Язык и общество. План Генеалогическая классификация языков.Генеалогическая классификация языков. Языковая ситуация и языковая политика.Языковая ситуация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 9. Развитие языка 1. Две линии развития языка: внутренне и внешнее давление на язык. 2. Социально-исторический тип языка. 3. Языковые контакты.
Advertisements

Генеалогическая классификация языков. Генетическая классификация по признаку родства, т. е. общего происхождения основана на их общем происхождении от.
Этнос и нация. План урока. 1.Этническая общность и ее виды. 2.Этнос, нация и национальность. 3.Национальный менталитет. 4.Этническое многообразие современного.
Язык и общество. ПЛАН 1.Общественное значение языка. 2.Социально-исторические общности и язык, его функционирование, развитие и обогащение. 3.Понятие.
Тема проекта: «Русский язык в сети Интернет» Название проекта: «Русский язык. Культура речи» Работу выполнила Ученица 10а класса Давлятова Валерия Додарчоновна.
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
Этнические общности Подготовили студентки группы 1-9-Б Задремайлова Ирина, Кожан Юлия и Немкина Ульяна Преподаватель: Исалова А. А.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Г е о г р а ф и я культуры Формирование языков и их влияние на образование этносов и государств.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания по темам раздела "Общество как сложная система"
Русский язык. Русский язык – это национальный язык русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которую используют в свое общении.
Нации и межнациональные отношения. Современное человечество представлено примерно 2000 народами, а в нашей стране их больше 100 В то же время независимых.
Повторим главное Закончите предложения : 1. Государство – это 2. Признаками государства являются : Монархия – это 4. Республика –
Тема урока: «Русский язык национальный язык русского народа» заимствования неологизмы диалектизмы.
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Литературный язык. (История, развитие). Литературный язык. (История, развитие). Презентация к реферату Выполнил ученик 10 класса Зотов Евгений.
Вопросы для повторения Богатство, способы получения богатства Образ жизни богатых, Уровень жизни, его составляющие Примеры бедности из СМИ.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА 1. Понятие социальной структуры, ее виды и уровни. 2. Характеристика видов и элементов социальной структуры.
. Социальная сфера.. План Определение социальной сферы Функции социальной сферы Структура социальной сферы Заключение.
Тема проекта. Культура речи на современном этапе развития общества Выполнили Выполнили Ищанова Алина, Ищанова Алина, Омельченко Надежда Омельченко Надежда.
Транксрипт:

Язык и общество

План Генеалогическая классификация языков.Генеалогическая классификация языков. Языковая ситуация и языковая политика.Языковая ситуация и языковая политика. Проблемы лингвоэкологии.Проблемы лингвоэкологии. Контакты языков.Контакты языков. Формы существования национального языка.Формы существования национального языка.

Язык и этнос Язык есть исповедь народа; в нём слышится его природа, его душа и быт родной…Язык есть исповедь народа; в нём слышится его природа, его душа и быт родной… (П. Вяземский) Этнос – исторически возникший вид социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией.Этнос – исторически возникший вид социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией.

Социолингвистика Отрасль языкознания, изучающая язык в связи с социальными условиями его существования. Направления: Общая социолингвистика. Синхроническая социолингвистика. Диахроническая социолингвистика. Проспективная (футурологическая). Сопоставительная. Социопсихолингвистика и др.

Становление социолингвистики Уи́льям Лабо́в (англ. William Labov; род ), Резерфорд, Нью- Джерси - американский лингвист, один из основателей социолингвистики. Проф. ун-та Пенсильвании. Занимается исследованием языковых изменений и диалектологией.

Сравнительно-исторический метод Решает следующие задачи сравнение языков: выделение общих слов, корней и т. п.; установление регулярных фонетических соответствий между языками; установление временной соотносительности и последовательности фонетических изменений; восстановление предположительного звучания общих слов, корней и аффиксов в древности. Генеалогическая классификация языков - итог изучения языков с помощью сравнительно- исторического метода.

Понятие и основные положения ГКЯ ГКЯ: определение родственных отношений между языками; доказывается общность происхождения родственных языков и демонстрируется их развитие из единого, часто реконструируемого специальными способами, языка, который получает название праязык (язык-предок). Французский лингвист А. Мейе ( ) «Два языка называются родственными, когда они оба являются результатами двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше».

Важно сравнивать именно древние слова и морфемы! польское - woda, русское - вода, английское - water, немецкое – Wasser; древнерусское - око, польское - oko, немецкое - Auge, литовское – akis.

Реконструкция Реконструкция (восстановление) древнего вида слова или морфемы - это процесс, который удаляет следы исторических "разрушений", нанесенных слову действием различных звуковых закономерностей за время его существования.

Пример: 1. Более 6 тысяч лет назад: индоевропейское *gub-non-t-ei (9 звуков). 2. Около 2 тысяч лет назад: общеславянское *gъb-no-ti (7 звуков). 3. Около 1 тысячи лет назад: древнерусское гънути [гънут'и] (6 звуков). 4. Современное: русское гнуть [гнут'] (4 звука).

Уровни классификации Надсемья, макросемья Семья Группа Язык Диалект Промежуточные объединения: между семьёй и группой – ветвь или подсемья; между группой и отдельными языками – подгруппа; в пределах диалекта – говоры.

Термин для уровня классификации Пример объединения языков надсемья (макросемья, фила) ностратические языки семья индоевропейские языки подсемья (ветвь) балтославянские языки группаславянские языки подгруппа восточнославянские языки языкрусский язык диалект (говор) южнорусские, среднерус. и севенорус. говоры

Генеалогическое древо

Индоевропейская семья языков

Метод глоттохронологии Лексикостатистический список Сводеша может использоваться для установления последовательности расхождения языков (относительной хронологии). Сопоставляемые языкиПроцент общей лексики Русский - белорусский92% Русский - украинский86% Русский - польский77% Русский - чешский / словацкий74% Русский - болгарский74% Русский - словенский74% Русский - сербский71% Русский - македонский70%

Метод глоттохронологии остается единственным научным методом, позволяющим с большой долей вероятности датировать время расхождения языков.

М. Сводеш Американский ученый предлагает считать разными языками такие идиомы, которые разошлись в своем развитии 500 лет назад или ранее. Возраст семьи должен быть не менее 2500 (или 3000 лет), надсемьи лет.

Этническое самосознание базируется на родном языке и реализуется в нём.Этническое самосознание базируется на родном языке и реализуется в нём. Язык этническая общность.Язык этническая общность. 1.Многокомпонентность наций. 2.Соотношение понятий «язык» и «диалект». 3.«Англия и Америка – две страны, которые разделяет язык» (Б. Шоу)

Языковая ситуация ЯС – совокупность языков и вариантов языка, которые обслуживают некоторый социум (этнос и полиэтническую общность) в границах определенного региона или государства. ЯС – совокупность языков и вариантов языка, которые обслуживают некоторый социум (этнос и полиэтническую общность) в границах определенного региона или государства.

Сложная языковая ситуация

Канада

Билингвизм Билингвизм- владение двумя языками; обычно – в ситуации, когда оба языка при этом достаточно часто реально используются в коммуникации. Наиболее типичный случай возникновения Б. - ребенок вырастает в семье, где родители говорят на разных языках (принцип «одно лицо – один язык»).

Языковая политика - воздействие общества в многонациональном и /или многоязычном социуме на функциональные взаимоотношения между отдельными языками. воздействие общества в многонациональном и /или многоязычном социуме на функциональные взаимоотношения между отдельными языками.

НЯП Национальная политика Школьная политика Культурная политика … Внешняя политика Экономическая политика

Национально-языковая политика Унитаризм Унитаризм (от лат. unitas –единство) – игнорирование национальных различий Сегрегация Сегрегация (от лат. segregatio – отделение) – стремление исключить или максимально уменьшить соприкосновение расово- этнических групп. (от лат. segregatio – отделение) – стремление исключить или максимально уменьшить соприкосновение расово- этнических групп.

Языковая политика в странах СНГ "дерусификация" языка в постсоветский период на пути укрепления национальной идентичности; "дерусификация" языка в постсоветский период на пути укрепления национальной идентичности; популяризация национальных языков; популяризация национальных языков; возвращение русского языка в обиход. возвращение русского языка в обиход.

Языковая политика на Украине Моя прекрасна нянька; Моя прекрасна нянька; Світське життя; Світське життя; Палаючий лід Палаючий лід Наймолодші в родині Шаталіна

Лингвоэкология (Э. Хауген) Проблемы чистоты языка. Языковая смерть (В. Дресслер, Н. Дориан, Д. Хилл, С. Гал и др.; В.И. Васильев, Н.Б. Вахтин и др.) Факторы языкового сдвига: политические, социально- психологические, собственно лингвистические. В. Дресслер

Языковые контакты Своеобразие конкретного языка обусловливают 2 группы факторов: Своеобразие конкретного языка обусловливают 2 группы факторов: его происхождение, определяющее место в кругу родственных языков; его происхождение, определяющее место в кругу родственных языков; процесс его взаимодействия с родственными и неродственными языками, т.е. языковые контакты. процесс его взаимодействия с родственными и неродственными языками, т.е. языковые контакты.

Не существует генетически чистых, беспримесных языков. Любой современный язык – сплав языковых элементов, происходящих из разных, родственных и неродственных, языков и диалектов.

Языковые союзы

Языковой союз – это такой вид смешения языков, при котором в результате длительного сосуществования группы языков возникает типологическое сближение их структур. При этом не исключаются и лексические заимствования. Языковой союз – это такой вид смешения языков, при котором в результате длительного сосуществования группы языков возникает типологическое сближение их структур. При этом не исключаются и лексические заимствования.

Пиджин-языки Пиджин – разновидность смешанного языка, возникающая в результате необходимости общения на разноязычной территории. Пиджин – разновидность смешанного языка, возникающая в результате необходимости общения на разноязычной территории.

Пиджин-языки могут возникать на базе родственных языков (например, в Африке, на основе скрещивания бантоидных языков); родственных языков (например, в Африке, на основе скрещивания бантоидных языков); неродственных языков, чаще всего в результате скрещивания европейских и местных языков. неродственных языков, чаще всего в результате скрещивания европейских и местных языков.

Креоль – расширенный пиджин, который вследствие нативизации становится родным для языкового коллектива.

Меланезийский пиджин-инглиш Архипелаг Соломоновых Островов состоит из нескольких сотен островов. Население в человек занимает территорию свыше 1000 кв. миль, на которой распространено более пятидесяти языков, в том числе и меланезийский пиджин на английской основе.

Креольские языки и пиджины Океании Во время своего визита в 1975 году на Новую Гвинею принц Чарльз обращался к членам парламента на ток- писине.

Враждебное отношение к пиджинам - "пианино" переводили на ток-писин как bokis i gat waitpela tit misis i paitim na em i krai ("ящик с черными и белыми зубами, который бьет европейская женщина, и от этого он плачет") - "вертолет" как miksmasta bilong Jisas Krais ("Божья мельница"). Еженедельная полоса комиксов и газетная статья из "Wantok Niuspepa". Это первая газета, выходящая на ток-писине, круг ее читателей постоянно увеличивается за счет молодежи.

ЛОЖНЫЕ ДРУЗЬЯ ПЕРЕВОДЧИКА Ток-писин Предположительное значение Дополнительное неожиданное значение grasтрава волосы, перо karimнести произвести на свет nekшеяголос papaотецвладелец tambuтабу родители мужа или жены bunкостьсила inapдостаточноспособный lewaпеченьвозлюбленный sindaunсадиться образ жизни

ПИДЖИНОВ И КРЕОЛЕЙ МИРОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

МИРОВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПИДЖИНОВ И КРЕОЛЕЙ

Формы существования национального языка

Территориальные диалекты Наиболее архаичная естественная форма языкового существования. Существует только в устной форме, служит для обиходно-бытового общения.

Арго (жаргон, сленг) Речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального происхождения и т.д.

Словари жаргона

Просторечие Форма национального языка, которая служит для обиходно-бытового общения малограмотного городского населения и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Литературный язык – основная, наддиалектная форма исторического существования национального языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации и принимаемая его носителями за образцовую. Признаки литературного языка: Обработанность. Наличие устной и письменной формы. Наличие функциональных стилей. Вариантность языковых единиц. Нормативность.

Функциональные стили РЯ ОБЩЕНА РОДНЫЙ ЯЗЫК Литерату рный ( нормиров анный ) язык Кодифициров анный литературны й язык Официально- деловой стиль Научный стиль ЯЗЫ К ХУД ОЖЕ СТВ ЕНН ОЙ ЛИТ ЕРА ТУР Ы Язык радио, телевидения, газет Устная публичная речь Некоди- фициро- ванная речь Разговорная речь Нелитературные формы существования языка ПросторечиеМолодежный жаргон, сленг Территориальные диалекты Профессиональное просторечие, социальное арго

Самостоятельно:

Определите доминирующую функцию в следующих высказываниях. а) Помоги мне!; б) Типун тебе на язык!; в) Наступила осень; г) Что за прелесть! Что за глазки! / Рассказывать, так прямо сказки…; д) Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый! (из квартирной перебранки); е) Что такое суффикс? Это значимая часть слова, морфема, стоящая после корня.

ж) Переучет (табличка на двери магазина); з) Курит облаком болото, / Гарь в небесном коромысле; и) Это довольно занимательный фильм; к) Это занимательная лесенка. Я так говорю, потому что я на ней занимаюсь. Делаю гимнастику (из Мотивационного словаря детской речи).

2. Нарисуйте социальный портрет говорящего (пол, возраст, место жительства…). Какие языковые средства позволили Вам это сделать? Погоды у нас стоят холодные, много снега. Старики говорят, что урожай будет обильный. Берне вступил в партию КПСС, потому что перевели его на бухгалтера и работа очень ответственная. Ваня, ехайте скорее, мама напекёт пирогов с грибами, они вас дожидаются. К сему остаюсь с приветом. Ваша Люда.

Спасибо за внимание!