Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО Рожкова Ольга Александровна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО 1 ноября 2012 года Межрегиональная научно-практическая конференция "Перспективы школьного естественнонаучного.
Advertisements

1 Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учётом требований ФГОС нового поколения Сытченко Н.М.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
ПРЕДМЕТ ОБЖ В СВЕТЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
УМК «Перспективная начальная школа». Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта. Педагогическое.
Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 п. Энергетик» Новоорского района Оренбургской области Проектирование.
Основные требования, предъявляемые к качеству проведения современного урока Насыбуллина Ю.И.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Гладышева И.В.. Изменение общей парадигмы образовательного процесса.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Методология проектирования современного учебного и внеучебного занятия на основе ФГОС Т. В. Целуковская,
Каким должен быть современный урок? Методические рекомендации по проектированию урока.
На основе системно- деятельностного подхода (урок ОНЗ)
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Транксрипт:

Современный урок в условиях внедрения ФГОС ООО Рожкова Ольга Александровна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» 31 ноября 2012 года

Удручающий вывод Реформы в образовании большинства стран мира, входящих в организацию экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР ), в течение последних 25 лет не привели к повышению качества обучения ( По данным Барбер, М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах : уроки анализа лучших систем школьного образования мира / М. Барбер, М. Муршед // Вопросы образования. – – 3, – С. 7-60)

Современный взгляд на урок O Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. O Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания.

УУД как новая цель обучения и воспитания O Регулятивные УУД ( действия целеполагания, планирова - ния, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции ). O Познавательные УУД ( действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структуриро - ванием, а также действия логические и действия постано - вки и решения проблем ). O Коммуникативные УУД ( умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов ). O Личностные УУД ( действия смыслообразования, нравст - венно - этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения ).

Системно-деятельностный подход как основа эффективного урока К 1 К 2 Задача Технология ( способ ) Субъект 1 Цель Сод-е Процесс Субъект 2 Формы, методы

Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Реализация новых целей, требует от учителя : O обязательного использования стартовой диагностики уровня УУД детей и мониторинга формирования УУД в течение учебного года ; O операционализации содержания обучения с использованием « задачного » подхода и разделением учебных действий, необходи - мых для решения задач, на последовательность операций алгорит - мов ; O использование эффективных ( развивающих ) способов обучения на основе алгоритмизации УВП и индивидуализации обучения и воспитания ; O активного применения групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового ( опорного ) и повышенного ( функционального или профильного ) уровня требований ФГОС ; O владения обобщенным способом проектирования ( построения ) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения.

1. Модель эффективного учебного занятия Алгоритм функционирования ( АФ ) – природосообразная последовательность учебных задач ( заданий ), организуемая учителем с целью обеспечения целостного усвоения учениками необходимой информации ( содержания темы ) в виде знаний, умений и навыков выполнения необходимых учебных действий и позитивного ценностного отношения к этим знаниям. Алгоритм управления ( АУ ) – последовательность действий учителя по организации системы контроля, анализа, оценки и коррекции действий ученика для создания мотивации учения, реализации алгоритма функционирования ( АФ ), заложенного в методическую структуру учебного занятия, и достижения поставленной цели. ДП = АФ + АУ

Универсальный характер АФ эффективного урока Традиционная система обучения: уроки формирования знаний; уроки совершенствования умений и навыков или применения знаний; сдвоенные уроки (пары) формирования общих теоретических знаний и совершенствования умений и навыков; уроки повторения и систематизации знаний; уроки контроля уровня знаний или уровня умений и навыков; обобщающие уроки; комбинированные уроки.

Универсальный характер АФ эффективного урока Система развивающего обучения: уроки постановки учебной задачи; уроки поиска и исследования способов решения учебной задачи; уроки решения частных задач.

Структура алгоритма управления (АУ) качеством результативной деятельности М -1 АО -1 ЦП -1 К -1 ОД -1 Стадия мотивации ( М ) М -5 М -2 АО -5 ЦП -5 АО -2 ЦП -2 К -5 ОД -5 К -2 ОД -2 Стадия анализа и Стадия оценки ( АО ) целеполагания и планирования ( ЦП ) М -4 М -3 АО -4 ЦП -4 АО -3 ЦП -3 К -4 ОД -4 К -3 ОД -3 Стадия Стадия контроля ( К ) организации деятельности ( ОД )

Методологические принципы построения алгоритма управления (АУ) эффективного учебного занятия Управляемая по качеству образовательная деятель - ность в рамках обобщенной модели эффективного учебного занятия может быть осуществлена лишь в результате реализации пяти методологических принципов : O завершенного мотивационного цикла ; O завершенного цикла целеполагания и планирования ; O завершенного цикла организации деятельности ; O завершенного цикла контроля ; O завершенного цикла аналитической и оценочной деятельности.

ВЫВОДЫ: 1. Сочетание алгоритма функционирования ( АФ ) и алгори - тма управления ( АУ ), реализуемых на основе изложен - ных методологических принципов, является основным фактором системного построения эффективной обра - зовательной деятельности в рамках рассмотренной управленческой ( напредметной ) обобщенной модели эффективного учебного занятия. 2. Использование АФ является условием, необходимым для обеспечения эффективной образовательной дея - тельности, тогда как реализация педагогом АУ обеспе - чивает достаточность этих условий для осуществле - ния целенаправленного характера учебной деятельно - сти в ходе учебного занятия.

Отчего же зависит качество образования? « Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей » ПМ УПИ ПЦ ……………………..….....……… ЦП ПО … ДО УВД ………………………..………….. УД ПК ДК Невозможно дать другим то, чего у тебя нет.

Способы обучения и их эффективность в развитии УУД детей 6 Уровень УВД Неэффективное обучение Обучение запоминанием («школа памяти») Обучение по образцу (традиционное обучение) (не обеспечивает выход ученика на ур. треб. ФГОС) Репродуктивное алгоритмизированное обучение (выход на базовый уровень треб. ФГОС) Проблемное продуктивное обучение (выход на повышенный уровень треб. ФГОС) Личностно-ориентированное обучение

2. Методические рекомендации к составлению плана урока При составлении плана урока в соответствии с методо - логическими принципами построения эффективного учебного занятия учителю целесообразно руководствоваться приведен - ными ниже в виде таблицы методическими рекомендациями. Тема урока ( Т ): ……………………………………………………………. Цели урока ( Ц ): формулируются и записываются учителем после осмысления предполагаемого результата урока. Материал к уроку : пишется после составления всего плана и исправления ошибок с учетом всех этапов урока. ПЛАН ( см. продолжение )

Вре - мя, мин. Элементы методической структуры занятия Содержание этапов Планиро - вание действий ПО 10 ПЭУ Проверка домашнего задания ( ДЗ ) с целью контроля качества усвоения материала и актуализации знаний. Создание ситуации затруднения, приводящей к теме урока ( Т ) Проверка ДЗ в парах, взаимооцени - вание работ Тема ( Т ) Объявляется и обязательно пишется на доске Цель урока ( Ц ) Перефразированная цель учителя. Например : « Научить Научиться …» Задачи урока ( З ) Задач всегда три, так как они показывают ученикам каким путем мы пойдем к цели по трем этапам урока Оценивание учащихся, участв. в ЦП 15 I этап Название этапа урока, которое учитель записывает в плане для себя. Суть работы на I этапе Логически выстроенная работа с определением : от примеров, фактов, опыта детей к определению но - вого понятия ( индуктивно ) или, наоборот, ( если не хватает времени ) к примерам, фактам, раскрываю - щим определение понятия ( т. е. дедуктивно ), в результате чего дети подводятся учителем к итогу этапа ( И 1 ) Оценивание учащихся, включенных в работу

Вре - мя Элементы методической структуры занятия Содержание этапов Планиро - вание действий ПО Итог 1 ( И 1 ) Иногда может делать ученик или несколько учени - ков, после чего итог этапа четко и достаточно эмоционально обязательно подводит учитель, акцентируя внимание детей на самом главном Оценивание учащихся, участв. в подв. итога ЭЛП Фраза - переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели II этапа урока ( Ц 2 ) 10 II этап Снова в плане пишется название этапа для себя. Цель 2 ( Ц 2 ) Формулируется для детей в виде проблемы, побу - ждающего к размышлению и действию утвержде - ния или вопроса, на который они должны дать ответ в конце II этапа урока. Суть работы на II этапе Подобрать не более трех упражнений или заданий от простого к сложному, в работе над которыми тре - буется использование всех существенных призна - ков определения нового понятия и подвести, таким образом, учащихся к открытию алгоритма – обще - го порядка действий по правилу ( определению, за - кону, формуле и т. п.) при решении учебной задачи Оценивание учащихся, участв. в работе по открытию алгоритма

Вре - мя Элементы методической структуры занятия Содержание этапов Планиро - вание действий ПО Итог 2 ( И 2 ) Подводится также, как и на I этапе урока Оценивание учащихся ЭЛП Фраза - переход, которая обязательно заканчивается формулировкой учителем цели III этапа урока ( Ц 3 ) 8 III этап Опять в плане пишется название этапа для себя. Например : « Самостоятельная работа по примене - нию полученных знаний » Цель 3 ( Ц 3 ) Формулируется для детей в форме побуждающего к действию утверждения или вопроса, на который они должны ответить самостоятельно в конце III этапа урока. Например : « Сейчас мы проверим, что же помогает безошибочно находить в тексте имена существительные » Суть работы на III этапе Подобрать общую самостоятельную работу по стан - дарту образования, задания по вариантам или за - дания дифференцированные по уровню трудности – развивающие задания ( РЗ ) в зависимости от сложности материала, уровня развития учащихся и типа урока на использование определения ( прави - ла ) и алгоритма его применения Оценивание учащихся, участв. в работе по применению алгоритма

Примечание: Домашнее задание (ДЗ) может быть выдано на любом этапе урока (там, где это уместно), но оно должно быть продолжением самостоятельной работы ученика на уроке, которая в таком случае служит образцом учебных действий (УД). Это позволяет исключить затраты времени на инструктаж учеников по выполнению ДЗ. Объем письменных ДЗ не должен превышать 1/3 классной работы ученика. Объем устных ДЗ по одному предмету не должен превышать 30 минут, необходимых для его выполнения. Вре - мя Элементы методической структуры занятия Содержание этапов Планиро - вание действий ПО Итог 3 ( И 3 ) Подводится также, как на I и II этапах урока Оценивание учащихся 5 Вывод по уроку ( В ) Формулируется сначала учащимися, а затем самим учителем эмоционально, четко с акцентом на самом главном по формуле : В = И 1 + И 2 + И 3 Оценивание учащихся 2 МП Формулируется учителем в форме интригующей фразы или вопроса, для ответа на который на сле - дующем уроке необходимо качественное выполне - ние ДЗ

Выводы: O Умение проектировать на основе обобщенной модели урока природосообразной методической структуры занятия, зафиксированной в его плане, является отражением уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей педагога ( педагогической мотивации, целеполага - ния, учебно - воспитательных действий, педагогиче - ского контроля и оценки ). O Без этого умения невозможно реализовать цели нового ФГОС по развитию УУД и компететностей детей.

Литература O Нифонтов, В. И. Как разобраться в тонкостях современного урока : методология построения эффективного урока : в 2 ч. / В. И. Нифонтов. – Екатеринбург : МУ ИМЦ « Екатеринбургский Дом Учителя », – Ч.1. –112 с. O Панорама методических достижений – – Екатеринбург : МБУ ИМЦ « Екатеринбургский Дом Учителя », – 77 с. O Раздаточный материал.

Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание !