Хузина Райхана Хадиулловна Учитель татарского языка и литературы Педагогический стаж работы – 25 лет Лауреат премии Мэра города Автор: Хузина Райхана Хадиулловна Учитель татарского я зыка и литературы МОУ СОШ 24 г.Набережные Челны
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно-методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценка; изучение нормативных документов руководящих органов народного образования; изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания учащихся; изучение передового опыта работы коллег в школе, районе, городе, регионе; изучение и введение компьютерных технологий.
В педагогической литературе существуют различные определения термина «самообразование»: С.И. Ожегов дает такое определение самообразованию: «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». А.Я.Айзенберг отмечает, что это систематическая и целенаправленная познавательная деятельность личности, обусловленная общественными и личностными потребностями. Б.Ф. Райский пишет о том, что данная деятельность осуществляется по инициативе самой личности. М.Г.Кузьмина отмечает, что в самообразовании цели, содержание, условия и средства определяет сам субъект.
ЦЕЛИ: повышение профессионального и культурного уровня; обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой дисциплины; совершенствование педагогического и методического мастерства; совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеурочное время; формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности.
Формы самообразования учителя Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.
Виды деятельности в процессе самообразования - Систематический просмотр определенных телепередач; - Чтение педагогических периодических изданий; - Чтение методической, педагогической и предметной литературы; - Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий; - Решение тестов, упражнений, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; - Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; - Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; - Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; - Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; - Организация внеклассной деятельности по предмету; - Изучение информационно-компьютерных технологий; - Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; - Общение с коллегами в школе, регионе, городе и в Интернете; - Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Этапы самообразования Содержание понятия профессиональной компетентности учителя включает три аспекта качеств и свойств личности: - профессионально-личностный, связанный с освоением и развитием профессиональных знаний и умений, интеллектуального потенциала и эмоционально-волевой сферы; - профессионально-деятельностный, связанный с развитием личности и созданием условий для ее саморазвития; - профессионально-творческий, связанный с готовностью учителя к восприятию и реализации инновационных идей, новой информации, умением овладеть новыми технологиями.
Продуктивность процесса самообразования : Самообразование педагога будет продуктивным, если: В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Личный план самообразования учителя На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы цели задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы форма отчета по проделанной работе По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Самообразование как постоянная деятельность учителя включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; посещение библиотек, изучение научно- методической и учебной литературы; участие в педсоветах, научно-методических объединениях; посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя Учителю современной школы приходится исполнять различные роли: предметника, классного руководителя, управленца, родителя. Чтобы с этим справится, необходимо уметь искать, получать, обрабатывать необходимую информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Я считаю, что только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях. На мой взгляд, данная проблема может быть решена, если у учителя будет сформирована готовность к самообразованию и созданы условия. Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Учитель получил доступ к образовательным сайтам, что позволяет не только получить дополнительную информацию, но и совершенствовать собственное владение предметом.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами? Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Образовательные ресурсы ИНТЕРНЕТ для учителя Общеобразовательные сайты: - сайт Министерства образования и науки РФ; - Российское образование федеральный портал; - Российский общеобразовательный портал; - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; - Издательский дом 1 сентября; - сеть творческих учителей; - живое пространство образования; – информационный портал для работников образования; - сайт Министерства образования и науки РТ; - образовательный портал Министерства образования и науки РТ; - сетевые образовательные сообщества; - центр дистанционного образования; - школьная поисковая система.
Увеличение количества учеников, участвующих в различных конкурсах говорит о росте мотивации к изучению татарского языка: III-место в VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Наука и интеллект: профессиональное становление студентов» Выступление в Республиканской научно- практической конференция «Формирование экологической культуры учащихся и студентов при изучении воды в курсах дисциплин естественно-научного цикла» Выступление на Республиканском семинаре «Научно - исследовательская деятельность – как средство повышения мотивации познавательной деятельности школьников» Выступление в городском семинаре «Организация исследовательской деятельности учащихся в СОШ» Выступление в городском семинаре «Организация и ведение исследовательской деятельности со школьниками» Участник Общероссийского профсоюзного Интернет - конкурса «Учитель– славлю имя твоё» ( Дипломанты III степени за победу в конкурсе театрализованных постановок В гостях у Хаджи Насретдина Дипломанты III степени Республиканского конкурса «Творчество рядом с нами» посвящённый 65-летию Победы Свидетельство участника открытого Российского слёта тимуровских и волонтёрских отрядов «Моя социальная инициатива» Победитель Фестиваля школьных команд в номинации «Лучшие учительские команды» Результативность самообразования
Сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег и дополнительное материальное стимулирование. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем. Получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Использованные ресурсы