Выполнила УЧАЩАЯСЯ 9-а класса МБОУ СОШ с. Индерка Баишева Гузель. Учителя: Аббясова Найля Идрисовна и Сайганова Рямзия Зиннятовна
Люблю тебя, мой край родной!
Я живу в замечательном селе!В селе Индерка!Жителями моего родного села являются очень талантливые и добрые люди, настоящие мусульмане! Народ у нас очень весёлый, унывать не любит! Да и сложа руки не сидит,любит трудиться! У жителей нашего села есть свои традиции, обычаи и своя история! Человек рождается, воспитывается ласковыми руками своих родителей, выходит во взрослую жизнь и т.д.Точно также много лет тому назад, как ребёнок, родилась наша любимая Индерка! Когда? Как? Почему? Именно эти вопросы заставили меня начать исследовательскую работу. Главными источниками информации для меня явились старейшины нашего села. Ведь никакая научная энциклопедия не сравнится с живым и мудрым словом старого человека. Признаюсь, было очень интересно, ведь те, к кому я обратилась за помощью, рассказывали не просто так,а сказками и легендами, за что им большое спасибо! Я узнала очень много интересного и познавательного!
Начало поселения села Индерка относится к концу 16 столетия. В этом районе рань- ше были сплошные леса;в которых после разгрома Казанского ханства было множество беглых татар, особенно много было беглецов на Башмак-горе, которая является самой большой возвышенностью, находящейся недалеко от села Индерка. После того, как русское правительство во избежание набегов на местное население,а также на служилых людей,разрешило татарам поселиться на определённом месте;татары, находившиеся в районе Башмак-горы, нашли удобным поселиться на землях, где в настоящее время находится село Индерка. Вместе с этим, несколько лет спустя к этому месту стали прибывать татары из Пензенского и Саранского уездов. Сюда - же, за активное участие в Ливонской войне, русское правительство направляло татар, жалуя им земельные угодья.
Считается, что основателями нашего села были татары-мишари,частично выходцы из Золотой Орды.В последствии переселялись татары из Крымского ханства. И только потом уже сюда от массового крещения Ивана Грозного перебирались небольшими группами татары из Казанского ханства. Древнейшим очагом заселения Индерки была Мурзинская улица. По легенде там жили мурзы, отсюда и её название.По данным в 18 веке в селе Индерка проживало-345 душ мурзы и татары.
Самые первые жители нашего села занимались охотой, рыболовством и бортничеством. Татары-крестьяне не были закрепощены, они считались государственными крестья- нами. При Петре 1 на население нашего района и на татарских крестьян была возложена большая серьёзная государственная повинность-поставка корабельного леса. Люди, выполнявшие эту повинность,назывались лашманами. Переселенцы Казанского ханства уже имели опыт загатовки древесины для кораблей. Старая лесная дорога, проходящая по лесному массиву между сёлами Индерка и Балук, и сейчас именуется «Лашманка» и доходит до реки Суры, где начинался сплав леса по Суре. Жители нашего села не забывали и про веру в Аллаха. Так, например,во времена Петра 1 было построено 5 мечетей. Была и школа. Существовало 5 лавок,была шерстомойка и устраивались еженедельные базары.
Наше село несколько раз меняло своё название. Первоначально оно называлось Усманкой. Так село называлось в честь первого главы сторожевого отряда, устроившего на самой возвышенной местности, где росли высокие сосны, дозорный наблюдательный пункт. Со временем, по мере увеличения вновь прибывших, село переименовалось по названию ручейка Труёв в Труёвскую поляну. Но случилось так, что к концу 18 века три соседствующих населённых пункта оказались почти под одним названием: Большой Труёв, Русский Труёв, Труёвская поляна. Сельский богач-помещик Баишев ходатайствовал перед губернатором о переименовании села. В результате оно было переименовано в Индерку(от названия ручейка Ендырка).
В Индерке в центре села стоит заброшенный особняк. Очень интересна судьба этого дома. Это было давно. Из далёкой Оренбургской губернии в наше село приехал Баишев Мубин Алимович. Он приехал со своей женой Хадичёй и с двумя сыновьями.Мубин был очень богат. Увлекался охотой. У него было много гончих собак. Приехав в село, он покупает лес и строит лесопильню. В 1860 году он решился построить себе дом.В 1861 году он приглашает архитектора из Италии. Этот дом строится 10 лет. В 1870 году был построен двухэтажный дом из красного кирпича. Говорят,в раствор добавляли яичный желток. Ворота дома были железные, с арками. Перед входной дверью располагались колонны. На втором этаже был балкон. На фасаде была сделана надпись арабскими буквами «Пусть живёт вечно» и знак-восьмиугольник. У Мубина было большое хозяйство. Он разводил крупно рогатый скот и держал очень много кур. Баишев имел много слуг, платил им 5 копеек. По большим праздникам он собирал всех односельчан у опушки леса и дарил им подарки.
В 1889 году строит мельницу, маслобойку.Спустя несколько лет, Баишев Мубин заболевает и умирает. Своё богатство оставляет жене. Семья Баишевых имела свою собственную мечеть напротив дома. Под домом, говорят, есть подземные ходы.
А в конце можно добавить, что не нужно искать интересного в других странах, в других народах, в других религиях! Поверьте, что очень много интересного и познавательного можно найти и в истории своей малой родины, своей семьи, нужно только захотеть. Почему я выбрала исследовательскую работу по своему селу? Потому что, я люблю своё село, я горжусь им! И надеюсь, что оно будет процветать и развиваться!
Люблю, и буду любить тебя, мой край родной!