Технология разработки социальных программ СУРГУТ 2008 Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Методический Центр развития социального обслуживания»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология разработки социальных программ СУРГУТ 2008 Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Методический Центр развития социального обслуживания»
Advertisements

- это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма работы учреждения, организации, объединения. Проект представляет собой.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
1 2 Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых состояний будущего Социальное проектирование - это процесс конструирования желаемых.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Педагогическое проектирование. Важно обсудить следующие вопросы: Какая у нас общая проблема? Каковы её значимые последствия? Какие факторы делают эту.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Разработка педагогического проекта. Проектная деятельность Проект - «брошенный вперед», прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Контроль как функция менеджмента это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Организация и проведение конкурса программ развития муниципальной службы в 2013г. г.Ярославль, декабря 2012г.
Планирование социально– педагогической деятельности.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ФГОС ДОУ. Рабочая программа : цели, задачи, функции, утверждение Рабочая программа – документ, разрабатываемый каждым педагогом.
Транксрипт:

Технология разработки социальных программ СУРГУТ 2008 Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Методический Центр развития социального обслуживания»

ПЛАН Раздел I. Социальные программы: процесс создания ТЕМА 1. Понятие программы, проекта, их отличительные особенности ТЕМА 2. Определение проблемы, целевой группы ТЕМА 3. Структура построения программы ТЕМА 4. Оценка эффективности программы Раздел II. Технология написания программы ТЕМА 5. Практическая работа «Создание социальной программы» ТЕМА 6. Деловая игра «Социальная программа как основа практической работы с клиентами»

Рекомендуемая литература 1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. – М.: Наука, – 368 с. 2. Бойко О.В. Социальные программы: современные подходы к разработке и оценке//Отечественный журнал социальной работы с Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами / В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. - М.: Воропаев В.И. Управление проектами в России / В.И. Воропаев. – М.: Голубков Е.П. Программно-целевой метод управления / Е.П. Голубков. М.: Знание, с. 6. Гусаков М.А. Методология исследования проблем научной и инновационной деятельности в регионе / М.А. Гусаков, В.В. Максимов, А.А. Румянцев. – СПб.: Дудченко В.С. Основы инновационной методологии / В.С. Дудченко. – М.: Ильясов Д.Ф. Характеристика индивидуальных учебно-самообразовательных программ / Д.Ф.Ильясов // Актуальные проблемы управления образованием в регионе: Сб. материалов. / Под ред. С.А. Репина, Г.Н. Серикова. - Челябинск: Изд-во Глав УО. – Вып.1. - С Краснов С.И. Нормы социального проектирования и имитация инновационной деятельности /С.И. Краснов // Проблемы проектирования в работах аспирантов ИПИ РАО. – М.: Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы / В.С. Лазарев, М.М. Поташкин. – М.: – 29-30с. 11. Поташника М.М., Моисеева М.А. Программно-целевой метод в планировании. – М.: Наука, – 150 с. 12. Сазонова Л., Шилина Ю. Образовательные проекты. Методические рекомендации по проектированию//Новые знания - 2 – – с Чиганов С.Д. Обучение студентов разработке целевых социальных программ// СОТИС - 5 – – с

ТЕМА 1. Понятие программы, проекта, их отличительные особенности Ключевые понятия: «Социальная программа», «Социальная программа», «Социальный проект». «Социальный проект». Программа как технологический процесс социального воздействия. Программа как технологический процесс социального воздействия. Виды программ. Виды программ. Методологическое обоснование программы. Методологическое обоснование программы. Общие принципы разработки программ. Общие принципы разработки программ.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НЕОБХОДИМА ПРОГРАММА?

Она вносит упорядочение, формирует поэтапность действий. Она вносит упорядочение, формирует поэтапность действий. В ней возможно предусмотреть комплексность работы (а социальная работа комплексна по своей природе). В ней возможно предусмотреть комплексность работы (а социальная работа комплексна по своей природе). Есть возможность отслеживания эффективности работы. Есть возможность отслеживания эффективности работы. Программа предполагает поиск рациональных, оптимальных способов решений. Программа предполагает поиск рациональных, оптимальных способов решений. В ней - прогнозирование позитивного результата и работа на него. В ней - прогнозирование позитивного результата и работа на него. Программа позволяет обозначить приоритеты собственной деятельности. Программа позволяет обозначить приоритеты собственной деятельности. Дает возможность сконцентрировать усилия, финансовые и материально-технические возможности. Дает возможность сконцентрировать усилия, финансовые и материально-технические возможности.

Программа - описание модели будущей деятельности по одному или нескольким направлениям, рассчитанной на достижение определенных результатов В ПЕРСПЕКТИВЕ. Проект представляет собой описание КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ, которая должна быть улучшена, и КОНКРЕТНЫХ МЕТОДОВ И ШАГОВ по его реализации. Проект - наиболее конкретная и выполнимая технология для учреждения / специалиста.

ПРОЕКТ и ПРОГРАММА: общее и отличное ПрограммаПроект Обоснование прикладного значения, соответствие местным потребностям Обоснование необходимости, актуальности Цели тактические Цели стратегические Эффект дискретный, срезовой Эффект долговременный Описание целевой группы Артикулирована область социальной работы, педагогики, психологии. Определен вид программы Теория заменяется опытом работы и актуальностью, взаимодействием с другими ведомствами Преемственность и связь с другими программами Связь с другими проектами Подробное описание технологии, того, каким образом работает программа и каждый ее элемент План или перечисление мероприятий, действий, занятий, упражнений Длительность программы Сроки выполнения Индивидуализация в эффекте и процессе Групповая/статистическая направленность в эффекте и процессе Оценка в качественных терминах (изменениях психического развития, социальной адаптации с помощью шкалы изменений до и после интервенции и т.п.) Оценка в количественных терминах, отчетность Механизм оценки оценочный инструментарий в самой программе Оценка по принципу: ожидаемые результаты соответствуют задачам Обратная связь - с клиентами, специалистами, инспекторами Обратная связь - инспекторами, экспертами Ресурсное обеспечение - кадровое, техническое Ресурсное обеспечение финансовое, техническое, информационное Перспективы исходят из рефлексивного анализа Перспективы формальные

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ (ПРОЕКТОВ) Классификация социальных программ и проектов очень обширна. Их различают в зависимости от содержания, времени реализации, источника финансирования, уровня и масштаба разработки. По направлению: комплексные, специализированные По направлению: комплексные, специализированные По содержанию программы могут быть: организационные, социально-реабилитационные, профилактические, коррекционно-развивающие, информационно-просветительские, социально-психологические, комплексные, профильные и др. По содержанию программы могут быть: организационные, социально-реабилитационные, профилактические, коррекционно-развивающие, информационно-просветительские, социально-психологические, комплексные, профильные и др. По времени реализации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие и оперативные. По времени реализации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие и оперативные. По источникам финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные (возможны комбинации). По источникам финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные (возможны комбинации). По уровню разработки: президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития). По уровню разработки: президентские, федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные, окружные), местные, городские, программы предприятий, учреждений, личностные (программы саморазвития). По масштабам разработки: микропроекты (на уровне личной инициативы), малые проекты (не предусматривают большого количества клиентов, достаточно просты в управлении и не требуют крупного финансирования), мегапроекты (целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов). По масштабам разработки: микропроекты (на уровне личной инициативы), малые проекты (не предусматривают большого количества клиентов, достаточно просты в управлении и не требуют крупного финансирования), мегапроекты (целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов). По степени вклада разработчика: авторские, составительские (компилятивные), модифицированные (видоизмененные), адаптивные. По степени вклада разработчика: авторские, составительские (компилятивные), модифицированные (видоизмененные), адаптивные.

Общие ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ 1 шаг Подготовка к разработке программы 2 шаг Предварительный анализ 3 шаг Основной этап – этап разработки Программы 4 шаг Этап экспертной оценки программы, подведение итогов и принятие решение о начале её реализации

Тема 2 Социологическое исследование: понятие, правила, методы осуществления

ТЕМА 3. Определение проблемы, целевой группы «Не существует такой проблемы, от которой нельзя было бы убежать» (Ричард Бах ) Социальной проблемой можно называть такое обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т.е. тем, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе (сообществе) вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.* Социальной проблемой можно называть такое обнаруживаемое на любом уровне социальной жизни противоречие между сущим и должным или желаемым (т.е. тем, что должно быть или хотелось бы, чтобы было), которое в обществе (сообществе) вызывает напряженность и которое оно намеревается преодолеть.* В зависимости от масштабов проекта подходить к постановке реальной проблемы, требующей разрешения, нужно по-разному. В зависимости от масштабов проекта подходить к постановке реальной проблемы, требующей разрешения, нужно по-разному. Если проект требует очерчивания решаемой проблемы, то необходимо дать сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения. Нужно стремиться уложиться в 1-2 предложения. Например: «До сих пор ничего не делается для того, чтобы....»;«Все меры по … оказались неэффективными» и т.д. Если проект требует очерчивания решаемой проблемы, то необходимо дать сжатую формулировку ситуации, которая требует изменения. Нужно стремиться уложиться в 1-2 предложения. Например: «До сих пор ничего не делается для того, чтобы....»;«Все меры по … оказались неэффективными» и т.д. Определившись с исходной формулировкой проблемы, разработчики должны достаточно точно установить: чья это проблема (кого она касается); чья это проблема (кого она касается); каковы масштабы проблемы; каковы масштабы проблемы; поддается ли проблема решению; поддается ли проблема решению; что будет, если проблема не найдет разрешения. что будет, если проблема не найдет разрешения. В этом разделе Вы должны ответить на два вопроса: почему этот проект необходим, и какие проблемы он будет решать. В этом разделе Вы должны ответить на два вопроса: почему этот проект необходим, и какие проблемы он будет решать.Внимание! Уровень поставленной проблемы должен быть выполним! Не описывайте глобальные проблемы, если их решение вам не по плечу.

АКТУАЛЬНОСТЬ включает в себя: обозначение значимости социальной проблемы, на решение которой направлена программа; аргументацию (доказательства) того, что именно конкретная программа в специфических условиях, для конкретного клиента способна решить обозначенную социальную проблему.

АКТУАЛЬНОСТЬ проекта можно считать качественно прописанной, если: она описывает, почему возникла необходимость создания проекта; она описывает, почему возникла необходимость создания проекта; ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества; проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества; исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; масштабы проекта разумны (не делается попытки решить все мировые проблемы сразу); масштабы проекта разумны (не делается попытки решить все мировые проблемы сразу); проект поддерживается статистическими и аналитическими данными с ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники; проект поддерживается статистическими и аналитическими данными с ссылками на экспертов, ключевые научно-методические источники; проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; нет голословных утверждений, минимум наукообразных и специальных терминов; четко определен способ решения проблемы. четко определен способ решения проблемы.

Задание 1.Проанализируйте, как авторы определили актуальность программы по летнему отдыху и оздоровлению несовершеннолетних из социально незащищенных семей.

Задание 2.Проанализируйте, как авторы определили актуальность программы «Организация семейной воспитательной группы»

ТЕМА 3 СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ 2. СОБСТВЕННО ПРОГРАММА: ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ (И) (желательно не более двух) могут быть цели внешнего и внутреннего порядка) ЗАДАЧИ: организационные; исследовательские (диагностические);практические; аналитические. РЕСУРСЫ: кадровые; материально-технические; информационные; методические. ФОРМЫ И МЕТОДЫ: организационные ;исследовательские(диагностические); практические; аналитические СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ): этапы реализации программы, направления деятельности и их содержание, учебно-тематический план. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ (КООРДИНАЦИЯ) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ 3. ПРИЛОЖЕНИЯ (в т.ч.перечень литературы).

«Цели или ясны, конкретны, измеримы …. Или их нет!» (П. Рутт, психолог) «Иди к той скромной цели, которой ты ограничил свои желания» (Оноре де Бальзак из "Отец Горио") Помните первый разговор между Алисой и Чеширским Котом? Алиса: Будь добр, скажи, пожалуйста, по какой дороге можно отсюда выбраться? Кот: Это зависит от того, куда ты хочешь попасть. Алиса: Все равно куда, лишь бы куда-нибудь попасть. Кот: Тогда все равно, по какой дороге идти, когда-нибудь ты наверняка попадешь, если будешь идти достаточно долго. В этот пример очень показателен, т.к. однозначно можно сказать, что у Алисы не было ни какой цели.

ЦЕЛЬ Конкретна направлена на достижение конкретного результата Измерима представлена конкретными цифрами, процентами, фактами т.д. Ограничена определенным местом указывает, где будет происходить действие Реалистична, достижима обеспечена ресурсами достаточными для достижения цели Ограничена временными сроками четко расставлены периоды реализации замысла

Задачи программы - это частные цели или миницели. Это конкретные пункты, которые предстоит реализовать, двигаясь к цели. Задачи вытекают из цели, конкретизируют ее, увязывают с реальностью. Цели и задачи должны дать ощущение ясности того, какие изменения произойдут в социальной ситуации. Поэтому, по каждой социальной проблеме, обозначенной в проекте, должна быть сформулирована хотя бы одна четкая задача. Программа может предполагать присутствие 4-х типов задач: организационных (подготовка, организация формирования банка данных, информационные встречи, пропагандистская работа, проведение обучающих семинаров для разработчиков программы, ее участников); исследовательского характера (проведение диагностики, исследование состояния проблемы и др.); практических (непосредственная деятельность по реализации программы); аналитических (анализ, контроль за ходом реализации программы, подведение итогов, сопоставление ожидаемых и реальных результатов, оценка эффективности).

Еще один практичный совет. Попробуйте разобрать любую сказку, задавая себе вопрос: «Какие цели ставили перед собой герои сказки и как их решали?» Например, вот какие цели поставили девицы в Сказке о царе Салтане: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». - Кабы я была царица, - Говорит её сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала бы полотна». «Кабы я была царица, - «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

РЕСУРСЫ кадровые кадровые материально-технические материально-технические информационные информационные методические методические

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: организационные; организационные; исследовательские (диагностические); исследовательские (диагностические); практические; практические; аналитические аналитические

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ): Этапы реализации программы Этапы реализации программы Направления деятельности и их содержание Направления деятельности и их содержание Учебно-тематический план Учебно-тематический план

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ (КООРДИНАЦИЯ) ПРОГРАММОЙ Принято выделять три вида внутреннего контроля. –Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работы по программе. Его назначение - заранее проверить, насколько программа обеспечена материально-техническими и финансовыми ресурсами, кадрами и т.п. –Текущий контроль. Поскольку в программе намечены этапы, то каждый из них может иметь какие-либо показатели выполнения. Например, по завершении организационного этапа вы можете наметить контрольную проверку эффективности проведенной исследовательской работы, исполнения мероприятий по срокам, качеству и т.д. –Заключительный контроль. Он проводится при завершении реализации программы. Главный его вопрос: что достигнуто в результате ее реализации.

Задание 3. Проанализируйте формулировку темы (названия) программы (насколько она дает представление об идее программы). Внесите свои изменения. Обоснуйте их. Проанализируйте постановку целей: насколько они следуют «правилам целеполагания». Внесите свои изменения. Обоснуйте их. Проанализируйте задачи с точки зрения их соответствия теме, цели. Внесите свои изменения. Обоснуйте их. Сгруппируйте задачи (исследовательские, организационные, практические, аналитические).

Оценка эффективности программы ОБЩИЕ КРИТЕРИИ, позволяющие проанализировать итоги реализации программы: соответствие полученных результатов ожидаемым (планируемым); соответствие полученных результатов ожидаемым (планируемым); наличие позитивных изменений в социуме; наличие позитивных изменений в социуме; динамика социального развития личности; динамика социального развития личности; степень достижения (выполнения) поставленных целей и задач; степень достижения (выполнения) поставленных целей и задач; оптимальность выбранных форм и методов; оптимальность выбранных форм и методов; объективность анализа состояния проблемы; объективность анализа состояния проблемы; динамика отношения населения к деятельности по программе (популярность проекта, отклик в СМИ, заинтересованность социальных партнеров, социально-профилактический эффект); динамика отношения населения к деятельности по программе (популярность проекта, отклик в СМИ, заинтересованность социальных партнеров, социально-профилактический эффект); соотнесенность конечного результата (социального эффекта) с затратами; соотнесенность конечного результата (социального эффекта) с затратами; уровень организации в целом и отдельных мероприятий; уровень организации в целом и отдельных мероприятий; управляемость программы, возможность ее корректировки. управляемость программы, возможность ее корректировки.

Советы разработчикам по анализу проекта, программы

Задание 4 Сформулируйте критерии оценки эффективности работы, исходя из предложенных темы, цели и задач программы. Программа профилактики наркозависимости несовершеннолетних. Она предполагает обучение специалистов всех ведомств и структур системы профилактики в работе с несовершеннолетними. Цель: Формирование единого подхода специалистов различных ведомств к профилактике наркозависимости несовершеннолетних Задачи:исследовательские: изучить состояние проблемы наркомании в территории; изучить состояние проблемы наркомании в территории; исследовать возможности инфраструктуры в профилактической работе; исследовать возможности инфраструктуры в профилактической работе; изучение опыта работы совместной деятельности специалистов в других территориях; изучение опыта работы совместной деятельности специалистов в других территориях;организационные: разработать учебно-тематический план для проведения занятий со специалистами по проблемам профилактики наркозависимости; разработать учебно-тематический план для проведения занятий со специалистами по проблемам профилактики наркозависимости; создать орган, координирующий совместную деятельность; создать орган, координирующий совместную деятельность;практические: способствовать усвоению специалистами различных ведомств основ профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями; способствовать усвоению специалистами различных ведомств основ профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями; привлечь специалистов к просветительской работе по профилактике наркомании; привлечь специалистов к просветительской работе по профилактике наркомании; организовать работу специалистов по проведению совместных профилактических мероприятий; организовать работу специалистов по проведению совместных профилактических мероприятий;аналитические: осуществлять контроль за ходом программы, коррекцию содержания и анализ эффективности осуществлять контроль за ходом программы, коррекцию содержания и анализ эффективности

ТЕМА Оценка эффективности программы Оценочные исследования в практике социальной работы. Оценочные методы, в том числе способы оценки программ, относятся к широкому классу методов исследований в социальной работе. Исследования сегодня все чаще применяются в практике, в частности в социальной реабилитации и обслуживании, помогая находить адекватные технологии воздействия. Оценочные методы, в том числе способы оценки программ, относятся к широкому классу методов исследований в социальной работе. Исследования сегодня все чаще применяются в практике, в частности в социальной реабилитации и обслуживании, помогая находить адекватные технологии воздействия.

1. Подходы к оценке программ. 2. Суммирующий подход или анализ результатов. 3. Анализ затрат и результатов.