Хабаровск апрель 2012 Система РО как эффективная стратегия реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Advertisements

Основные показатели качества образования Развитие способности школьников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе используемого.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения» Познакомить учителей с системно-деятельностным подходом.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – особенности содержания и реализации.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
О ходе пилотирования ФГОС ООО МАОУ «Красноярская университетская гимназия 1 - Универс» 7 февраля 2014г.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Роль психологической службы в реализации стандартов нового поколения Связь универсальных учебных действий с учебными предметами 9 февраля 2011 г.
Транксрипт:

Хабаровск апрель 2012 Система РО как эффективная стратегия реализации ФГОС

Структура доклада Особенности системы РО : идея, сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения ФГОС и система развивающего обучения Основные вызовы ФГОС ( на примере основной школы ) Проектирование образовательной программы основной школы

ЧАСТЬ 1 Особенности системы РО : идея, сравнительный анализ традиционной и развивающей систем обучения

РО : исторические предпосылки Вопрос « Отношение обучения и развития » 1. Независимость развития от обучения ( З Фрейд, Ж Пиаже. В основе принцип дидактической доступности – учить тому, что « могут понять ») 2. Обучение и есть развитие ( каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии – накоплению всевозможных привычек ) 3. Развитие – определяет обучение или обучение определяет следующий шаг развития. Итог : процессы развития не совпадают с процессами обучения ; Обучение - З Б Р - Развитие

Основания возникновения РО Культурно - историческая теория психического развития ЛС Выготского Теория деятельности АН Леонтьева Возрастная периодизация ДБ Эльконина Теория поэтапного усвоения знаний ПЯ Гальперина Философские основания Э Ильенкова Социально - экономические условия

Культурно - историческая теория психического развития « Развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях » ЛС Выготский Ведущие типы деятельности Новообразования возраста

Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализа Традиционное обучение Развивающее обучение Отношение между развитием и обучением Обучение опирается на развитие. Дидактические средства приспосабливаются к росту структур мозга. Обучение должно идти впереди развития. Дидактические средства существенно влияют на развитие. Цель обученияПодготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни Превратить ученика в учащегося, заинтересованного в самоизменении и способного к самоизменению Способы умственных действий ЗУНыПланирование, анализ, рефлексия, моделирование

Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализаТрадиционное обучение Развивающее обучение Отношение к ученикуУченик – объект педагогических воздействий Ученик - субъект своего развития Основные методы обучения Нахождение способов решения разнообразных частных задач ; движение от частного к общему ( от конкретного к абстрактному ) Нахождение общего принципа решения задач определенного класса ; движение от общего к частному ( от абстрактного к конкретному ) Содержание обученияЧастные задачиСистема научных понятий

Сравнительный анализ традиционной системы и РО Критерии анализа Традиционное обучение Развивающее обучение Формы учебного общения Демонстрация и объяснение. Учитель – организатор работы. Организация и развертывание « квазиисследовательской » деятельности. Учитель - организатор обмена мнениями и деятельностями, равноправный участник диалога. Формируемый тип мышления Эмпирическое мышление ( сравнение и анализ ) Теоретическое мышление ( содержательный анализ и обобщение ) Критерии оценки успешности обучения Получение точного результата Получение способа выполнения задания

«Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, превращение ученика в учащегося характеризует основное содержание развития школьника в процессе школьного обучения. О беспечение условий для такого превращения является основной целью развивающего обучения, которая принципиально отличается от цели традиционной школы – подготовить ребенка к выполнению тех или иных функций в общественной жизни» В.В.Репкин

О взаимосвязи проектов РО в начальной и основной школе Целевая установка на формирование теоретического мышления и развития учебной самостоятельности Идея поляризации образовательного пространства ( урочное / неурочное / неучебное ) Специфика учебного содержания и учебных форм Специальная позиция педагога как посредника Учет возрастных особенностей при проектировании образовательного процесса

РО : начальная и основная школа Критерии анализаНачальная школаОсновная школа Поляризация ОП - ва ( по типу ) Подготовка ( тренировка ) - Реализация Замысливание - Реализация Единица проектирования Учебная задача ( форм. учебного понятия ) Учебная – проектная, учебно - исследова - тельская задача ( Де проектирования ) Цели образованияСтановление учебной самостоятельности через решение учебной задачи Становление учебной самостоятельности через решение учебно - проектной задачи Результат на финише Самостоятельное и ответственное учебное действие Способность ставить цели относительно дальнейшего учения

ЧАСТЬ 2 ФГОС и система развивающего обучения

Системно - деятельностный подход – декларация ФГОС воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня ( результата ) личностного и познавательного развития обучающихся ; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования ; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся ;

Системно - деятельностный подход – декларация ФГОС учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения ; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего ( полного ) общего образования ; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности ; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Деятельностный подход как методическая и идеологическая основа ФГОС Условия : понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями. способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов. присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья ), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Деятельностный подход как методическая и идеологическая основа ФГОС Условия : создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Эти условия в равной степени относятся к действиям учеников, педагогов, управленцев

ЧАСТЬ 3 Основные вызовы ФГОС ( на примере основной школы )

Основные вызовы ФГОС ООО Три типа результатов Образовательные программы по предметам : предметный результат, специфика и динамика форм, урок - неурок УП, обеспечивающий реализацию требований ФГОС Специфика воспитательной работы : духовно - нравственное развитие и социализация Учет возрастных особенностей. Организация психолого - педагогического сопровождения ( обеспечение осознанного и ответственного выбора, самореализации подростков ) Здоровье как цель образования ( психическое здоровье, ценность ЗОЖ, мониторинг возможностей, способностей...) Преемственность образовательной практики ступеней обучения

Требования ФГОС ООО К результатам: зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход К структуре: зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» К условиям: кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)

Требования к результатам Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

Соотношение компонентов БУП Наименование ООП Соотношение федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеучебн ых видов деятельностей (%) Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся (%) ООП начальное общее образование 80/20 90/10 ООП основное общее образование 70/3065/3575/25 ООП Среднее (полное) общее образование 60/40

Целевые установки Воронцов : создать условия для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся. Кондаков: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Конкретная школа: (учет специфики региона и ОУ, ориентация на образ выпускника основной школы и заказ старшей школы, понимание за счет чего будем менять образовательную практику по реализации ФГОС)

«…Когда я слышу педагогические рассуждения и громкие слова «самодеятельность», «индивидуальное развитие», «свободный выбор», - все это напоминает мне музыку при жертвоприношении людоедов. Ибо, как только дело доходит до осуществления этих прекрасных идеалов, каждый учитель соглашается ввести в программу своего предмета сокращения и перемены, до смешного ничтожные сравнительно с теми великими принципами, во имя которых эти изменениями предприняты. И в конце концов дети приносятся в жертву методам и системам, экзаменам и отметкам, которыми никто не хочет поступиться…». Э. Кей, 1905 г.

ЧАСТЬ 4 Проектирование образовательной программы основной школы

Основания проектирования образовательной программы ФГОС, примерные ОП Возрастные особенности подростков Представления о ведущей деятельности подросткового возраста Специфика, ценности и стратегические цели школы

Возрастные особенности подростков Новообразование возраста – сформированное авторское ответственное действие подростка Новая самостоятельность – формулировать и оформлять свой интерес через пробу разных действий Специфика возраста - неоднородность возраста внутри подростковой школы Ключевое противоречие : педагогическая практика не попадает в интересы подростка Ключевые понятия : интерес, выбор, проба, самореализация

Ведущий тип деятельности Какие виды деятельности привлекательны для подростка : социальная проба, экспериментирование, проектирование В каких организационных и методических формах это возможно : Урок – не единственная форма учебной деятельности Практико - ориентированый подход Введение новых возрастно - адекватных предметов, формирующих компетентности Создание мест проб для реализации интереса подростка ( учебное и внеучебное пространство ) Система отношений ( наставничество, совместная деятельность, сопровождение )

Периодизация внутри основной школы Основания периодизации : кризис негативной фазы, пубертатный период полового созревания 5 – 6 класс Адаптация 5 кл., период психологического пубертата (« период шалостей и неуклюжести ») 7 – 8 класс Кризис негативной фазы ( резкое падение успеваемости, негативные и асоциальные пробы подростков ) 9 класс Физический пубертат – стабильный период, способствующий созидательной и продуктивной деятельности

Какой выпускник нужен старшей школе Идеальный образ выпускника подростковой школы Это успешный, уверенный в себе подросток, способный различать собственные замыслы и собственные действия и готовый к соотнесению замыслов и способов, возможностей его достижения, мотивированный на продолжение собственного образования. Заказ старшей школы на выпускника Научить выпускника основной школы выбирать ( от чего он отказывается ) Создать условия для участия ученика основной школы в проектной деятельности, рассматривать возможность деятельности в профильных лабораториях Определить специфику творческой работы ( творческого проекта ) и понимать отличие от дипломной работы Предоставить ученику основной школы поле проб Работа по организации детского выбора ( сопровождение выбора )

Специфика учебной деятельности 5 класс: ИЦН, погружения НРК, урок-занятие 6 класс: ИЦН, курсы по выбору, е-н практикумы 7 класс: ИЦН, курсы по выбору, е-н практикумы 8 класс: курсы по выбору, е-н практикумы, ВССП 9 класс: курсы по выбору, практикумы, предметный модуль, ВССП, творческая работа Сквозное: метапредметные погружения, нтенсивы, выездные школы, предметные и социальные проекты

Модель : В школе развивающего обучения принципы РО должны работать не только для детей, но и для педагогов и для « конторы » в целом Образовательное пространство ( учебный план, урочное – внеурочное, вмененное – инициативное ) Кадры ( присвоение ценностей РО, повышение квалификации, организация работы в инновационном режиме ) Управление ( миссия, традиции,

Образовательное пространство

Требования к образовательному пр - ву Учет специфики образовательной ступени и ее этапов Для каждого учебного предмета создание предметных мест – клубов во внеучебном пространстве Вмененное и инициативное образовательное пространство Два полюса – возрастной («школа взросления» с представлением прогресса самостоятельности и ответственности)и невозрастной (интерес, продуктивная деятельность, событийность, разновозрастность): Инфраструктурные изменения должны быть наглядно и предметно фиксированы в различиях между архитектурно-эстетическими характеристиками зданий, в различиях состава и функции помещений для работы

Что необходимо учитывать Снижение учебной мотивации Снижение учебной успеваемости от 5 к 9 классу Негативный характер проб, проба с риском Выпадение из учебного процесса (прогулы) Смена статуса «лидеры» и «изгои» Рост заболеваемости (снижение зрения, сколиоз), утомляемость Педагоги уступают подросткам в ряде областей знаний и деятельности

Инакомыслие – это высшая форма патриотизма. Томас Джефферсон – автор декларации о независимости США

Сегодня мы проектируем школу для них