ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» А.М.Жульников (доцент ПетрГУ, к.и.н.) Актуальные проблемы предварительного археологического обследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О внесении изменений в земельное законодательство.
Advertisements

Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
ГИС ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ БАЗОВЫЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ, МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ, НАСЕЛЕННЫМИ.
Негосударственное учреждение науки "Совет по комплексным правовым исследованиям" Правила землепользования и застройки сельского поселения Муранка муниципального.
Правила землепользования и застройки сельского поселения Старая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области Заказчик: Управление по строительству,
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Порядок и методика создания и ведения ИСОГД в соответствии с действующим законодательством РФ Вячеслав Томилин ООО НВЦ «Интеграционные технологии»
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Роль публичных слушаний по вопросам градорегулирования и методика их проведения С. А. Крымов эксперт направления «Реформы в сфере недвижимости» Институт.
Нормативное правовое регулирование в области земельных отношений в Республике Бурятия.
Состояние и перспективы развития федеральной государственной информационной системы территориального планирования Конференция г. Томск г.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Сохраним липовую аллею в Старой Руссе!. История липовой аллеи.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
О выполнении органами местного самоуправления индикатора, характеризующего качество управления муниципальной собственностью, в части организации учета.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ информационного банка данных градостроительной деятельности Ярославской области ( система информационного обеспечения Ярославской области.
Транксрипт:

ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» А.М.Жульников (доцент ПетрГУ, к.и.н.) Актуальные проблемы предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению

Повреждение или разрушение объекта археологического наследия в результате антропогенного воздействия происходит на территориях, активно вовлеченных в хозяйственный оборот (окрестности населенных пунктов, берега водохранилищ, существующие трассы линейных объектов, берега крупных рек и озер и т.п.), или на земельные участках, предоставляемых для строительных и земляных работ (автомобильные дороги, ЛЭП, газопроводы, ГЭС, дачная застройка, вышки и линии связи и т.д.)

Основные факторы, приводящие к повреждению или разрушению объекта археологического наследия на территориях, вовлеченных в активный хозяйственный оборот : - несанкционированные свалки мусора; - несанкционированные свалки мусора; - проезд тяжелой техники, например, при замене опор ЛЭП; - проезд тяжелой техники, например, при замене опор ЛЭП; - противопожарные канавы; - противопожарные канавы; - незаконное строительство (гаражи, сараи, подъездные дороги и т.п) - незаконное строительство (гаражи, сараи, подъездные дороги и т.п) - карьеры для несанкционированной добычи песка; - карьеры для несанкционированной добычи песка; - подмыв берегов водохранилищ - подмыв берегов водохранилищ - распашка - распашка

Возможные способы предотвращения разрушения культурного слоя выявленных или состоящих на государственной охране объектов археологического наследия (ОАН): - Организация мониторинга ОАН на территориях, где существует наибольшая опасность их разрушения; - Организация мониторинга ОАН на территориях, где существует наибольшая опасность их разрушения; - регулярное (раз в три – пять лет) проведение инвентаризации всех ОАН, находящихся на территории Республики Карелия, с внесением необходимых поправок в учетную документацию; - регулярное (раз в три – пять лет) проведение инвентаризации всех ОАН, находящихся на территории Республики Карелия, с внесением необходимых поправок в учетную документацию; - проведение работ по установлению границ ОАН; - проведение работ по установлению границ ОАН; - заключение охранных обязательств с определением технического состояния ОАН. - заключение охранных обязательств с определением технического состояния ОАН. Количественные показатели таких работ и объемы их финансированиядолжны быть отражены в соответствующих нормативных документах, региональных и федеральных программах сохранения объектов культурного наследия

Проект «Мониторинг состояния и использования объектов археологического наследия – группы стоянок «Оровнаволок» в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Заказчик работ: Министерство культуры Российской Федерации Исполнитель: ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Сроки выполнения: 2013 год Цель работы – проведение обследования объектов археологического наследия с целью уточнения сведений о них и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности.

Основные результаты работы: В ходе натурного обследования изучено современное состояние стоянок, составлены инструментальные топографические планов 14 стоянок, выполнено описание границ стоянок, уточнены границы ОАН, получены сведения об использовании территорий стоянок, проведена фотофиксация. Выполнено формирование / актуализация первичной учетной документации на 14 обследованных объектов. Полученные в ходе выполнения работы результаты могут быть использованы государственным органом охраны культурного наследия в целях сохранения, учета и использования объектов археологического наследия.

Сохранение объектов археологического наследия на земельные участках, предоставляемых для строительных или земляных работ Основные направления: 1. Сохранение выявленных или состоящих на государственной охране объектов археологического наследия Возможные мероприятия: - согласование земельных отводов уполномоченным государственным органом сохранения объектов культурного наследия - Министерством культуры РК; - своевременное внесение сведений об ОАН в государственный реестр, документацию землеустроительного профиля; - включение в проект земляных или строительных работ раздела по сохранению ОАН в случае его наличия на территории испрашиваемого земельного участка.

2. Проведение предварительного археологического обследования земельных участков, вовлекаемых в хозяйственное освоение Большая часть земельных участков, которые в настоящее время выделяются для хозяйственного освоения на территории Карелии, не обследована в археологическом отношении. На территории таких участков могут располагаться объекты археологического наследия, что требует проведения предварительного археологического обследования, в том числе путем организации историко-культурной экспертизы участков, подлежащих хозяйственному освоению. Следует отметить наличие противоречий между ФЗ 73 от 25 июня 2002 года, содержащим пункт, что одним из объектов государственной историко-культурной экспертизы являются земельные участки, и Положением о государственной историко- культурной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года 569), где не предусмотрена экспертиза земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению. В тоже время, Министерство культуры РФ в настоящее время аттестует государственных экспертов по направлению: «земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению».

Работы по выявлению объектов культурного наследия могут осуществляться в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика. Порядок организации предварительного археологического обследования за счет средств хозяйствующих субъектов, к сожалению, не регламентирован на законодательном уровне. Вполне очевидно, что такие работы должны проводиться на стадии разработки проекта. В тоже время статья 37 ФЗ 73 от 25 июня 2002 года предусматривает приостановку земляных и строительных работ в случае обнаружения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объекта археологического наследия. В этой ситуации выявление объекта археологического наследия происходит нередко в тот момент, когда внести изменения в проект уже невозможно, а памятник археологии оказывается поврежден. Кроме того, заказчик оказывается перед проблемой срыва сроков строительства, а также необходимостью изыскивать средства на сохранение объекта культурного наследия.

В целях поиска наиболее оптимального способа организации предварительного археологического обследования территорий, подлежащих хозяйственному освоению, ПетрГУ в 2012 году был реализован научно- исследовательский проект: «Разработка методики поэтапного историко-культурного (археологического) обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия» Заказчик: Министерство экономического развития РК Исполнитель: ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» Цель проекта – выработка научно-обоснованной методики поэтапного историко-культурного обследования территорий муниципальных образований Республики Карелия путем организации научных изысканий по выявлению объектов археологического наследия и внесения полученных данных в имеющиеся информационные базы ГИС, в градостроительные регламенты, схемы территориального планирования муниципальных районов, градостроительные планы.

Исследование выполнено на примере сельских поселений Прионежского района Республики Карелия, так как данный район в силу его активного хозяйственного освоения требует принятия первоочередных мер по организации натурного археологического обследования территорий населенных пунктов.

Расположение сельских поселений Прионежского муниципального района

Основная идея предлагаемой методики состоит в выработке рекомендаций по определению населенных пунктов (на территории муниципальных образований Республики Карелия), которые требуют первоочередного археологического обследования во избежание разрушения и повреждения культурного слоя невыявленных пока объектов археологического наследия, с учетом перспектив социально-экономического развития сельских поселений. Основная идея предлагаемой методики состоит в выработке рекомендаций по определению населенных пунктов (на территории муниципальных образований Республики Карелия), которые требуют первоочередного археологического обследования во избежание разрушения и повреждения культурного слоя невыявленных пока объектов археологического наследия, с учетом перспектив социально-экономического развития сельских поселений.

Распределение поселений Прионежского района по потенциалу роста уровня социально-экономического развития Группа Сельские поселения 1 группа – высокий потенциал роста уровня социально-экономического развития Деревянкское Шокшинское вепсское Рыборецкое вепсское ДеревянскоеШуйское 2 группа - средний потенциал роста уровня социально-экономического развития ЗаозерскоеМелиоративное Шелтозерское вепсское ЛадвинскоеЛадва-Веткинское 3 группа - низкий потенциал роста уровня социально-экономического развития ПайскоеНововилговскоеГарнизонное

Карта распределения объектов археологического наследия и населенных пунктов, имеющих статус «Историческое поселение» на территории сельских поселений Прионежского района Республики Карелия

Распределение по группам населенных пунктов сельских поселений Прионежского района по результатам предварительной оценки вероятности обнаружения археологических памятников на их территории п/п Группа 1. Обнаружение памятников археологии возможно на большей части населенного пункта. Выделение зон, где обнаружение памятников археологии маловероятно, возможно по данным выборочного археологического обследования территории данных населенных пунктов п/ п Группа 2. Выявление памятников археологии возможно на определенной части населенного пункта (прибрежная зона, центр исторического поселения и т.п.) п/п Группа 3. Выявление памятников археологии маловероятно 1п.Шуя1п.Ладва1п.Деревянка 2д.Косалма2ст.Шуйская2 п.Пяжиева Сельга 3д.Намоево3д.Вилга3п.Пухта 4д.Царевичи4д.Лососинное4 п.Новая Вилга 5 д.Шуйская Чупа 5д.Машозеро5 п.Новое Лососинное 6д.Маткачи6с.Деревянное6д.Половина 7д.Бесовец7д.Ялгуба7д.Педасельга 8 д. Верховье 8п.Мелиоративный8д.Ужесельга 9д.Уя9п.Ладва-Ветка9ст.Орзега 10д.Суйсарь10с.Таржеполь10 д.Березовые Мосты 11 д.Суйсарь на Острове 11д.Ревсельга11ст.Нырки 12с.Заозерье12 Гарнизон Бесовец 12п.Пай 13д.Порожек13с.Шокша 14п.Кварцитный14д.Ишанино 15п.Устье15д.Залесье 16д.Яшезеро 17с.Шелтозеро 18д.Вехручей 19 д.Матвеева Сельга 20 д.Горное Шелтозеро 21с.Рыбрека 22 д.Другая Река 23д.Каскесручей

Выделенные по степени археологической изученности и значимости группы сельских поселений могут быть сопоставлены с группами сельских поселений, разделенных в зависимости от потенциала роста уровня их экономического развития.

Распределение сельских поселений Прионежского района по уровню угрозы повреждения или разрушения культурного слоя объекта археологического наследия

В ходе работы по НИОКР были получены следующие основные результаты: - разработаны методические рекомендации по проведению археологического обследования на территориях муниципальных образований Республики Карелия; - в ходе работ по апробированию методических рекомендаций было выявлено большое число неизвестных ранее объектов археологического наследия, уточнены данные по нескольким известным объектам. Из них 32 объекта являются выявленными, семь - повторно обследованными. 29 памятников археологии оказались в той или иной степени подвержены угрозе разрушения или повреждения культурного слоя. Общее число ОАН наследия на территории Прионежского района возросло почти на 20 %.