Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Advertisements

Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Психосексуальное развитие Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Презентация «Найти свое лицо» Выполнили ученицы 9 класса Складнова Мария и Фёдерова Ольга.
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальность клиническая психология Блок 4: Психические свойства

Личность. История развития взглядов на понятие личность.

Понятие личность. История исследований личности. Периодизация личностного развития человека. Устойчивость личностных свойств.

Человек- представитель рода Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду. Индивид – отдельное живое существо, представитель биологического вида. Персонализация – процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности. Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в современной деятельности и общении.

1. Философско-литературный период. От работ древних мыслителей до начала девятнадцатого века(вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Определения личности были очень широкими и включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным. ) 2. нач. 19 века. В этот период делались профессиональные заключения и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больных людей. Было обнаружено, что эти же особенности проявляются и у здоровой личности, но в умеренной выраженности. Тогда как у больных эти особенности как правило гипертрофированы. Это относится к таким качествам, как: экстраверсия и интроверсия, тревожность и ригидность, заторможенность и возбудимость.

3. нач. 20 века. Экспериментальный период. Разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания здоровой личности. Р. Кеттел ввел метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов или черт личности. Разработав один из первых личностных тестов (16-факторный тест Кеттела), он заложил основы современной тестологии личности. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности Г. Айзенк разработал методы и процедуры математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов

Г. Олпорт разработал основы новой теории личности – «теории черт». Личность – это прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Сенситивный период- наибольшая восприимчивость человека к усвоению какого-то знания, приобретению навыков, умений, развитию способности в какой-то сфере деятельности. до 3 лет является наиболее благоприятным для формирования правильной речи. в возрасте от 20 – 25 быстрее усваивается социальный опыт взаимодействия с людьми. Критический период – это биологически определенный отрезок времени, за пределами которого у человека резко ограничивается готовность к усвоению разнообразного опыта. o Например, «дети – Маугли», лишенные до подросткового возраста возможности общения с людьми, не восполняют личностных качеств, которыми обладают их сверстники, воспитанные в нормальной социальной среде.

Ж.Пиаже фактически отождествлял процесс периодизации развития личности со стадиями интеллектуального развития: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет); дооперационального мышления (от 2 до 7 лет); конкретных операций (от 7 до 11 лет); формальных отношений (до лет). По его мнению, мировоззренческая, нравственная, поведенческая стороны человека обусловлены его способности мыслить. З.Фрейд объяснял периодизацию личностного развития психосексуальными процессами. Он считал, что индивид приобретает ту или иную черту личности именно в те периоды, когда врожденная энергия человека (либидо) оказывается реализованной не в полной мере

Если либидо не удовлетворено в возрасте: - до года (оральная стадия) из-за преждевременного «отлучения» ребенка от материнской груди, то личность обречена на конформность, пассивность, нерешительность; - от 1 до 2 лет (анальная стадия) из-за чрезмерных или недостаточных усилий родителей по прививанию ребенку чистоплотности, то к чертам личности прибавляются либо крайняя степень пунктуальности, либо устойчивая манера идти наперекор всему, что ожидает индивида его окружение; - от 2 до 5 лет (фаллическая стадия) из-за неадекватного поведения родителей при проявлении у ребенка характерных для этого возраста комплексов Эдипа и Электры, то возникает опасность гомосексуальных тенденций;

- от 6 до 11 лет (латентная стадия) из-за ошибок в привитии полоролевого поведения мальчикам и девочкам, то это грозит личности психическим инфантилизмом (поведением, характерным для более младшего возраста); - от 12 лет (генитальная стадия) из-за крайних позиций в ориентации на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола, то личность лишается возможности познавать чувство любви, дружбы.

Э. Эриксон был уверен, что развитие личности охватывает всю жизнь человека и обусловлено взаимодействием психосексуальных и социальных начал. Последнее представлено важнейшей составляющей личности – «Я». Процесс развития отмечен рядом возрастных кризисов. Первые четыре возрастных кризиса по содержанию и причинам, их вызывающих, во многом напоминают аналогичные стадии развития личности по З.Фрейду. отличия состоят в том, что существенную роль в преодолении кризисных состояний, ведущих к появлению негативных свойств личности, играют усилия родителей по развитию у ребенка инициативности и уверенности в своих силах.

- кризис подросткового и юношеского возраста, обусловленный исходами предыдущих кризисов и имеющий своим результатом тот или иной уровень осознания своего «Я» и, как следствие, либо следование намеченной цели, либо непредсказуемое существование; - кризис ранней зрелости (20-40лет), обусловленный способностью любить, дружить и завершающийся либо чувством отчужденности, одиночества, либо стремлением к контактам с людьми; - кризис среднего возраста (40-60 лет), развивающийся по шкале «общечеловечность – самопоглощенность» и воплощающийся либо в полной ориентации на свои собственные нужды и потребности, либо в способности беспокоиться о своих детях, друзьях, коллегах, будущих поколениях и т.д.; - кризис поздней зрелости (после 60 лет), выражающийся в критическом анализе прожитых лет и соответствующих переживаниях

Д. Эльконин представил процесс периодизации личностного развития в системе отношений двух тесно связанных и чередующихся линий: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Чередование обусловлено тем, что в определенные периоды жизни для индивида в качестве ведущей выступает: либо практическая деятельность с вещами; либо деятельность в рамках взаимодействия с людьми.

- устойчивость обеспечивается за счет стимулирующего воздействия в виде повседневных повторяющихся ситуаций; - адаптацией человека к внешним условиям, когда ему со стороны общества навязывается определенный набор стратегий поведения в соответствии с его статусом; - стремлением индивида поддерживать свойства своей личности стабильными, так как устойчивость личности входит в круг нравственных ценностей людей.

Поведение человека более стабильно на продолжительных отрезках времени его жизни, чем при переходах от одной ситуации к другой. Высокой устойчивостью вплоть до юношеского возраста характеризуются (при условии их сформированности) способности, дружелюбие и открытость, настойчивость, уровень притязаний, общительность, сила воли. Слабо подверженной времени оказывается самооценка личности, ее темперамент, экстраверсия – интроверсия. Более половины личностных свойств, с которыми ребенок приходит в школу, сохраняются на весь период обучения.

Благодарю за внимание!