, пока он – боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.

Отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу. Для четкого отражения хода мыслей главного героя Тургенев использует в тексте присоединительные конструкции: «…если даже что-нибудь вроде…заражения», «ну, что ж мне вам сказать…я любил вас!» Использование в речи Базарова вопросно-ответной формы («Кто плачет? Мать! Бедная!) – один из способов показать ход размышлений героя о смысле жизни, смерти, человеческой судьбе. Особенно хочется отметить тургеневские метафоры, автор предпочитал незамысловатые глагольные метафоры, естественно возникающие из непосредственных наблюдений над жизнью ( « вилять хвостом не стану», «червяк полураздавленный, а ещё топорщится»). Они придают речи Базарова некую непринужденность, простоту, помогают расположить к себе героя, поверить в то, что приближения смерти он не боится, это она (смерть) его должна бояться.

Вывод Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда- сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить…Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя не единственно возможную, роковую, трагическую- базаровскую- судьбу. Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце»Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка- муж с женою- родители Базарова»

Изобразительно-выразительные средства языка Анафора - расставляет акценты.Эпифора - расставляет акценты. Антитеза - противопоставление. Оксюморон - в основе неповторимые, неожиданные смысловые ассоциации; показывает многосложность явления, его многомерность, приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Градация - конкретизирует понятие в сторону увеличения или уменьшения Эллипсис - показывает эмоциональное состояние говорящего (волнение), ускоряет темп. Умолчание - заставляет задуматься над тем, о чем недоговаривает автор. Риторическое обращение - подчеркивает эмоциональность авторской речи, направлено к предмету художественного изображения. Риторический вопрос - подчеркивает эмоциональность авторской речи (вопрос не требует ответа) Многосоюзие - придает речи торжественность, замедляет темп. Бессоюзие - делает речь более динамичной, взволнованной. Лексический повтор - выделяет наиболее значимое, ключевое слово текста.