ФОРМИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. В ходе учебного процесса тест выполняет диагностическую, обучающую, организующую, развивающую и воспитывающую функции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Advertisements

ТИПОЛОГИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ. Всё множество применяемых в практике тестирования форм заданий можно свести к четырем, каноническим, формам, выделяемым В.С.
Немешаева А.Г. МОУ СОШ Использование тест - контроля на уроках математики.
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
Создание теста с помощью программы My Test МКОУ СОШ с. Вязовка учитель физики Харитонов Г.В.
«Совершенствование системы оценки уровня подготовки специалистов в области защиты населения и территорий, минимизации последствий радиоактивного загрязнения.
Презентация-тест
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Тесты Особенности содержания и структуры контрольных измерительных материалов определяются целями, поставленными перед ЕГЭ Цель единого государственного.
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ Использование программы MyTestX.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
1 Термины и определения Муратова Елена Анатольевна.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
НМЦ Виды и методы контроля на уроках информатики и ИКТ Презентация подготовлена методистом Соболевой Лидией Алексеевной.
Задания на установление соответствия. В заданиях на установление соответствия надо установить соответствие элементов одного столбца элементам другого.
Методы оценивания учебных достижений учащихся. Функции проверки и оценки результатов обучения Учетно-контрольная (информационная) Контрольно-корректирующая.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

В ходе учебного процесса тест выполняет диагностическую, обучающую, организующую, развивающую и воспитывающую функции. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Составление тестов – требует тщательной подготовки. Тест очень чувствителен к качеству задания, к совершенству методики и организации, требует высокого уровня литературной, научной, и технической грамотности составителя задания.

Виды педагогических тестов Важным компонентом современной технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий. В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания.

По процедуре создания По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты. Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных. В образовании можно выделить ряд задач, которые могут быть решены нестандартизированными тестами. Однако для целей мониторинга можно использовать только стандартизированный тестовый инструмент.

По средствам предъявления бланковые ( тесты бумага и карандаш ) – эти тесты, в свою очередь, можно разделить на два вида : – с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты ; – с использованием бланков, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы ( фиксируют ответы ). Бланки предъявляются отдельно от заданий ; предметные – в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий ; аппаратурные – тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления ; практические – появившиеся относительно недавно тесты сходны с известными у нас лабораторными работами ( по химии, физике, биологии и т. д.), однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовое оснащение ; компьютерные.

По средствам предъявления Каждый из способов предъявления имеет свои плюсы и минусы. Компьютерные очень быстрые, однако они провоцируют случайные ошибки и не оставляют исходных результатов на случай апелляции, что ограничивает их применение для аттестации учащихся. Бланковые позволяют экономить на бумаге, удобны для пересылки, дают возможность сканирования для обработки результатов, но при этом также не дают исходных результатов и провоцируют случайные ошибки, поскольку требуют наличия навыка работы с бланком. Наиболее качественные результаты могут быть получены с использованием тестовых тетрадей, но при этом возникает проблема ввода результатов для обработки и дополнительных расходов на печать самих тетрадей.

По средствам предъявления Среди тестов практически нет таких, когда осуществляется устное предъявление материала ( зачитывание вслух вопросов и вариантов ответов ) тестовых заданий, хотя учителя иногда на уроках предлагают ученикам выполнять тест именно таким образом, в результате чего педагог получает недостоверные результаты. Исключение здесь составляют тесты для проверки знания иностранных языков, когда устное воспроизведение обусловлено содержанием учебного материала.

По характеру действий вербальные ( связанные с необходимостью произведения умственных действий – словесно - логические тесты, вопросники на проверку знаний, установление закономерностей и т. д.); невербальные ( практические ) связанные с практическим манипулированием предметами : карточками, блоками, деталями.

По ведущей ориентации тесты скорости, содержащие простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи в заданное время ; тесты мощности, или результативности, включающие трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи. Примером такого рода тестовых заданий могут быть задания для письменных итоговых экзаменов за курс школы ; смешанные тесты, которые объединяют в себе черты двух перечисленных выше. В таких тестах представлены задачи различного уровня сложности : от самых простых до очень сложных. Время испытания в данном случае ограниченное, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценкой в данном случае служат как скорость выполнения заданий ( количество выполненных заданий ), так и правильность решения.

По степени однородности задач гомогенные, имеющие, как правило, одну шкалу, которые позволяют оценить одно свойство или качество личности и включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием ; гетерогенные ( многоразмерные ), имеющие несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию.

По целям использования ( классификация Гронлунда ) входное тестирование ; формирующее и диагностическое тестирование ; тематическое, итоговое, рубежное тестирование ; критериально - ориентированное тестирование.

Входное тестирование Входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения. Проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми ( базовыми ) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т. е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся.

Входное тестирование С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения. Для сильных учащихся, предположительно уже имеющие некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест ( претест ). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися.

Формирующее тестирование Предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения, то есть при текущем контроле. Формирующий тест ( т. е. помогающий формировать качественные знания ) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только изученного материала или темы.

Формирующее тестирование Выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формирующим тестом, то необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изученного материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с несправившимися проводится индивидуальная дополнительная работа.

Формирующее тестирование Формирующий тест способствует современному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Диагностическое тестирование Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить, на каком этапе возникают ошибки.

Диагностическое тестирование Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование Обеспечивает определение итоговых достижений. Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т. е. определяет его эффективность : насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Критериально - ориентированное тестирование Служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого - либо предмета, дисциплины, раздела, темы. Критерий оценки ( сколько % заданий по каждому разделу должно быть выполнено правильно ) задается преподавателем на основе образовательных стандартов. При создании подобного теста особое внимание уделяется тому, чтобы задания теста соответствовали области содержания и адекватно отражали все ее элементы.

Структура теста Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых зад а ний. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Структура теста После инструкции располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте ( субтесте ), в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т. е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнять какое - то количество заданий.

Формы тестовых заданий 1) задания с выбором ответов ( с множественным выбором или с выбором одного правильного ответа ); 2) задания на установление соответствия ; 3) задания на дополнение ; 4) задания на установление правильной последовательности.

Формы тестовых заданий Тестовые задания Открытого типаЗакрытого типа Дополнения * С выбором одного ответа * Множественного выбора * Свободного изложенияВосстановления соответствия * Восстановления последовательности * * Звездочкой отмечены типы тестовых заданий, которые могут быть использованы для компьютерного тестирования.

Формы тестовых заданий Выбираются в зависимости от целей тестирования и содержания проверяемой дисциплины. Разработчик может использовать в тесте задания только одной формы, а также сочетать в тесте несколько различных форм. Выбор форм во многом зависит от технологии проверки, сбора и обработки результатов, материального обеспечения.

Задания с выбором ответов Инструкция для заданий с выбором ответов рекомендует, что должен сделать испытуемый для правильного выполнения задания. Например, ОБВЕДИТЕ НОМЕР ( БУКВУ ) ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА. Основной текст задания формулируется в виде утверждения, может включать график, рисунок, формулы, диаграммы и др.

Задания с выбором ответов Далее следуют варианты ответов, где правильным является чаще всего только лишь один. Остальные варианты ответов, неправильные, но правдоподобные, т. е. похожие на правильные, называются дистракторами. Соответственно, в результате выбора правильного ответа основная часть задания становится утверждением истинным, если выбран дистрактор – ложным.

Задания с выбором ответов Как теоретики, так и практики пришли к выводу, что оптимальным количеством альтернативных ответов является 4-5. Если дистракторов меньше, то увеличивается вероятность угадывания. Увеличение вариантов ответов может привести к созданию некорректного задания. Как правило, трудно найти более 4-5 оригинальных альтернативных ответов, а также правдоподобных дистракторов, которые будут одинаково привлекательны для выбора.

Задания с выбором ответов Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый дистрактор был одинаково привлекательным и равномерно использоваться испытуемыми, выбирающими неправильный ответ. Если дисктрактор неправдоподобен, то он перестает выполнять свою функцию. Увеличение числа ответов, даже если дистракторы правдоподобны, ведет также к перегруженности тестовых заданий и всего теста, соответственно испытуемым потребуется намного больше времени для его выполнения.

Требования к заданиям с выбором ответов Инструкция, основной текст задания и варианты ответов должны быть хорошо поняты испытуемыми. Текст задания должен формулироваться четко, по возможности кратко, а также быть свободен от двусмысленности. В основной текст задания включается максимальное количество информации, относящейся к проблеме. В вариантах ответов не используются повторяющиеся слова и выражения, они помещаются в основной текст задания.

Требования к заданиям с выбором ответов Основной текст задания и ответы формулируются с соблюдением правил грамматики и должны сочетаться между собой грамматически. В тексте задания исключается двойное отрицание. Среди вариантов ответа должен существовать только один правильный или наиболее правильный ответ ( если это не множественный выбор ). Варианты ответов должны быть краткими, иметь примерно одинаковую длину.

Требования к заданиям с выбором ответов В ответах не рекомендуется употреблять слова « все », « ни одного », « никогда », « всегда » и выражения « все перечисленные », « ни один из перечисленных » так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа. Дистракторы должны быть одинаково привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа. Дистракторы одного задания должны быть связаны с содержанием тестируемого раздела.

Требования к заданиям с выбором ответов Тестовое задание составляется таким образом, чтобы ни его основной текст, ни варианты ответов не являлись ключом для других заданий. При составлении группы заданий, относящихся к одному тексту, графику, схеме, необходимо обеспечить независимость заданий друг от друга, чтобы правильность выполнения одного задания, не зависела от правильности выполнения другого. Не рекомендуется включать задания, выполнение которых основывается на субъективном мнении испытуемого.

Задания с выбором нескольких правильных ответов Учащийся должен не только выбирать правильный ответ, но и самостоятельно определить количество правильных ответов. Обычно эти задания рекомендуется использовать в текущем контроле для проверки классификационных и фактических знаний, но не исключено использование подобных заданий в итоговом контроле.

Задания с выбором нескольких правильных ответов Включение заданий с выбором нескольких правильных ответов сопровождается специальной инструкцией ( например, ОБВЕДИТЕ НОМЕРА ВСЕХ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ). При этом необходимо заранее разработать систему оценивания задания.

Достоинства заданий с выбором ответов четкость оценивания ответов, возможность компьютерной проверки без привлечения экспертов, небольшое количество времени на выполнение задания (1-2 мин.).

Недостатки заданий с выбором ответов присутствует эффект угадывания, но возможны пути предотвращения ; при нарушении условий проведения тестирования возможно списывание ; несут в себе неправильные ответы, что плохо влияет на испытуемых ; невозможность с их помощью оценить сферу творческих способностей испытуемых.

Задания на установление соответствия Это такие задания, когда испытуемый должен определить соответствия между элементами двух множеств. Используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний, то есть связей между различными предметами, явлениями, законами, формулами, классами и др. Инструкция к таким заданиям имеет вид : УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ.

Пример задания на установление соответствия Пример части речиЧасть речи 1.Кто - нибудьА. Глагол 2. АккуратностьБ. Предлог 3. ЧувствоватьВ. Местоимение 4. НежданноГ. Существительное 5. Из - заД. Наречие Ответы : 1. ____ ; 2. _____ ; 3. _____ ; 4. ______ ; 5. _______.

Требования к заданиям на установление соответствия Элементы двух множеств должны быть выбраны по одному основанию для включения однородного материала в каждое задание теста. Рекомендуется помещать в текст задания названия каждого столбца ( обобщающее определение множества ). Желательно, чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть равновероятно правдоподобны.

Требования к заданиям на установление соответствия Если задание не предполагает четкого соответствия, т. е. одному элементу левого списка не обязательно соответствует только один элемент правого списка, то в инструкции к заданию обязательно указывается о наличии дистракторов и о том, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.

Требования к заданиям на установление соответствия В связи с особенностью восприятия число элементов одного списка не должно превышать 10. Все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

Задания на установление правильной последовательности Тестовые задания этой формы предназначены для проверки знаний последовательности определенных действий, процессов, алгоритмов выполнения, последовательности событий во времени и др. Задание предполагает, что испытуемый должен установить правильный порядок предложенных элементов : действий, событий и др., связанных определенной задачей. Порядок указывается с помощью цифр или букв в специально отведенном месте.

Задания на установление правильной последовательности Необходимо помнить, что такие задания часто очень громоздки и нередко допускают варьирующую последовательность ответов. Инструкции к заданию на установление правильной последовательности имеют следующий вид : УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

Задания открытого типа Отличительной особенностью заданий открытого типа является то, что в процессе их выполнения испытуемый сам записывает правильный ответ ( слово, выражение, число, формулу и т. д.). Различают две формы заданий открытого типа : задания на дополнение и задания со свободно конструируемый ответами ( задания свободным развернутым ответом ).

Задания на дополнение Задания на дополнение предлагают, что ответ формулируется самим тестируемым : это может быть формула, числовое выражение, слово и др. Задания на дополнение предлагает краткий ответ. Задание на дополнение сопровождается инструкцией : ДОПОЛНИТЕ. Далее следует основная часть задания, где формулируется проблема и делается пропуск на месте элемента, знание которого проверяется.

Задания на дополнение Задания на дополнение имеют ограниченную сферу применения. С помощью таких заданий проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации, возможна проверка понимания изученного материала. Подобные задания хороши тем, что они сводятся к минимуму возможность догадки. Действительно, намного сложнее дать свой ответ, чем выбирать правильный из уже предложенных.

Задания на дополнение Сложность составления таких заданий связана с тем, что основной текст задания должен порождать только один, планируемый ответ. Возникновение неоднозначных ответов усложняет проверку результатов выполнения заданий теста в компьютерном режиме. Испытуемый может в качестве ответа использовать синонимическое понятие на месте дополнения или переставить элементы дополнения – это надо учитывать при оценке результатов.

Требования к заданиям на дополнение Каждое задание должно быть нацелено на одно дополнение, место дополнения обозначается прочерком. Дополнения лучше ставить в конце задания. Все прочерки для дополнения в одном тексте должны быть одной длины. После прочерка, если это необходимо, указываются единицы измерения. В тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.

Задания со свободными развернутыми ответами Такая форма задания предполагает представление ответа в развернутом виде, т. е. полного решения задачи с пояснениями или в виде небольшого сочинения. Испытуемый излагает ответ в свободной форме. Задания со свободным развернутым ответом похожи на традиционные письменные контрольные задания. Они позволяют проверить и оценить различные уровни познавательной деятельности испытуемых.

Задания со свободными развернутыми ответами Здесь проверяется не только знание фактического материала, но и умение выражать свои мысли, логичность, оригинальность выражения ( гуманитарная сфера ), проверяется способы решения учебных задач, процесс выполнения. Проблемы использования такой формы задания связана с объективностью оценивания, так как проверка этих заданий проходит не в компьютерном режиме, а с помощью экспертов ( минимум 2).

Задания со свободными развернутыми ответами Чтобы снизить субъективный момент в процессе проверки заданий со свободно развернутыми ответами, разрабатываются четкие инструкции как для испытуемых, так и для проверяющих. Для проверяющих дается эталонный ответ и составляется четкая инструкция, какое количество баллов дается за конкретные знания и умения.

Задания со свободными развернутыми ответами Для испытуемого при формулировке задачи в инструкции должна оговариваться полнота ответа для получения максимального балла, т. е. должно быть четко указано, сколько аргументов, фактов или примеров он должен привести, нужно ли представить схему, график или чертеж, решение задачи, уравнения и т. д. краткое, полное, с пояснением и т. д. Дается также рекомендация по поводу длины ответа ( количество предложений, знаков и др.).

Оценка качества тестовых заданий После проведения пробного тестирования наступает этап статистической обработки полученных данных тестирования, что позволяет определить количественные характеристики тестовых заданий. Для удобства обработки тестовых данных результаты заносятся в специальную таблицу – матрицу тестовых результатов. матрицу тестовых результатов