Цель курса «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»: Формирование компетенций для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Advertisements

Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Образовательная инновация Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МНОГОМЕРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ МОУ Гимназия 44 г.Краснодара.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Теория и практика проектной деятельности Теория и практика проектной деятельности Материалы к практическому занятию.
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
Транксрипт:

Цель курса «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»: Формирование компетенций для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к субъектам реальной действительности. Тема лекции: Социальное проектирование в образовании. Проектирование образовательных систем. Цель лекции: Формирование когнитивных и личностно-ориентированных компетенций по определению взаимосвязи социального проектирования и образования.

План лекции 1.Проективное образование. 2.Личностно-значимый индивидуальный жизненный план. 3.Условия применения проективного образования. 4. Педагогическое проектирование: социально- культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно- управленческие аспекты. 5.Формы педагогического проектирования и его психологические основы.

План лекции 6. Пути внедрения инноваций в образовании. 7. Уровни структурной организации образовательной системы: социально- педагогический, организационно- дидактический, личностно- деятельностный. 8. Фазы проектирования и этапы реализации проектов. 9. Условия успешности проектирования.

Проективное образование. Историческая справка. Образование представляет собой систему наук, которая, в первую очередь, направлена на создание условий для передачи и последующего усвоения огромного, постоянно увеличивающегося объема знаний. Образование формировалось вместе с развитием человеческих представлений об окружающем мире, всегда служило «сегодняшним» задачам, обеспечивало решение проблем настоящего. Образование формировалось вне взаимосвязи с субъектом, на который оно было направлено. Результаты воздействия образования на субъект, прогноз этого воздействия, взаимосвязь с состоянием общества в будущем не рассматривались. Можно сказать, что образование не подчинялось прогнозам и не участвовало напрямую в общественных или социальных проектах.

Проективное образование. Сегодня возникло новое понятие, связанное с образованием: «проективное образование». В это понятие входит получение знаний, создание уникальных знаний, представляющих личностную потребность участвующей в процессе выработки этого нового знания людей. Как правило, это происходит при встречах коллег и специалистов в той или иной области в процессе разного рода семинаров, конференций, круглых столов, курсов по переподготовке и повышения квалификации. Образовательный процесс приобретает черты взаимного обучения, обмен информацией рождает новое знание, неизвестное до обсуждения. Образование перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний, становится способом информационного обмена, который совершается в каждом акте жизнедеятельности личности на протяжении всей ее жизни.

Проективное образование. Субъектом образования становится сам человек. Получая образование (т.е. усваивая знания, накопленные человечеством) человек участвует в создании «своего» образа мира, «своего жизненного проекта», с помощью которого он преобразовывает этот мир. Этот проект - уже область социальной жизни данного человека и соответственно данного слоя общества. Образование становится такой областью социальной жизни субъекта образования, в которой его «жизненный проект» становится социальным проектом, решающим социальные проблемы не только данного субъекта, но и через взаимное обучение, обсуждение и взаимодействие целого слоя общества. Характерной особенностью любого проекта является стремление найти наилучшее решение рассматриваемой проблемы, которая является на рассматриваемый момент жизненно важной проблемой. Образование как проектирование направления своей жизнедеятельности получило название проективного образования.

Личностно-значимый индивидуальный жизненный план. Проективное образование предполагает формирование образовательной среды в соответствии с запросами и задачами обучающегося, которые он ставит перед собой в соответствии с личными образовательными потребностями, т.е. является проекцией личности на среду. В проективном образовании жизненные проблемы получают разрешение средствами образования. Проективное образование является не просто личностно- ориентированным, но выступает как личностно-центрированное. Образование перестает быть деятельностью обучения, протекающей в учебных заведениях, в специально организованных условиях, а становится процессом жизнедеятельности, совершающейся в течение всей активной жизни человека.

Педагогическое проектирование Педагогическое проектирование: совершенствование педагогической деятельности; будущий образ образовательной системы и соответствующих ей педагогических процессов; образовательная среда, направленная на личность обучающегося в соответствии с развитием общества в целом; важнейшая составляющая педагогической деятельности. Педагогическое проектирование охватывает: образовательные системы различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование и контроль развития образовательного учреждения и др. Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно- управленческие аспекты.

Формы педагогического проектирования Концепция – форма изложения точки зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Мечта – особая форма проектирования, создаваемая нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Мечта– это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза. План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Тематический план составляется из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План занятия – это определение задач занятия и перечень основных действий педагога и обучающихся по освоении содержания учебного материала. Педагогическая технология – создается всей системой проектирования в единстве всех трех его аспектов. Педагогическое проектирование представляет собой механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.

Психологические основы педагогического проектирования Педагогическое проектирование включает нормативный процесс (этапы, принципы, приемы) и творческий процесс. Моральное творчество касается морально-этических отношений обучающихся и преподавателей, используется при проектировании педагогических ситуаций. Дидактическое творчество определяет способы отбора и структурирования учебного материала, методы его передачи обучающимся. Технологическое творчество осуществляет поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Организаторское творчество относится к управлению и организации новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.

Психологические основы педагогического проектирования Творческое проектирование в педагогике осложняется наличием психологической инертности. Психологическая инерция может проявляться в самых разнообразных формах: изначальное категорическое неприятие идей и решения, упорное отстаивание общепринятой точки зрения, использование старых методов при новом содержании и средствах, сохранение старых форм при новых методах, традиционные способы решения принципиально новых задач и т.д. Процесс обучения должен проектироваться с учетом психофизиологических способностей учащихся, а также преподавателя. Только при этом проектирование становится педагогическим. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе происходит генерация новых идей и попытка их соединения. В прикладной фазе происходит оценка и внедрение новых идей. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной - более узко. Одним из способов генерирования идей является "анализ атрибутов". При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств объекта. Как призывал Томас Эдисон, "Возьмите за правило всегда оглядываться в поисках новых интересных идей, которые уже успешно используются другими."

Качества творческой личности Первоклассный суп – более творческое произведение, чем посредственная живопись. Абрахам Маслоу Перед изобретателем должна стоять Достойная Цель. Вот ее характеристики. Новизна. Цель должна быть новой. Она может быть и старой, но тогда новыми должны быть средства ее достижения. Достойная Цель положительна, добра, направлена на развитие жизни. Общественная полезность. Достойная Цель положительна, добра, направлена на развитие жизни. Конкретность. Не общие благие намерения, но четкий комплекс задач, к решения которых можно приступить хоть завтра. Значительность. Может быть, следовало сказать смелее: Достойная Цель должна быть великой, ибо ее достижение оплачивается великим трудом, а иногда и жизнью. Еретичность. Достойная Цель опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Она и в самом деле иногда недостижима, особенно в своей первоначальной формулировке. Практичность. Продвижение к Цели все время должно давать частичные конкретные результаты. Самая недостижимая Цель может приносить реальную пользу. Независимость. Достижение Цели доступно одиночным исследователям и не требует дополнительных финансовых сложений, которые "по карману" лишь большим коллективам.

Преодоление психологической инерции Творчество по самой своей сути предполагает преодоление фундаментального закона психологической инерции, т.е. предрасположение к какому-либо конкретному методу или образу мышления при решении задачи ("идти по проторенной дорожке"). Практически всегда в качестве основного этапа решения творческой задачи включается этап "озарения", рождения идеи. Чтобы случилось "озарение" необходимо проделать предварительную работу, в которой очень важным этапом является необходимость преодоления психологической инерции мышления. Для этого выполните следующие рекомендации: 1.Попробуйте "раскачать" привычный образ объекта, мысленно изменяя его по каждому из видов психологической инерции. Уже на этом этапе в результате изменения привычной "картинки" может ярко обозначиться образ будущего решения. 2.Попробуйте найти скрытые свойства объекта, на основе которых можно построить его новые функции. Это очень эффективный способ преодоления многих видов психологической инерции. 3.Старайтесь развивать такие свойства своего мышления, как нешаблонность, нетривиальность и неинерционность.

Мотивация Человеческий фактор играет в процессе проектирования огромную роль. Процесс обучения должен проектироваться с учетом психофизиологических способностей учащихся, а также преподавателя. Только при этом проектирование становится педагогическим. При проектировании педагогических систем, процессов и ситуаций следует учитывать мотивационную сферу участников. При проектировании больших и малых систем следует выявлять и учитывать прежде всего длительные и устойчивые мотивы, которые можно было бы поддерживать и развивать в течение всего периода обучения или хотя бы достаточно долгое время. Преподавателю часто приходится искать промежуточные, текущие мотивы и опираться на них. Проектирование педагогических ситуаций является самым сложным. Мотивы как регуляторы поведения делают любой проект более устойчивым, реальным. На длительных и устойчивых мотивах строится стратегический уровень обучения в учебном заведении. На менее длительных – технический уровен ь проектирования охватывает педагогические процессы. Ситуационные мотивы учитываются на оперативном уровне – при проектировании педагогических ситуаций. Самым сложным при проектировании является знание всех особенностей личности обучающихся и учет их при создании проектов. К человеческим факторам относят также индивидуальные особенности как обучающихся, так и преподавателей.

Классификация проектов Множество разнообразных проектов можно классифицировать по ряду признаков, в качестве которых выступает: тип проекта (технический, организационный, экономический, социальный, педагогический, смешанный); класс проекта (монопроект, мультипроект, мегапроект); масштаб проекта (мелкие, средние, крупные, очень крупные или более конкретно, международные, национальные, региональные, межрегиональные, отраслевые, межотраслевые, ведомственные); длительность проекта (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные); сложность проекта (простые, сложные, очень сложные); вид проекта (инновационный, научно-исследовательский, учебно- образовательный, инвестиционный, смешанный).

Принципы педагогического проектирования Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка. Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию. Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике. Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.

Инновации в образовании Инновационная деятельность привносит новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося социально-общественной востребованностью. Инновационные процессы – это процессы создания, освоения, использования и распространения инноваций. В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. Главным инновационным фактором являются перемены. Инновационный проект – сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности. Следует подчеркнуть инновационный характер педагогических проектов, которые наряду с этим могут существенно отличаться своими размерами, выступая нередко в роли элементов (составных частей) какой-либо образовательной программы.

Реализация нововведений в образовательных системах Стратегии развития образовательных систем: 1. Стратегия локальных нововведений – совершенствование, рационализация отдельных участков образовательной системы (освоение новых методик). 2. Стратегия модульных нововведений – осуществление нескольких комплексных нововведений внутри модуля (введение новых дисциплин, реконструкция блока дисциплин, введение стажировок и т.д.). 3. Стратегия системных нововведений.

Стратегия системных нововведений. Пути обновления образовательных систем: –развитие собственного педагогического опыта; –заимствование опыта других образовательных систем; –освоение научных разработок; –путь проб и ошибок; –эксперимент. Системные нововведения – это три в уровня структурной организации образовательной системы: социально-педагогический уровень, отражающий программно-целевой аспект образовательного процесса с учетом требований социального заказа общества; организационно-дидактический уровень, отражающий методический аспект образовательного процесса; личностно-деятельностный уровень, отражающий психолого- педагогический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Этапы проектирования образовательных систем Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения состоит из трех этапов: стратегического, организационного и адаптационного. После внедрения проекта следует этап экспертизы и проверки качества результатов. I. Стратегический этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих: предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды; анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем; оценку и распределение имеющихся ресурсов; формирование путей и проектов, направленных на решение проблем; определение, проработку и защиту первоочередных проектов; выбор и фиксацию окончательной стратегии.

Этапы проектирования образовательных систем II. Организационный этап: анализ внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка образовательных услуг; разработка бизнес-плана, включающая технологический, организационный и финансовый план действий; маркетинговые мероприятия; учет возможных рисков при реализации проекта; организация проектирования; проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций; социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость.

Этапы проектирования образовательных систем III. Третий (адаптационный) этап: конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае; группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма; выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта; проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности; разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику; разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.

Фазы проектирования I.Начальная фаза инновационного проектирования. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния. Сбор исходных данных и анализ существующего состояния. Выбор подхода к проектированию. Определение (предвидение) результата (цели, задачи, основные требования, ограничительные условия, критерии, окружение проекта, потенциальные участники, время, ресурсы и т.д.). Определение и сравнительная оценка альтернатив, представление предложений, их апробация и экспертиза. Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы. II. Фаза разработки проекта. Назначение научного руководителя проекта и формирование команды. Установление деловых контактов и изучение целей и мотивации участников проекта. Развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечные результаты, стандарты качества, структура проекта, основные работы, требуемые ресурсы). Структурное планирование (декомпозиция проекта, календарные планы, сметы и бюджет проекта, потребности в ресурсах, процедуры управления проектом, техника контроля, определение рисков)

Фазы проектирования III. Фаза реализации проекта. Заключение контракта. Полный ввод в действие разработанной системы управления проектом. Организация выполнения работы. Ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта. Оперативное планирование работ. Установление системы информационного контроля за ходом работы. Руководство координацией работ, согласование темпов, мониторинг процесса, прогноз состояния, оперативного контроля и регулирования основных показателей проекта. Решение возникающих проблем и задач. IV. Фаза завершения проекта. Планирование процесса завершения проекта. Апробация или экспериментальная (опытная) проверка окончательного продукта проекта. Подготовка кадров для реализации создаваемого проекта. Оценка результатов проекта и подведение итогов. Подготовка итоговых документов. Составление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами. Расформирование команды.

Условия успешности проектирования Готовность руководства к организации и участию в проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления: руководства регионального, городского, муниципального управления образования, отдельного учебного заведения); Желание и готовность педагогического коллектива к участию в проектной деятельности (то есть создания условий, мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, предоставление возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной); Наличие стратегии инновационной деятельности (какие цели и задачи ставит перед собой регион, город, учебное заведение и др. в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будут ли это локальные новшества, модульные или системные).

Критерии оценки проектов Вопросы, которые необходимо решить перед процедурой оценки: 1.Кто именно входит в круг лиц, участвующих в оценке результатов проекта? (Проектировщики, исполнители, независимые наблюдатели, потребители) 2.Что именно подлежит экспертизе и оценке? (Промежуточный или конечный результат, продукт, полученный в результате выполнения проекта, ход выполнения, личностные изменения или изменения среды) 3.Какие действия должны быть произведены для того, чтобы оценить проектный результат? (Рефлексивная и оценочная деятельность, оценочный инструментарий, публичное представление проекта в виде презентации, творческого отчета, рекламной акции и т.п.)

Критерии оценки проектов 1.Полнота реализации проектного замысла. (Насколько воплощены исходные цели, требования, всели задачи решены) 2.Соответствие контексту проектирования. (Соотнесение проектного результата со средой, где он выполняется, соответствие определенное культуре, времени.) 3.Соответствие культурному аналогу. (Соответствие аналогичным социально-педагогическим образовательным продуктам, т.е. общепринятым нормам: образовательному стандарту, программе, творческому заданию и т.п.) 4.Степень новизны. (Новая программа или новый интегративный курс сопоставляются с имеющимися аналогами, новое должно обеспечивать развитие) 5.Социальная (практическая, теоретическая) значимость. (Степень потенциального влияния проектного продукта на изменение социально-педагогической, образовательной ситуации, возможность перенесения данного проекта в другие условия)

Критерии оценки проектов 6. Гуманитарность. (Соотнесение полученного результата с потребностями, интересами, возможностями людей, попадающих в сферу его распространения. Гуманитарность – особое качество бытия: ценностный аспект, содержательная целостность, культурный контекст, возможность ориентации на познавательные потребности конкретного человека, проблемный, диалогический характер и др.) 7. Эстетичность. (Оформление документов, качество презентации, дизайн отчета, изящество теоретического решения проблемы и др.)

Критерии оценки проектов Методами экспертных оценок, путем анализа документов, проведением социологических опросов, выполнением наблюдений в ходе апробации проекта определяется степень воплощения замыслов проекта в содержательном, технологическом и управленческом (организационном) аспектах. По оценке характеристик реального достижения поставленных в проекте целей, методом сравнения возможностей проекта с возможностями традиционных учебных курсов определяется эффективность проекта. Наличие в проекте определенной совокупности признаков и условий определяется возможность многократного тиражирования проекта без существенного снижения эффективности. Учет возможностей переноса проекта в новые образовательные системы и условия определяет открытость проекта.

Педагогический результат проектной деятельности Удовлетворенность участием в проекте. (Объективные ощущения участников, их желание продолжать участие в проектах, внешние впечатления сторонних наблюдателей) Степень освоения процедур проектирования.(Умение найти и сформулировать проблему, освоение специфического языка проектирования, способность провести диагностику, сформировать цель, составить программу и план действий и т.д.) Качество проектного результата в целом. (Реальная способность участников производить социально значимый продукт, способность доводить начатое дело до конца, проявлять ответственность – свойства, формирующиеся в процессе обучения и самовоспитания.) Наличие положительных эффектов на индивидуальном уровне. (Прирост личностных качеств, свойств, позитивная динамика отношений. В системе повышения квалификации совместное выполнение проекта служит средством развития профессиональной компетентности педагогов и их проектной культуры.)

Педагогический результат проектной деятельности Синергийный эффект. (Межличностные связи, неформальные отношения, «проектная команда» - своеобразный проектный «продукт») Наличие потребности дальнейшего развития проектного опыта. (Появление инновационного курса (программы) инициирует создание методического сопровождения, подготовку кадров, Творческий опыт совместной деятельности требует продолжения и представляет собой проектное приобретение. Проект достиг своей педагогической цели.) Становление социального партнерства. (Создание новых социальных связей по сетевому принципу. Коммуникативные связи разного уровня на основе кооперации и сотрудничества – проявление личностных способностей участников проекта, как собственных, так и благоприобретенных в процессе проектной деятельности)