ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Блез Паскаль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Advertisements

ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ Краткая характеристика содержания курса. Краткая характеристика содержания курса. Отечественная история - неотъемлемая часть.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы,
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 48 Герменевтика как методология.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ Авдиев Всеволод Игоревич ( ) советский египтолог, доктор исторических наук, профессор. История древнего Востока охватывает.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Работа Беляевой Л.Е., учителя МОУ Мышкинская СОШ 2010г.
Домашнее задание §1 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 16 письменно. Обществознание: учебник.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Эпоха Просвещения время преобразований. Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVIIXVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве.
Сравнение определений. 1. Определения 2. Общие элементы определений 3. Сравнение 4. Авторское определение.
ОТ МИФА К ЛОГОСУ ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. Особенности мифологического мышления объяснение всех явлений на основе действия сверхъестественных сил, их умысла.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
Введение Эпоха Просвещение Национальная специфика культуры Просвещение Заключение Список литературы.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Становление философии истории мифологическая история. мифологическая история. Преобладало настоящее мгновение. Преобладало настоящее.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. План. 1.Научное познание природы и общества. 2.Основные принципы научного социального познания. 3.Обыденное и научное социальное.
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
Транксрипт:

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Блез Паскаль

ПЛАН 1. Термин «История» и проблемы. 2. Историческое сознание и историческая память 3. Как пишется история 4. Рождение исторического знания 5. Средневековая концепция истории 6. Историческое знание в новое время 7. История в ХХ в. Новые проблемы и новые подходы

1. Термин «История» и проблемы Слово «история» имеет в большинстве европейских языков два основных значения: - знание о прошлом - литературно-повествовательный жанр, рассказ

Познание прошлого связано с процедурой его реконструкции. Ученый, равно как и любой интересующийся историей человек, не просто исследует какой-то объект, но, по существу, воссоздает его. В этом отличие предмета исторического знания от предмета точных наук.

2. Историческое сознание и историческая память История как процесс познания прошлого – это одно из проявления социальной памяти, способности людей хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Память рассматривается как одно из важнейших качеств человека, отличающее его от животных; это осмысленное отношение к собственному прошлому, важнейший источник личного самосознания и самоопределения.

Для формирования исторической памяти важны три обстоятельства: 1. забвение прошлого; 2. различные способы истолкования одних и тех же фактов и событий; 3. открытие в прошлом тех явлений, интерес к которым вызван актуальными проблемами текущей жизни.

3. Как пишется история Источник – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя. Когда историк приступает к работе над отобранным для ознакомления источниками, первая его задача заключается в расшифровке и освоении текста, установлении его происхождения и подлинности (внешняя критика источника). После завершении внешней критики исследователь переходит к установлению полноты, достоверности и точности сведений (внутренняя критика источника). Событие и факт – важнейшие исторические категории. При кажущейся своей простоте, эти понятия достаточно трудны для определения.

4. Рождение исторического знания В начале своего развития история была прежде всего жанром художественной прозы. Основой для реконструкции прошлого служили мифы и эпос. Так создавались первые хроники, этнографические описания местностей и городов. Авторов таких сочинений называли в Древней Греции логографами (гр. логос- слово, сочинение).

Геродот – отец европейской истории Цицерон назвал Геродота «отцом истории»: с его труда начинается греческая историография, как поэзия – с Гомера. Именно он утвердил связь понятий «история», «исследование», «узнавание» с целью составления повествования о течении дел человеческих. Труд Геродота «История» представляет решительный переход от «описания земель» к истории в собственном смысле слова. Геродот 490/80 – ок.425 гг. до н.э.)

Фукидид: история как свидетельство очевидца Его труд – повествование о Пелопоннесской войне (394/3- 391/390 гг. до н.э.), т.е. о недавней, «современной истории». Заслугой Фукидида как историка считается использование им документальных источников (текстов договоров, официальных постановлений), установление хронологии, а также применение открытого им метода реконструкции прошлого путем ретроспективных заключений. Фукидид (ок.460 – ок.396 гг. до н.э.)

Полибий и его «Всеобщая история» Создавая во «Всеобщей истории» собственный канон написания исторического произведения, Полибий выдвигает принципиальное требование: история должна иметь всеобщий характер, т.е. охватывать в своем изложении события, одновременно происходящие как на Западе, так и на Востоке. Он требует, чтобы историк был современником, а еще лучше – участником изображаемых событий. Важный признак прагматической истории – последовательное изложение событий с учетом причинно-следственных связей. Полибий (210 – 128 гг. до н.э.)

Римские историки Гай Саллюстий Крисп (86 – 35 гг. до н.э.) Тит Ливий 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.) Публий Корнелий Тацит (ок. 55. – ок. 120 гг. н.э.)

Античное историческое сознание и историописание В чем же заключается своеобразие исторического сознания эпохи античности? - характерно отношение к традиции, наследию предков как к благу. Любые преобразования и новации означали изменение существовавшего порядка вещей и в целом наделялись негативным смыслом; - неподвижность и цикличность в восприятии истории ; - описывая масштабные события или массовые выступления, античные историки не интересуются их реальными причинами; - античная историография была не столько формой научного исследования, сколько жанром дидактического, морально-назидательной литературы.

5. Средневековая историография В III – V вв. создаются первые христианские хронографии, которые должны были согласовать известные по языческим сочинениям исторические события с образом библейской истории и собственной историей христианства. Евсевий Кесарийский ( гг. н.э.)

Современная идея истории как единого процесса, охватывающего все человечество, - это порождение иудео-христианской концепции мироздания. Фундаментальной причиной любого события была воля Бога. Возникает представление о линейности процесса развития человечества, уникальности событий и внутреннем различии отдельных эпох. Павел Орозий (ок. 380 – ок.420 гг. н.э.)

Средневековые историки Прокопий Кесарийский (500 – 565 гг.) Михаил Пселл ( ок.1096) Никифор Григора (ок.1295 – ок.1360)

6. Историческое знание в новое время История еще не отделилась полностью от других областей знаний о человеке, обществе, мире и не сложилась в качестве самостоятельной дисциплины. При этом в XVII в. был отмечен своеобразной модой на изучение истории. История трактовалась как кладезь мудрости. К Оксфорде и Кембридже были открыты первые кафедры гражданской истории. Возникает интеллектуальное движение, связанное с поиском, коллекционированием, систематическим описанием и классификацией исторических документов и памятников, которое получило название антикварианизма (древний). Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626)

Новый импульс историография получила в последней трети XVII-XVIII вв. Исследователи называют это время веком Просвещения. История, которую писали просветители, находилась под сильным влиянием философии. В эти годы европейская публика зачитывалась «историями», которые часто составлялись как компиляции, с множеством ошибок, где описывались войны, деяния королей, полководцев, епископов, чудеса и легенды. В исторической литературе появляется два направления – труды историков-эрудитов и сочинения историков-философов. Фрагмент «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремеселФрагмент «Энциклопедии, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел ( ).

Многие философы-историки, объясняя общественное развитие, строили рассуждения на основе теории прогресса. Ее главная идея заключалась в том, что все человечество в разные периоды своей истории постепенно совершенствововалось. Прошлое, настоящее и будущее были связаны идеей направленного развития. В целом все изменения в обществе должны были вести к возрастанию счастья. В рассуждениях просветителей ожидание лучшего будущегопозволяло понимать настоящее и выносить оценку прошлому. Жан Антуан Никола Кондорсэ ( ) Жан Жак Руссо ( ) Джамбаттиста Вико ( )

Французская буржуазная революция вызвала острейшие споры своих противников и сторонников. Совершавшаяся на глазах современников история приводила к результатам, которые не укладывались в рациональную схему. Упорядоченная картина мира мыслителей XVIII в. бы перевернута социальными потрясениями. В этих условиях на рубеже XVIII-XIX вв. формируется идейно- художественное движение, в последствии получившее название романтизма. В это время история постепенно оформилась как самостоятельная дисциплина. Ключевым для романтиков был принцип историзма, который выражался в идеи развития: все в природе и человеческом обществе подчинялось не подвластному воле людей поступательному движению. Эдмунд Бёрк ( ) Жюль Мишле ( ) Николай Михайлович Карамзин ( )

7. История в ХХ в. Новые проблемы и новые подходы На протяжении XX в. историческая наука не раз претерпевала радикальные изменения, которые ученые назвали поворотами. Эти изменения касались понимания предмета науки, её содержания, проблематики, методов исследования. Потрясения начала века развеяли оптимистическую уверенность в безостановочном поступательном развитии западной цивилизации, способной гармонично решать все свои проблемы. Рушилась теория прогресса, вновь появилась стремление найти идеал в прошлом. Потерпел крушение образ самой истории – мудрой наставницы жизни, способной на основании глубокого понимания прошлого прорицать будущее. Остро встал вопрос о том, нужна ли история вообще. Робин Джордж Коллингвуд ( )