ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Advertisements

Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Творческий отчёт о деятельности пилотной площадки по внедрению ФГОС ДО за г.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Критерии оценки эффективности процесса диссеминации Аналитическая справка о работе ресурсного центра.
Составитель: Е.М. Белорукова, к.п.н., доцент АКИПКРО В презентации использованы материалы Н.Г. Калашниковой, д.п.н., профессора А.М. Соломатина, к.п.н.,
Содержание апробационной экспертизы Семинар «Планирование экспертизы»
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
М. М. Шалашова, д. п. н., профессор Итоги разработки учителями ГБОУ СОШ 2005 методического обеспечения реализации ФГОС.
1 Всемирный банк Европейский фонд образования Национальный фонд подготовки кадров Северо-Западное агентство международных программ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
П/пМероприятияСрокиПредполагаемые результатыОтветственные.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Причины возникновения проектной технологии Понятия проектов и программ появились к концу ХХ века Объективными причинами для их повсеместного распространения.
Жизненный цикл и фазы проекта. Контрольные вопросы Понятие жизненный цикл проекта Фазы жизненного цикла проекта Наиболее часто допускаемые ошибки.
Долинюк Валентина Александровна, ведущий специалист Департамента образования. Деятельность МОУ по введению ФГОС начального общего образования.
Транксрипт:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности

По книгам (см. на сайте

Проект - – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Тип проекта (по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект): технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. Класс проекта : монопроект, мультипроект, мега-проект. Программы - особо крупные проекты

Пример иерархии проектов конкретного педагога

Проект включает в себя три фазы: - фаза проектирования, - технологическая фаза, - рефлексивная фаза.

фаза проектирования включает следующие стадии: 1.Концептуальная; 2. Моделирования системы; 3. Конструирования системы; 4. Технологической подготовки.

Концептуальная стадия состоит из этапов: - выявление противоречия; - формулирование проблемы; - определение проблематики; (определение того, чьи интересы затронет будущая система) - определение цели; Типичные ошибки: Цель – как самоцель; подмена цели средствами; смешение целей -выбор критериев. Ошибочность критериев Завершение стадии - Техническое задание

Стадия моделирования. Состоит из этапов: -построение моделей; (Модель –образ будущей системы) -Метод сценариев, деловые игры, мозговой штурм -оптимизация моделей; (сокращение числа альтернатив и проверка моделей на устойчивость при возможных изменениях внешних и внутренних условий) -выбор модели (принятие - решения). -экспертиза

Стадия конструирования системы. Состоит из этапов: - декомпозиция процесс разделения цели проектируемой системы на отдельные задачи в соответствии с выбранной моделью ; - агрегирование (соединение частей в целое) ; - исследование условий; -Мотивационные; кадровые; материально-технические; научно- методические; финансовые; организационные; нормативно-правовые; информационные. - построение программы.

Построение программы Программа реализации модели – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Операция «определения основных вех». Детальное планирование – разработка детального графика выполнения работ по реализации системы: – все ключевые события и даты; – все ключевые события и даты; – точную последовательность работ. – точную последовательность работ. - сетевое планирование - сетевое планирование

Работа А Работа В Работа Д Работа Г Рис. Фрагмент сетевого графика Работа Б

Метод «Диаграмма Ганта» Задачи

СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Стадия технологической подготовки процесса реализации спроектированной системы в практике. Она заключается в: подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т.п. ; подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения, должностных инструкций исполнителей при реализации сложного проекта и т.п. ; материально-техническом обеспечении и т.д. материально-техническом обеспечении и т.д.

Технологическая фаза проекта технология – это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПРОЕКТА Итоговая оценка - сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям: – достигнута цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? – достигнута цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? – удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? – удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? – к каким последствиям привела реализация проекта? В чем эти последствия положительны, а в чем – отрицательны? – к каким последствиям привела реализация проекта? В чем эти последствия положительны, а в чем – отрицательны? – как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? – как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.? – какой опыт приобрели участники в проектировании, реализации, оценке? Как его можно использовать в дальнейшем? – какой опыт приобрели участники в проектировании, реализации, оценке? Как его можно использовать в дальнейшем?

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПРОЕКТА Основными методами оценки эффективности реализации проекта являются: – самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий; – самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий; – экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны – экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны

Проблема оптимальной частоты проектов (инноваций) В начале введения инноваций происходит временное ухудшение работы системы. Только потом начинается рост. Слишком частые инновации ведут к постоянному ухудшению работы системы

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1.ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ: ПРОЦЕССНОЕ ПРОЦЕССНОЕ (управление в постоянных не изменяющихся условиях) ПРОЕКТНОЕ ПРОЕКТНОЕ (управление инновациями)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОУ 2. ПРИНЦИП ПЕРВОГО ЛИЦА: 2. ПРИНЦИП ПЕРВОГО ЛИЦА: какие-либо существенные результаты в научно- экспериментальной работе, так же как в любом новом деле, могут быть получены только если первый руководитель (директор) проявляет твердую собственную заинтересованность в этой работе какие-либо существенные результаты в научно- экспериментальной работе, так же как в любом новом деле, могут быть получены только если первый руководитель (директор) проявляет твердую собственную заинтересованность в этой работе

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ОУ Задачи руководителя проекта: Задачи руководителя проекта: 1. Освоить методологию. Обучить методологии участников проекта. 1. Освоить методологию. Обучить методологии участников проекта. 2. На добровольных началах сформировать коллектив участников проекта. 2. На добровольных началах сформировать коллектив участников проекта. 3. Спланировать весь комплекс работ по проекту. Обобщить полученные результаты. 3. Спланировать весь комплекс работ по проекту. Обобщить полученные результаты. 4. Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность учебного заведения. 4. Спланировать и организовать внедрение полученных результатов в деятельность учебного заведения.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ три типа стратегии: 1. Стратегия локальных изменений - отдельные инновации. Например: применение деловых игр в каком-либо предмете. 1. Стратегия локальных изменений - отдельные инновации. Например: применение деловых игр в каком-либо предмете. 2. Стратегия модульных изменений - комплексы нововведений, не связанных или малосвязанных между собой. Например, введение нового предмета или новой специальности, комплексное методическое обеспечение отдельных предметов и т.д. 2. Стратегия модульных изменений - комплексы нововведений, не связанных или малосвязанных между собой. Например, введение нового предмета или новой специальности, комплексное методическое обеспечение отдельных предметов и т.д. 3. Стратегия системных изменений – полная реконструкция образовательного учреждения, требующая пересмотра всей его деятельности и требующая взаимосвязи всех участников проекта. Например, преобразование профессионального училища в технический лицей, техникума в колледж и т.д. 3. Стратегия системных изменений – полная реконструкция образовательного учреждения, требующая пересмотра всей его деятельности и требующая взаимосвязи всех участников проекта. Например, преобразование профессионального училища в технический лицей, техникума в колледж и т.д.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ Три пути восполнения недостающих пробелов в общей логике построения работ: 1. Разработать недостающие материалы самим. 1. Разработать недостающие материалы самим. 2. Найти недостающие материалы в передовом опыте, в научной и методической литературе, в учебно-программной документации, разработанной в других учебных заведениях и т.д. 2. Найти недостающие материалы в передовом опыте, в научной и методической литературе, в учебно-программной документации, разработанной в других учебных заведениях и т.д. 3. Заказать проведение части необходимых работ сторонним научным организациям или отдельным научным работникам. 3. Заказать проведение части необходимых работ сторонним научным организациям или отдельным научным работникам.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ПОУ СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ЗАДАЧ И УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Таблица: ЗАДАЧИ (1,2,3 и т.д.) / УСЛОВИЯ: мотивационные; кадровые; материально-технические; научно- методические; финансовые: организационные; нормативно- правовые; информационные.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРОЕКТА 1. Начальный. Определение исходных позиций и разработка методики. Изучение научной и методической литературы, матери- алов передового опыта. Разработка методики исследования (3–6 месяцев). 2. Пилотажный этап. Проведение предварительной опытно- экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, ее экспертиза (3–6 месяцев). 3. Основной этап. Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов (1–3 года). 4. Оформление результатов. Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, разработок, отчетов и т.п. (3–6 месяцев). 5. Внедрение. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного проекта в учебном заведении (1–3 года).

особенности составления годового плана работ по проекту: 1. Каждый подпроект (тема, задача) начинается с разработки методики. 2. Работы планируются как можно более дробно по срокам, чтобы иметь возможность контролировать ход выполнения работ. 3.В годовых планах каждый исполнитель представляет отчетные материалы ежеквартально. 4. Оформление результатов, как промежуточных, так и конечных планируется только в форме конкретной литературной продукции: доклад, отчет, статья, предложения, учебная программа и т.д. 5. Каждый участник проекта должен видеть в плане работы свою задачу и те работы, которые он должен выполнить один. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТ ПО ПРОЕКТУ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ советом колледжа _________ Директор колледжа протокол ________________________ «___» _______________ 200__ г. п/п ЗадачиИсполнителиОформление результатовСроки сдачи работ Примечание Раздел 1. Опытно-экспериментальные и научно-методические работы 1.Исследование перспектив развития рынка образовательных услуг в регионе Иванов И.И. (руководитель) Техническое задание на проект Устав образовательного учреждения Предложения по раз-витию номенклатуры образовательных программ Сводный доклад 1.1.Развитие экономики и социальной сферы региона и потребности рынка труда Петров П.П.Техническое задание Доклад (промежуточный Отчет Статья в сборник научных трудов колледжа 1.2.Изучение приориттов молодежи в получении профессионального образования Павлов П.П.Техническое задание Комплект документов для анкетирования школьников и студентов Доклад по итогам социологических опросов Отчет Статья в сборник научных трудов колледжа Работы проводятся совместно с общеобразователь ными школами...

Раздел 2. Организационная работа 1.Организация цикла лекций по методологии Иванов И.И.Учебный курс 24 часаСовместно с педагогическим университетом 2.Организация постоянно действующего научно- практического семинара Иванов И.И.Занятия семинара ежемесячно (по отдельному плану) 3.Педагогические чтенияМарков М.М.Педагогические чтения 4.Подготовка педагогических работников колледжа к поступлению в аспирантуру и к оформлению соискателями Фомин Ф.Ф.Списки поступающихпо договору с педагогическим университетом Раздел 3. Издательская работа 1.Подготовка сборника научных трудов колледжа Фомин Ф.Ф.Сборник научных трудов 6 п. л. Совместно с педагогическим университетом 2.Подготовка сборника авторских учебных программ Фомин Ф.Ф.Сборник учебных программ 8 п. л.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!