Проскурин А. С. Ю –061 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность - это совокупность правовых норм, регулирующих основания возникновения, изменения, прекращения,
Advertisements

Интеллектуальная собственность Выполнил: студент 1 курса Группы 0809 Ж Коробейникова Ю.Ю.
Основное законодательство об авторском праве Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971.
Гражданское право.
Интеллектуальная собственность Выполнила :. Интеллектуальная собственность (англ. Іntellectual property) юридический термин, обозначающий совокупность.
Совершенствование маркетинговой деятельности на рынке интеллектуальных продуктов. Выполнил студент группы ЭБХ 5 – 15 Бакаев Д. Национальный университет.
Эпиграф: «Списывать нехорошо» (с) Интеллектуальная собственность.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТИ. Интеллектуальная собственность Интеллектуальные права или право интеллектуальной собственности юридический термин, обозначающий.
Содержание 1. Понятие «авторское право» 2. Субъекты авторского права 3. Регистрация авторского права 4. Объекты авторского права 5. Нарушение авторских.
РИД, охраняемые правом, смежным с авторским Жарова А.К. к.ю.н., доцент ВШЭ ГУ.
Каудыров Т.Е. д.ю.н., профессор ПРАВОВАЯ ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ МАРТ – АПРЕЛЬ 2011 Г. АСТАНА Курс лекций для Центра МВА КазГЮУ.
Тема 9 Интеллектуальная собственность в МЧП. План 1) Особенности интеллектуальной собственности 2) Особенности источников и цели правового регулирования.
Авторские права в интернете Выполнили: Белова Анастасия, Малахова Яна, Теедемаа Анастасия 11 «А»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЗАЩИТА ПРОТИВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ О.В. Новосельцев, к.т.н., к.ю.н., патентный поверенный РФ, президент Компании.
Защита интеллектуальной собственности Выполнили:.
Авторское право в интернете Презентацию подготовил Тихонюк Даниил.
«Межрегиональный семинар экспертов по национальному бренду в странах с переходной экономикой Стамбул 26 – 27 мая 2011г.
Авторское право Подготовил ученик 11 класса Казин Фёдор (выдержки из закона Российской Федерации об авторском праве и смежных правах)
Авторское право в Интернете. Кто может считаться автором?
Транксрипт:

Проскурин А. С. Ю –061 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Содержание 1. Понятие « интеллектуальная собственность » в российском законодательстве и международных соглашениях. 2. Авторское право в объективном смысле. Субъективные права авторов. 3. Территориальный принцип охраны авторского права. 4. Бернская конвенция. 5. Женевская конвенция об авторском праве. 6. Лицензирование и регистрация авторских прав.

1. Понятие «интеллектуальная собственность» в российском законодательстве Согласно ст. 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Российской Федерации относится правовое регулирование интеллектуальной собственности Ст. 138 ГК РФ признаёт исключительное право ( интеллектуальную собственность ) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг ( фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

1. Понятие «интеллектуальная собственность» в российском законодательстве Статья 1225 ГК РФ к интеллектуальной собственности относит : 1. произведения науки, литературы и искусства ; 2. программы для электронных вычислительных машин ( программы для ЭВМ ); 3. базы данных ; 4. исполнения ; 5. фонограммы ; 6. сообщение в эфир или по кабелю радио - или телепередач ( вещание организаций эфирного или кабельного вещания ); 7. изобретения ; 8. полезные модели ; 9. промышленные образцы ; 10. селекционные достижения ; 11. топологии интегральных микросхем ; 12. секреты производства ( ноу - хау ); 13. фирменные наименования ; 14. товарные знаки и знаки обслуживания ; 15. наименования мест происхождения товаров ; 16. коммерческие обозначения.

1. Понятие «интеллектуальная собственность» в международных соглашениях Согласно Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности ( Стокгольм, 14 июля 1967 г.) « интеллектуальная собственность » включает права, относящиеся к : литературным, художественным и научным произведениям ; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам ; изобретениям во всех областях человеческой деятельности ; научным открытиям ; промышленным образцам ; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям ; защите против недобросовестной конкуренции ; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

2. Авторское право в объективном смысле Авторское право в объективном смысле можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования произведений литературы, науки и искусства. Таким образом, авторское право представляет собой отрасль права. В Российской Федерации данная отрасль закреплена в части IV Гражданского кодекса РФ ( введена с 1 января 2008 года ).

2. Субъективные права авторов Неимущественные авторские права Имущественные авторские права право авторстваправо на воспроизведение право на имяправо на распространение право на обнародованиеправо на импорт право на защиту репутации автораправо на публичный показ право на публичное исполнение право на передачу в эфир право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю право на перевод право на переработку право на доведение до всеобщего сведения

3. Территориальный принцип охраны авторского права Авторское право имеет территориальный характер ( отсутствие экстерриториального действия ) – права на произведение, на его исполнение, на изобретение и т. д. признаются только в пределах территории того государства, в соответствии с законодательством которого они возникли. Получение прав автором на такие объекты в одном государстве не влечет их признания в другом. Этим права интеллектуальной собственности отличаются от вещных прав, которые сохраняются вне зависимости от пересечения объектом прав государственных границ.

3. Взаимность в международной охране авторского права Преодоление территориального характера возможно путём признания государством авторских прав, возникших в другом государстве. Исторически первым способом такого признания стало закрепление в национальном законодательстве специальных статей, основанных на принципе взаимности. В настоящее время этот принцип в специфической форме содержится в законодательстве Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Венгрии, Марокко, Туниса и ряда других государств. Отдельные страны в одностороннем порядке приняли решение охранять права иностранных авторов, не настаивая на взаимности, что значительно упрощает международное сотрудничество, но общим правилом не является.

3. Системы международной охраны авторских прав Преодолению территориального характера прав на интеллектуальную собственность способствует также принятие международных договоров. 1. Система двусторонних соглашений – к 1886 году между 15 странами Западной Европы и Америки было заключено 33 двусторонних соглашения ; такая система была неэффективна. 2. Региональные системы. В Европе в 1886 году 10 государствами была подписана Международная конвенция. В Америке существовала система Панамериканских конвенций. 3. В 1952 году была принята Женевская конвенция, закрепившая универсальную систему охраны авторского права, « дополняющую без ущерба уже действующие международные системы ».

4. Бернская конвенция. Основные принципы Основными принципами конвенции являются : принцип национального режима охраны авторских прав на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране - участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям ; принцип возникновения авторских прав независимо от выполнения каких - либо формальностей : регистрации, депонирования и т. п.; принцип предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока её действия в стране происхождения произведения.

4. Бернская конвенция. Объекты и срок действия прав Конвенция не содержит исчерпывающего перечня охраняемых произведений. Каждая из стран самостоятельно решает вопрос о правовой охране официальных текстов, нормативных, административных, судебных документов, произведений народного творчества. Бернская конвенция предоставляет правовую охрану не только авторам, но и его правопреемникам в течение 50 лет после смерти автора. Для кинематографических произведений этот срок составляет 50 лет после первой публичной демонстрации фильма, а для фотографий и произведений прикладного искусства – 25 лет после создания произведения. Бернская конвенция действует с обратной силой и распространяет свое действие на те произведения, 50- летний срок охраны на которые не истек.

4. Бернская конвенция. Содержание прав и исключения Конвенция предусматривает исключительное право автора : на перевод, на воспроизведение в любой форме или любым способом на публичное исполнение, трансляцию произведения и др. Кроме имущественных прав за автором признаются личные ( моральные ) права, а именно право требовать признания авторства, право на неприкосновенность произведения. В Конвенции предусмотрены пределы осуществления исключительных прав, в частности, в интересах обучения, информационных и других целях. В этих случаях произведения может использоваться без согласия правообладателя.

4. Всемирная конвенция об авторском праве Российская Федерация, присоединяясь к Бернской конвенции, сделала оговорку о том, что « действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием ». Постановление Правительства РФ от г « О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм »

5. Женевская конвенция Основным принципом этой конвенции является принцип национального режима. Конвенция содержит ограниченный перечень материально - правовых норм и специально регулирует лишь право на перевод. Всемирная конвенция действует без обратной силы. Срок охраны авторских прав – 25 лет после смерти автора.

5. Женевская конвенция Всемирная конвенция не предусматривает, что для возникновения авторских прав не требуется выполнения каких - либо формальностей. Конвенцией вводится знак «©», обозначающий, что данное произведение защищено авторским правом.

6. Лицензирование и регистрация авторских прав Лицензия – разрешение, выдаваемое обладателем интеллектуальной собственности ( лицензиаром, напр., автором ) другому лицу ( лицензиату ) на использование объекта ИС, защищенного исключительными правами. Регистрация – действие по закреплению ( записи ) в каком - либо регистре факта принадлежности лицу исключительных прав на объект ИС с целью учета, придания факту законности и т. д.

6. Лицензирование Охраняются как опубликованные произведения, так и неопубликованные ( ст. 3 Бернской конвенции ), по терминологии Всемирной конвенции, « выпущенные в свет » и « не выпущенные в свет » произведения ( ст. II Всемирной конвенции ), то. Исторически сложившаяся проприетарная концепция обусловила тот факт, что статус объектов авторского права изначально определяется как « копирайт », т. е. автор имеет весь комплекс неимущественных и имущественных прав.

6. Регистрация Собственно регистрация не требуется для возникновения авторских прав, т. к. они ( права ) возникают с момента создания объекта АП и выражения в объективной форме. Интересно в этой связи отметить стоящее несколько особняком от прочего законодательство США об авторском праве. По мнению некоторых авторов, оно является одним из наиболее развитых, хотя и движется в русле общеевропейского. Регистрация авторского права в США является добровольной и производится уполномоченным государственным органом – Управлением по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США. Однако реальное положение автора, имеющего регистрацию и не имеющего таковой сильно отличается в пользу первого. Таким образом, наличие регистрации является крайне желательной, т. к. предоставляет некоторые льготы и привилегии при разбирательстве в суде :

6. Регистрация в США регистрация авторских прав на определённое произведение ставит такого правообладателя в привилегированное положение по отношению ко всем другим лицам ( устанавливается презумпция правообладания ); посредством регистрации устанавливается презумпция того, что работа защищена авторским правом ; регистрация делает возможным взыскание с нарушителя установленных законом штрафов ; присуждаемый за нарушения прав на зарегистрированное произведение размер компенсации в несколько раз выше ; регистрация позволяет предъявить к ответчику требования о возмещении расходов, связанных с оплатой юридических услуг ; депозит копии авторского произведения делает возможным « фиксацию » самого объекта авторского права и избавляет от необходимости предварительной регистрации экземпляров произведений в суде ; наличие регистрации позволяет ещё до судебного разбирательства обращаться в суд с просьбой вынести предварительное постановление о запрете несанкционированного использования произведения.

6. Регистрация в США и России В Управлении по защите авторских прав при Библиотеке Конгресса США могут зарегистрировать своё авторское право не только граждане США. При этом такая регистрация признаётся во всём мире, так что можно признать её универсальным средством защиты авторского права. В Российской Федерации функция по регистрации авторского права выполняет Роспатент. Однако добровольно зарегистрировать можно лишь программы, базы данных и топологии.

6. Общественная регистрация Помимо государственной регистрации возможна также регистрация общественными организациями. Так, Российской авторское общество ( РАО ) предоставляет услугу по депонированию копии произведения, а в последующем при необходимости производит защиту своих депозитариев субъектов авторского права. В США общественную регистрацию производят различные профессиональные ассоциации : Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA), Ассоциация кинопроизводителей америки (MPAA) и др.

6. Свободные лицензии Экономические и культурные реалии современного информационного общества потребовали создания нового механизма регулирования авторских прав, при котором автор мог бы отчуждать часть имущественных прав в пользу неопределённого круга лиц. Таким механизмом стали Свободные лицензий. Актуальность свободных лицензий обусловлена всё большим распространением произведений ( свободных произведений, прежде всего свободного ПО ), авторы которых добровольно ограничивают права, предоставленные им законом, в пользу неопределенного круга лиц. При этом основным способом распространения таких произведений является их доведение до всеобщего сведения посредством сети Интернет. Свободные лицензии разрабатываются общественными объединениями – некоммерческими организациями. В данном случае механизмы реализации права разрабатываются не государственными структурами, а самим сообществом.

6. Свободные лицензии Наиболее известными и популярными свободными лицензиями являются GNU GPL (« Генеральная публичная лицензия ») и семейство лицензий Creative Commons.

Источники 1. Гетьман - Павлова И. В. Международное частное право : Учебник. – М., Иншакова А. О. Международное частное право : Учебно - методическое пособие. – Волгоград, Лессинг Ларри. Свободная культура. 4. Международное частное право : Учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. М., Рузакова О. А. Международное частное право. – М., Серго Антон. « Интернет и право ». 7. Фетюхин М. И. Международное частное право : Учебно - методическое пособие. – Волгоград, Википедия – свободная энциклопедия