Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Advertisements

Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные,
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
8 класс Профессиональные интересы и склонности. Способности и условия их проявления.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Профессиональные интересы, склонности, способности.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «ТЕРЕМОК»
Одаренность, талант, гениальность ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ.
"Условия успешной работы с одаренными детьми". Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
План: 1.Понятие о способности. 2.Способности и деятельность. 3.Формирование способностей. 4.Развитие природных задатков. 5.Ти п ы способностей: учебные,
СПОСОБНОСТИ. Шчаслiвы той, хто знайшоў сваю справу; няхай ён не шукае iншага шчасця. У яго ёсць справа i мэта жыцця... Карлейль.
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Психологические составляющие профессионального самоопределения личности.
Индивидуализация и дифференциация. Индивидуальный подход включает… Индивидуализация – это Дифференциация – это Типы гомогенных классов (школ) Индивидуализация.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владивосток 2014 Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальности клиническая психология Блок 2: «Психические состояния»

Тема 21: «Способности. Проявление, развитие и оценка способностей»

Цель лекции: Изучить способности, их способы проявления, развитие.

Учебные вопросы: 1.Понятие способностей. Структура 2.Природные и социальные предпосылки способностей. 3.Функции способностей 4.Проявление и условия развития способностей 5.Оценка способностей 6.Нарушения способностей. 7. Индивидуальные особенности проявления способностей

Учебный вопрос 1. Понятие способностей. Структура Понятие способностей появилось в трудах Платона почти 2500 лет назад. Проблема способностей до сих пор вызывает наибольшее количество научных споров как среди психологов, так и среди физиологов, психофизиологов и нейропсихологов. Основные дискуссии ведутся в основном по вопросам структуры и процессов развития способностей. В настоящее время можно выделить 2 подхода к пониманию способностей, условно называемых деятельностным и функциональным.

Деятельностный подход рассматривает способности человека как психологические свойства его личности, обеспечивающие успешное выполнение той или иной деятельности. Б.М. Теплов, один из сторонников данного подхода, под способностями понимал такие устойчивые психологические свойства индивида, которые являются его объективными отличительными признаками от других людей и проявляются в высокой результативности его деятельности. Другими словами, способности - это такие психологические качества индивида, которые выделяют его из массы других людей в отношении: динамики (скорости) усвоения знаний, навыков и умений; успешного осуществления данного вида деятельности (или нескольких видов деятельности)

Функциональный подход рассматривает способность как уровень проявления у человека различных функций (интеллектуальных, перцептивных, двигательных, памяти, внимания). Под функцией понимается специфическая деятельность отдельных клеток, органов, их совокупности или организма в целом. Все люди обладают полным набором этих функций, но у некоторых одна или несколько функций проявляется на более высоком уровне (более ярко, интенсивнее, продолжительнее). Согласно данному подходу, в структуру способностей не входят личностные свойства, имеющие социальную базу. В.Д. Шадриков, сторонник данного подхода, предложил рассматривать способности как характеристики результативности функциональных систем, реализующих психомоторные или психические познавательные процессы. Другими словами, способности не являются системными качествами и отражаются в уровнях проявления функциональных систем, а не отдельных функций.

Учебный вопрос 2. Природные и социальные предпосылки способностей. Способности носят врожденный характер. Причина их появления не ясна, но если они есть, то обязательно проявятся. И тем быстрее, чем более благоприятные условия будут созданы для человека. Однако, в мировой практике отсутствует статистика фактов, свидетельствующих о том, сколько одаренных людей остались неизвестными именно из-за неблагоприятных обстоятельств, сопутствующих их жизненному пути. В этой связи, такую позицию можно считать лишь гипотезой. Изучалась связь способностей с массой головного мозга. Предполагалось, что чем больше масса мозга превышает его среднюю величину, тем выше вероятность принадлежности человека к числу наиболее способных. Ошибочность этой гипотезы была опровергнута конкретными результатами взвешивания мозга людей, известных всему миру своими талантами. Также ученые убедились в отсутствии связи способностей с формой черепа, особенно с наиболее развитыми его участками.

«Закон регрессии к среднему уровню». Согласно этому закону любое смещение генетических признаков устремляется к среднему уровню общей массы людей. Например, если родители с коэффициентами интеллектульности, равными 160 и 140, вырастили 10 детей, то усредненный коэффициент интеллектуальности потомства находится между 150 и средним по массе – 100, т.е. равен 125. регрессия не говорит о выраждении одаренности. Соблюдается вероятность, что среди детей талантливых родителей, возможно, будут одаренные и бездарные, но в среднем, их способности оказываются подчиненными закону регрессии к среднему уровню.

Деятельностный подход на вопрос о том, наследуются ли способности, придерживается мнения, что способными не рождаются, ими становятся. Возникшее противоречие между врожденностью способностей и обусловленностью социальным опытом сторонники подхода пытаются объяснить вводом понятия «задатки». Задатки – это комплекс врожденных анатомо- физиологических особенностей организма человека ( нервная система, мозг, органы чувств), характеризующий его индивидуальный тип реагирования на воздействия окружающей среды. Согласно данному подходу, природа дарит человеку не сами способности, а задатки. Но задатки служат лишь основой развития способностей. Если индивид от рождения имеет прекрасную зрительную память, то еще нельзя говорить, что он способный. Способность может проявится лишь в какой-то деятельности, в ее результатах. Именно в деятельности задатки трансформируются в способности. Выбор сфер деятельности обусловлен уже не задатками, а большим числом разнородных факторов (мотивы личности, имидж профессии, семейные традиции).

Функциональный подход на тот же вопрос отвечает признанием врожденности способностей и генотипической природы. Сторонники данного подхода считают, что человек рождается способным. Не удовлетворяет сторонников функционального подхода пропасть между задатками и способностями, которую деятельностный подход не может объяснить. Каков тот механизм, который превращает физиологические задатки в психологические способности. Соотношение задатков, функций и способностей в этом подходе выстраивается следующим образом. Задатки играют роль лишь усилителя степени проявления функций, никогда не превращаясь при этом в сами способности. Е.П. Ильин, считает, что способности и задатки связаны между собой так, как платье связано с фасоном: платья без фасона быть не может, но фасон без платья – еще не платье. Функция же является носителем задатка.

Таким образом, задатки и способности рождаются вместе и человеком и существуют еще до непосредственного включения его в деятельность. Что же касается результативности деятельности, она обусловлена не только способностями, но и целеустремленностью индивида, его волевыми усилиями, оптимальной мотивацией и, конечно, сложившейся социальной ситуацией.

Учебный вопрос 3. Функции способностей. Б.Ф. Ломов выделяет 3 функции психики: коммуникативную, регуляторную, познавательную. Отсюда можно предположить, что для реализации этих функций необходимы регуляторные, коммуникативные и познавательные способности. Способности обеспечивают более быстрое и качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях. Наличие способностей позволяет человеку взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых и сложных условиях жизни, творчески осваивать все новые и новые виды деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию всех его психических процессов и свойств личности.

Физиологические механизмы способностей. Биологической основой способностей являются задатки. Задатки способностей – врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем. Однако задатки не гарантируют развития способностей. То, на сколько они проявятся и оформятся в способности, зависит от индивидуального развития и соответствующей деятельности. По наличию способностей нельзя сказать, каковы были задатки. Задатки многозначны многозначны и могут реализоваться в разных типах способностей. Сложные способности имеют несколько задатков. Например, задатками коммуникативных способностей являются: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной функции. Границы задатков шире, чем могут развиваться на их основе способности.

Теории способностей. Первое экспериментальное исследование способностей было выполнено Ф.Гальтоном. в 1883г. вышел его труд «Исследование человеческих способностей». Гальтон был убежден, что представители социальной элиты и биологически, и интеллектуально превосходят представителей социальных низов, а женщины гораздо менее талантливы и умны, чем мужчины. Однако экспериментальные данные, выполненные на выборке человек, показали ошибочность его теоретических взглядов. Дальнейшие исследования Гальтона привели к попытке решить основные задачи психологии способностей. 1) развитие способностей и их детерминации 2) Взаимосвязь специальных и общих способностей 3) Создание методов измерения способностей. 4) Способности и деятельность.

Классификация способностей. В основу классификации способностей положены различные признаки: источники их происхождения, направленность на деятельность, уровень развития, наличие условий для развития, уровень развития. По критерию происхождения выделяют природные и социальные способности. Природные способности биологически обусловлены, формируются на основе врожденных особых свойств психических познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и др. Так, индивид с высокой вкусовой чувствительностью может прекрасно исполнять обязанности дегустатора. Социальные способности в большей мере обусловлены системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно- логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющееся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний. Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

По наличию условий для развития различают способности: потенциальные – «отложенные» во времени способности, для проявления которых требуются соответствующие условия. актуальные – потребность в которых проявляется «здесь и сейчас», в конкретной обстановке и деятельности. По уровню развития способности подразделяются на одаренность, талант и гениальность. Одаренность – это совокупность различных способностей индивида, обеспечивающих потенциальную возможность успешно работать в определенной области при условии хороших знаний, умений и навыков. Даже наличие практического мышления, коммуникабельности, ориентации на успех еще не дает гарантии человеку стать руководителем высокого ранга при недостаточной профессиональной подготовке в выбранной области и незначительном социальном опыте. Говоря об одаренности личности, обычно ей приписывают такие характеристики, как инновационность, любознательность, воображение, раскованность мышления, интуиция, уверенность в себе.

Талант – одаренность человека, реализованная в виде высоких или оригинальных достижений в определенной области деятельности через совокупность специальных способностей. Это способность делать то, чему человека никто и никогда не учил. В отличие от одаренности понятие таланта относят к сложившимся профессионалам, завоевавшим известность своей конкретной деятельностью. Гениальность – высший уровень способностей, когда одаренность выражается в результатах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти результаты обеспечиваются через общие и специальные способности в ряде областей.

Учебный вопрос 4. Проявление и условия развития способностей. Развитие способностей состоит в расширении их числа у данного индивида, в достижении более высокой результативности деятельности, а также в совершенствовании высших способностей, связанных с научным, техническим и художественным творчеством, с организаторской деятельностью. По мнению С.Рубинштейна, динамика способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня.

Деятельностный подход указывает на врожденные задатки, которые обозначают начало пути развития способностей. Функциональный подход связывает это начало развития способностей одновременно с рождением человека. Несмотря на отличия во взглядах на отправную точку способностей, оба подхода сходятся в том, что ведущая роль в их проявлении и развитии принадлежит деятельности. Чтобы способности проявились, человек должен начать действовать. Для процесса развития способностей требуется ряд условий временного и организационного характера. С самого рождения и примерно до 6 лет закладывается основа для развития общих способностей, базирующихся на врожденных задатках физиологического характера. Многообразие интересов, «разбросанность» увлечений ребенка развивает его общие способности. Специальные способности интенсивно развиваются вплоть до лет через игры, учебную деятельность, общение со сверстниками и взрослыми.

Учебный вопрос 5. Оценка способностей. Оценка способностей человека – фактически задача прогнозирования успешности реализации им данного вида деятельности. Данная задача является статистической, решается в условиях высокого уровня неопределенности, и, следовательно, даже в принципе допускает ошибки методического характера. При этом ошибки могут быть двоякого рода: Ошибки первого рода – принимается решение об отсутствии способностей у данного индивида при их объективном наличии. ошибки второго рода – принимается решение о наличии способностей при их объективном отсутствии. В настоящее время практически отсутствует статистика по ошибкам второго рода. Ошибки первого рода предаются широкой огласке, интригуют общество и анализируются. В этой связи, если говорить строго математически, речь может идти не об измерении самой способности, а лишь о ее статистической оценке. Источники ошибок при оценке способностей человека разнообразны.

В деятельностном подходе при диагностике способностей в качестве критериев оценки способностей чаще всего рассматриваются: темпы продвижения в овладении данным видом деятельности; широта переноса формирующихся психологических качеств (влияние ранее сформированных качеств на приобретенные); соотношение нервно-психических затрат и результатов деятельности. Как правило, такой путь затрудняет оценку способностей у детей, которые еще не владеют ни одним видом профессиональной деятельности.

В функциональном подходе диагностику способностей предлагается осуществлять через показатели количества и степени выраженности врожденных задатков. Однако и здесь возникают трудности с отбором тех задатков, которые включены именно в оцениваемую способность. Более того, погрешности в оценке появляются из-за неравномерного процесса развития самой личности. Например, наличие возрастных сенситивных периодов, половое созревание приводят не только к сдвигу во времени составляющих способностей, но и к вариации их выраженности. Проблема способностей далека от завершения и наука в данном вопросе прилагает много усилий для его разрешения.

Учебный вопрос 6. Нарушения способностей. Нарушения общих способностей заключаются в их низком или крайне низком уровне развития. А относительно специальных способностей можно утверждать, что нарушение – это их отсутствие.

Учебный вопрос 7. Индивидуальные особенности. Типологические особенности человека оказывают влияние на развитие способностей человека. Так, сила нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью благоприятствует образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые особенно важны для становления организаторских способностей.