Рабочие программы по предмету «Иностранный язык в условиях реализации ФГОС ООО»
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы
т.е. с учетом четырёх междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
Структура рабочей программы Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Пояснительная записка ФГОС 2004 г.ПоказательФГОС 2010 г. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Цель изучения предмета «Иностранн ый язык» Развитие иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык. Второй иностранный язык: формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур……..; 2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции….. 3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком (Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования)
Место предмета в УП Предметная область Учебные предметы Количество часов в неделю ФилологияVVIVIIVIIIIX Русский язык Литература Иностранный язык 33333
Предметна я область Учебные предметы Количество часов в неделю ФилологияVVIVIIVIIIIX Русский язык Литература Иностранный язык Второй иностранный язык 22222
Результаты освоения предмета. ФГОС 2004ПоказательФГОС 2010 Требования к уровню подготовки выпускников. РезультатыПредставлены на 3 уровнях (личностный, предметный и метапредметный)
Результаты освоения предмета Предметные результаты представлены в соответствии с заявленными содержательными линиями: В коммуникативной сфере В языковой сфере В социокультурной сфере В сфере компенсаторных умений
Компенсаторные умения Результаты представлены: в познавательной сфере; в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой сфере; в физической сфере;
Содержание ФГОС 2004 Показатель ФГОС 2010 г. Концентрический подход Организац ия содержани я К онцентрический и линейный подход Базовый Уровни освоения содержания Базовый (выпускник научится: актуальный); Повышенный (получит возможность научиться: зона ближайшего развития)
ФГОС 2004ПоказательФГОС предметное содержание речи; -речевые умения в 4 видах речевой деятельности; -языковые знания и навыки; -социокультурные знания и умения; - учебно- познавательные и компенсаторные умения; Основные содержательные линии -предметное содержание речи и эмоционально- ценностное отношение к нему; -коммуникативные умения в 4 видах речевой деятельности; - языковые знания и навыки; -социокультурные знания и навыки; - учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения и специальные/предметные умения).-
Предметное содержание речи Незначительное расширение за счет введения новой тематики социальной направленности (Р ешение конфликтных ситуаций, виды отдыха, путешествия……. ) Уточнение и конкретизация ракурса изучения раннее представленных тем (Здоровый образ жизни….) Отсутствие деления предметного содержания речи на возрастные группы.
Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека. (60 ч.) Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки. (60 ч.) Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. (40 ч.)
Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года. (55 ч.) Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.(40 ч.) Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт. (50 ч.)
Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет) (30 ч.) Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. (60 ч.)
Итого – 395 ч. (75 %) - инвариантная часть программы с 5 по 9 класс – (79 ч. в год) 130 ч. (25 %) – вариативная часть программы с 5 по 9 класс (26 ч. в год)
Отражение предметного содержания речи в РП Примерная программа56789 Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки
Говорение Включен новый вид диалогической речи - комбинированный диалог. Установлен лимит времени на продолжительность монолога и диалога.
Аудирование. Чтение. Установлено время звучания текста в зависимости от вида аудирования. Перераспределен объем текстов для чтения в зависимости от вида чтения.
Грамматическая сторона речи Исключены (на базовом уровне): распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными: времени с союзами for, since, during; цели с союзом so that; условия с союзом unless; определительными с союзами who, which, that; распознавать в речи предложения с конструкциями as... as; not so... as; either... or; neither... nor; распознавать в речи условные предложения нереального характера (Conditional II If I were you, I would start learning French);
использовать в речи глаголы во временным формах действительного залога: Past Perfect, Present Perfect Continuous, Future-in-the-Past; употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога: Future Simple Passive, Present Perfect Passive; распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Тематическое планирование с указанием в том числе и видов речевой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Должны быть представлены с учетом реализации предметных и междисциплинарных программ: В результате реализации учебной программы по предмету «ИЯ» у выпускников : будет сформировано дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур……..; 2) иноязычная коммуникативная компе тенция…..
3) обеспечено достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; 4) созданы основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком (см.Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования)
В рамках реализации программы «Формирования УУД у выпускника будут сформированы…. В рамках реализации программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» у выпускника будут сформированы….
В рамках реализации программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» у выпускника будут сформированы…. В рамках реализации программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» у выпускника будут сформированы….
Программа формирования ИКТ-компетентности (в урочной и внеурочной деятельности) Фиксация изображений и звуков Выпускник научится: осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности; учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов; выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей; осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках естественных наук, предметов «Искусство», «Русский язык», «Иностранный язык», «Физическая культура», а также во внеурочной деятельности.
Создание письменных сообщений Выпускник научится: создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма; сканировать текст и осуществлять распознавание сканированного текста; осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора; создавать текст на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения, осуществлять письменное смысловое резюмирование высказываний в ходе обсуждения; использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке. Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Русский язык», «Иностранный язык», «Литература», «История», а также во внеурочной деятельности.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений Выпускник научится: организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер; работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), картами (географическими, хронологическими) и спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования; проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов; использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки; формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации. Примечание: результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.
Коммуникация и социальное взаимодействие Выпускник научится: выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета; использовать возможности электронной почты для информационного обмена; вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета; осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио); соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания. Примечание: результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динами-ческие, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).