Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Advertisements

Современные педагогические технологии в специальном образовании А. А. Наумов ПГПУ.
МОДЕЛЬ инклюзивного образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Алгоритм включения детей с ОВР в общеобразовательные классы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Транксрипт:

Интегрированное и инклюзивное образование для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция в переводе с латинского языка (inteder – целый) – процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей и элементов. Как научный термин интеграция своим появлением скорее всего обязана математике (Чапаев Н.К г.).

В педагогике понятие «интеграция» употребляется при характеристике сложного целостного объекта или состояния связности отдельных дифференцированных функций системы, а также при создании целого из разных систем

Интеграция не сумма ее составляющих частей, а качественно новое образование, возникающие на основе: интегративной цели, интегративной деятельности: вместе, то есть взаимозависимо; взаимозависимых отношений, порождающих «коллективный дух»; взаимного согласия и договоренности наиболее полного участия в общем деле.

полная интеграциякомбинированная интеграциячастичная интеграциявременная интеграция

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся: раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения; наличие возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.

К внутренним условиям или показателям способствующим эффективной интеграции, относятся: уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки; психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Инклюзия (от inclusion - включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Отличие интеграции от инклюзии в образовании Интегративное образование подразумевает обеспечение доступности обычной образовательной программы внутри школьных стен для обучающихся с ОВЗ, прежде всего, – с ограниченными возможностями передвижения Инклюзивное образование – создание и поддержание условий для совместного обучения в классе обычных детей и детей с ООП по разным образовательным программам.

Инклюзия - это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции. Тогда главный смысл процесса инклюзии можно обозначить так: «Всем здесь рады!» Или может стать невыносимым ежедневным страданием для всех членов общества, если инвалидность рассматривать только в рамках биологической концепции, когда «Инвалид – человек, который полностью или частично лишен трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни» (С.И. Ожегов).

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Три аспекта развития инклюзии: разработка инклюзивной политики развитие инклюзивной практики создание инклюзивной культуры

Инклюзия в образовании Анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом. Различия между учениками это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства. Признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ,. Признание того, что инклюзия в образовании это один из аспектов инклюзии в обществе.

Разработка инклюзивной политики показывает необходимость присутствия инклюзивных подходов во всех планах образовательного учреждения. (любые действия, способствующие тому, чтобы образовательное учреждение надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников)

Развитие инклюзивной практики При внедрении такой практики, на занятиях обязательно учитывается разнообразие потребностей учащихся, а учащиеся поощряются к активному участию в собственном образовании, основанном на опыте и знаниях, полученных вне школы. Сотрудники образовательного учреждения проявляют активную заинтересованность в поиске дополнительных ресурсов, не только материальных.

Создание инклюзивной культуры Создание безопасного, терпимого сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех своих участников, сообщества, в котором ценность каждого является основой общих достижений. Такая культура создаёт общие инклюзивные ценности, которые разделяются и принимаются всеми новыми сотрудниками, детьми, администраторами и родителями опекунами.

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, которую предполагается вскоре ратифицировать. Среди ее основных задач – «создание образовательной среды, которая обеспечит доступность и качество образования для всех детей- инвалидов» (ст. 24)

В скором времени Конвенция ООН о правах инвалидов обретет статус российского закона, все лица с ограниченными возможностями здоровья получат юридическое право учиться в общем потоке.

Мнения ученых об интеграции В дискуссиях о перспективах развития специального образования, интеграцию представляют и отстаивают под лозунгом «равенство образовательных возможностей», борьбы с «официальной сегрегацией», права на «выбор учебного заведения», но руководствуют на самом деле меркантильными соображениями сокращения числа спецшкол. На взгляд В.В. Линькова, критика интеграции располагает более вескими аргументами: интегрированное обучение дороже дифференцированного, оно не подходит для части аномальных детей, составляющих около 2% от детской популяции школьного возраста, что подтверждает Н.Н. Малофеев на основе анализа опыта западных стран.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ Подавляющее большинство тех, кто сегодня обучается в специальных школах, может и должно интегрироваться в общеобразовательные учреждения. Но на их место в хорошие спецшколы должны прийти те, кто раньше считался необучаемыми, тяжелыми детьми. Им будут нужны другие учебники и программы, другого уровня учителя. А плохие спецшколы должны быть расформированы. Надо строить практику инклюзивного образования, постепенно ее расширяя. Не рекомендовал бы начинать с разрушения системы спецучреждений, которая в России себя оправдала. (Н.Н. Малофеев)

Критика интеграции В российских образовательных учреждениях: отсутствуют необходимые методики и оборудование для интегрированного обучения детей; не готовы учителя массовых образовательных учреждений, на которых ляжет основная работа; вызывает недовольство у многих родителей;

Мы знаем, что на Западе в е гг. интеграция возникла под влиянием усиления эгалитарного движения и в условиях экономического подъема, тогда как в России в 90-е гг. интеграция - это дитя социального кризиса и разочарования в ценностях традиционной педагогики. В сложившихся обстоятельствах типичная российская общеобразовательная среда вряд ли может быть для ребенка с ограниченными возможностями более благоприятной средой развития, чем спецшкола.

Результаты эксперимента в Республике Азербайджан Большинство здоровых детей положительно оценивает совместное обучение. Родители здоровых детей отнеслись по разному. Было негативное отношение родителей которые ни когда не сталкивались с детьми, имеющими нарушения развития. Дети с ограниченными возможностями заметно прогрессировали в социальном развитии

Пример инклюзивного образования в Республике Азербайджан Основные принципы: Задействованы дети дошкольного и младшего школьного возраста. В классе не более двух детей с особыми образовательными потребностями. Общее количество детей в инклюзивных классах до 20 чел. Наличие ассистента педагога. Наличие экспертного совета и специалиста по инклюзивному образованию в органах управления образованием.

Основные принципы работы Обязательное согласие родителей. Готовность педагогов к работе с детьми в условиях интеграции и инклюзии; Специально организованная среда. Предварительное знакомство детей до начала процесса интеграции; Индивидуальные образовательные маршруты и задания, адекватные возможностям детей; Постоянный мониторинг достижений ребенка.

Представляем модель построения инклюзивного образовательного процесса

Модель инклюзивного образования Ребенок + Родители Учитель инклюзивного класса Педагогический коллектив школы Администрация школы

ДЕТИ С РАЗЛИЧНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ + РОДИТЕЛИ Предварительное взаимное знакомство между детьми и родителями Проживание в одном микрорайоне Обязательное согласие детей и родителей на обучение в инклюзивном классе Совместное участие родителей и детей во внеклассных и учебных мероприятиях, что позволяет создать некую общность. Малая наполняемость класса Регулярное проведение обучающих семинаров и тренингов для родителей,

УЧИТЕЛЬ КЛАССА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Специальная профессиональная подготовка для работы в инклюзивном классе; Личностная готовность педагога к работе в инклюзивном классе; Постоянное самообразовании и научное руководство деятельностью Контроль за реализацией индивидуальных образовательных маршрутов Разработка и ведение обучения по индивидуальным листам обучения (ИЛО) Применение ассистивных технологий в обучение Особенность оценивания достижений учащихся на основе полученных и знаний и сформированности общеучебных навыков. Мониторинг результатов обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ШКОЛЫ Обязательное комплексное сопровождение учащихся инклюзивного класса; Выделение в отдельное направление и специальное педагогическое сопровождение учащихся и родителей инклюзивного класса Тесное взаимодействие в рамках реализации индивидуальных образовательных маршрутов Специальная профессиональная подготовка педсостава Проведение обучающих семинаров для сотрудников по приобретению элементарных знаний в смежных областях Владение элементарными знания специальной педагогики и психологии Участие во внеклассных мероприятиях инклюзивного класса

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения Утверждение положения об инклюзивном классе Создание коррекционно-развивающей среды в образовательном учреждении и инклюзивном классе в частности Обеспечение повышения квалификации сотрудников, работающих в инклюзивных классах, Обеспечение сотрудничества с научными педагогическими учреждениями для научно- методического сопровождения процесса инклюзивного обучения Сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и общественными организациями работающими в микрорайоне

Внедрение данной модели возможно при условии: Малой наполняемости класса или введении дополнительной ставки тьютора; Комплексного сопровождения учащихся в образовательном процессе Предварительного знакомства между детьми; Созданию школьного сообщества дети + родители + педагоги Обязательного введения индивидуальных образовательных маршрутов

Ведущая цель образовательного учреждения :Создание системы инклюзивного образования; системы программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации; развитие различных форм альтернативного обучения, психолого-педагогической помощи и поддержки всем детям

Компоненты концепции образовательной деятельности Формирование ЗУН, обеспечивающих социальную компетентность учащихся. Наличие разнообразных форм организации предметно- практической, особенно интеллектуальной, деятельности. Предметное обучение по инклюзивномуу типу с выделением и моделированием разнообразных видов познавательной и социальной деятельности. Обязательная разработка индивидуальной образовательно- воспитательной программы (индивидуальный образовательный маршрут) для ребёнка с ОВЗ. Создание адекватной возможностям ребёнка предметно- развивающей среды. Специальная образовательная помощь, осуществляемая командой сотрудников при ведущей роли учителя-дефектолога. Чёткое разделение функционала всех специалистов, вовлечённых в интегрированное дошкольное образование. Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком.

Система работы в инклюзивных классах должна быть направлена на решение следующих задач: создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; - развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно- развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность; охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; -оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения; - изменение общественного сознания по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с заключением ПМПК.

. Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями разрабатывается и утверждается Советом по инклюзии общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, с обязательным учетом мнения родителей (законных представителей) ребенка с особыми образовательными потребностями.

При разработке индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями в него включаются : необходимость полного или частичного присутствия тьютора в образовательном процессе; - организация индивидуального щадящего режима (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.); - организация обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с особыми образовательными потребностями по учебникам для специальных (коррекционных) школ или по учебникам общеобразовательных школ; - организация индивидуальных и групповых занятий общеразвивающей и предметной направленности; - организация обязательных дополнительных внешкольных и внеклассных коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами; - целесообразность нахождения учащихся с особыми образовательными потребностями в школе полного дня, а также форма и продолжительность самоподготовки учащихся.

Индивидуальный учебный план для ребенка с особыми образовательными потребностями может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть. Совет по инклюзии школы вправе в любое время вносить в индивидуальный учебный план изменения по ходатайству педагогов, родителей (законных представителей), членов окружной ПМПК.

Педагогическим работникам, специалистам инклюзивных классов устанавливается персональная надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам.

Единовременные финансовые затраты по подготовке учреждения к совместному обучению могут включать: –переоборудование пришкольной территории; – переоборудование внутришкольных помещений общего пользования (коридоры, туалеты) и внутришкольных учебных помещений; – покупка (аренда) специального учебного оборудования и учебных пе материалов; – покупка (аренда) специального вспомогательного оборудования (технических средств) для лиц с ограниченными физическими возможностями; – переподготовка (переквалификация) педагогических работников.

Текущие затраты на поддержание условий могут включать: – педагогические услуги – услуги дополнительных специалистов (например, дефектолога, сурдопереводчика, специального психолога, социального педагога, парапедагога); – дополнительные услуги вспомогательного и административного персонала (водитель, завуч); – содержание учебного и вспомогательного оборудования (технических средств) – переподготовку (переквалификацию) педагогических работников.

Преимущества интегрированной школы Получение статуса экспериментальной площадки. Возможность проводить курсы повышения квалификации. Сотрудничество с различными научными и общественными организациями. Дополнительное финансирование школы и софинансирование отдельных мероприятий школы. Включение нормально-развивающихся учащихся поднимет спрос и популярность школы Интерес массовой школы к процессам проводимым в коррекционной школе.

Индивидуальное комплексное внутришкольное сопровождение ребёнка. Взаимодействие специалистов сопровождения по оказанию помощи ребёнку и представителям его Родители ученик, учителя Педагог-психолог Учитель- дефектолог Учитель- Логопед ПредседательПМП Консилиума

Этапы разработки индивидуального образовательного маршрута Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности); Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; Предусмотреть участие родителей; Определить способы оценки успехов воспитанника;

Сопровождение метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Казакова Е.И. (2000). Субъект развития – развивающийся человек или развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – проблемные ситуации при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития.

принципы сопровождения Непрерывность сопровождения Мульти- дисциплинарность Автономизация Рекомендательный характер Приоритет интересов сопровождаемого

ребенок сопровождение

Модель сопровождения. Мультидисциплинарный подход. 1. блок. Диагностико- прогностический. 2. блок. Аналитико- конструктивный. 4. блок. Контрольно- оценочный. 3. блок. Организационно- деятельностный. дифференциация интеграция специалисты команда специалисты команда