Мониторинг межэтнической ситуации в РК: трудности реализации Аналитическая группа «Кипр» Экспертное обсуждение – круглый стол «Ситуация в межэтнической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Существует ли национальный вопрос в школе?. Проблемная ситуация Согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200.
Advertisements

Языковая ситуация в Казахстане. Языковые процессы можно отнести к процессам социальным, выражающие изменения, происходящие в обществе. Проведение исследований.
«ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА» ( ИЗВЛЕЧЕНИЕ ) (2013 ГОД)
Российский рынок пива. Пиво – один из самых любимых прохладительных напитков россиян, особенно в летнее время года. В преддверии летнего сезона - в конце.
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
Идентификация граждан со своей страной: российские данные в контексте международных сравнений.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
«Оценка эффективности работы неправительственных организаций (НПО) Республики Казахстан по профильным направлениям деятельности» Результаты социологического.
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Цель лекции: Познакомиться с важным разделом политической науки – сравнительной политологии. Показать значимость сравнительных исследований в отношении.
Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих факторов : семья школа трудовой коллектив средства массовой информации молодёжные.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Независимое расследование о здоровом образе жизни в наше школе Озерская средняя школа им.Д.Тарасова Выполнил Соколовский Сергей Руководитель Иванова Н.А.
Оценка качества товаров и услуг и защита прав потребителей глазами петербуржцев Экспресс-анализ Санкт-Петербург – декабрь 2009 г.
ТЕМА: СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ Доц. Ларина Т.Н. Кафедра статистики и экономического анализа.
Петербуржцы о борьбе с коррупцией: 2012 год Санкт-Петербург – май 2012 Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Комитет по информатизации.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Проект «Скажи мне, как тебя зовут…» Команда «СТИХиЯ», г.Владимир, МОУ СОШ 11.
Культура и культурное многообразие мира Этноцентризм и культурный релятивизм Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК.
Реклама в России. События и перспективы Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам; Рост Internet аудитории по годам Рост Internet.
Транксрипт:

Мониторинг межэтнической ситуации в РК: трудности реализации Аналитическая группа «Кипр» Экспертное обсуждение – круглый стол «Ситуация в межэтнической сфере: состояние, тенденции, риски» Алматы, май 2014

или Почему в Казахстане остаются безуспешными попытки создания межэтнического мониторинга?

Предварительные замечания Что такое мониторинг? 1. Мониторинг непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями. 2. Мониторинг состояния наблюдение за состоянием объекта для определения и предсказания момента перехода в предельное состояние. 3. Мониторинг в маркетинге это систематическое и плановое наблюдение за состоянием рынка с целью его оценки, изучения трендов (тенденций), исследования конкурентной среды.

Пример выводов исследования о самочувствии представителей различных этносов в 2010 году: Сравнительный анализ полученных результатов по вопросу о том, как себя чувствуют представители той или иной национальности в Казахстане, говорит о стабильности ситуации в сфере межэтнических отношений. Доминирующее большинство респондентов отмечают удовлетворенность положением собственной этнической группы в обществе.

Распределение данных 2010 года по этническим группам свидетельствует о том, что представители русской национальности склонны более критично оценивать положение собственного этноса, чем казахи и другие национальности. Так, согласно данным опроса, 73% казахов чувствуют себя полноценными гражданами страны, в то время как среди русских этот показатель составляет 41% (меньше на 32%).

В целом, согласно результатам массового опроса 2009 года, в сфере межэтнических отношений сложилась благополучная обстановка. На сегодняшний день доминирующая часть респондентов (70%) характеризует взаимоотношения между различными этносами как спокойные и дружелюбные. Нейтральными и безразличными считают их каждый пятый опрошенный. И лишь 3% дали негативную оценку ситуации, считая, что между людьми различных национальностей в стране сложились напряженные и враждебные отношения

7 РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ (2009 Г.) Для демонстрации ситуации в межэтнической сфере в различных областях Казахстана, результаты двух вопросов относительно межэтнических взаимоотношений (см. выше) были переработаны и сведены в один общий показатель. Это позволило создать карту, иллюстрирующую региональные особенности этого вопроса в Казахстане. Полученные данные указывают на то, что регионы Казахстана в зависимости от сложившейся межэтнической ситуации достаточно сильно различаются между собой. В целом, все области и города республиканского значения были разбиты на 4 условные группы по уровню межэтнической напряженности. Распределение данных по регионам показывает, что межэтническая ситуация более благополучно воспринимается в относительно моноэтничных областях. В этой связи закономерно, что межэтническая обстановка складывается хуже в многонациональных регионах.

8 ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ: ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧНОСТЬ Безусловно согласныСкорее согласныСогласны в равной мере с обоими суждениями 1. «Надо стремиться поддерживать обычаи, традиции и образ жизни своего народа» 2. «Народные обычаи и традиционный образ жизни устарели и не нужны современному человеку» 71%13% По данным опроса, подавляющую часть населения следует отнести к приверженцам традиционных ценностей, стремящихся сохранить обычаи и культуру своих предков. Сторонниками модернистского образа жизни, отрицающих значимость традиционных устоев, можно назвать лишь 1/10 часть населения. Эти идеологические особенности во многом определяются возрастными различиями респондентов: чем старше человек, тем выше у него склонность к традиционализму, и наоборот. Национальная идентичность является важной характеристикой для большинства населения: более 60% респондентов считают, что люди должные помнить о своей национальности. Противоположная точка зрения поддерживается на уровне 1/5 части казахстанцев. Анализ показывает, что для казахов принадлежность к своему этносу более значима, чем для русских и других этнических групп. В возрастном отношении для старшего поколения этническая идентичность представляется более ценным, по сравнению с молодежью. «Человек всегда должен помнить о своей национальности» «Современному человеку его национальность должна быть безразлична» 61%18%

«Если в семье появляется человек другой национальности, то это, скорее всего, осложнит взаимопонимание» «Взаимопонимание в семье совершенно не зависит от того, к какой национальности принадлежат члены этой семьи» 29% 50% Безусловно согласныСкорее согласныСогласны в равной мере с обоими суждениями Исследование выявило наличие у казахстанцев высокого уровня этнической терпимости. Так, половина опрошенного населения отрицает влияние этнической принадлежности человека на взаимопонимание в семье, и почти такое же количество респондентов считают, что об отдельном человеке нельзя судить по его национальности. Распределение данных показало, что соответствующая установка в определенной степени формируется под влиянием таких факторов, как национальность и возраст человека. Как свидетельствуют данные, казахи и старшее поколение больше склонны к этническому обособлению, чем другие этносы. В то время как русские и другие национальности меньше обращают внимание на то, к какой национальности принадлежит человек и с меньшей настороженностью относятся к межэтническим бракам. «За национальностью человека всегда можно увидеть его народ» «Никогда нельзя сказать, что отдельный человек несет в себе характерные черты своего народа» 18%46% ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ: ЭТНИЧЕСКАЯ ТЕРПИМОСТЬ

10 Безусловно согласныСкорее согласныСогласны в равной мере с обоими суждениями «Каждая национальность имеет право на создание партии, которая защищала бы ее интересы» «Партии должны выражать интересы людей вне зависимости от их национальности» 21% 67% «Людям одной и той же религии, вне зависимости от нации, легче понять друг друга» «Взаимопонимание между людьми не зависит от того, какую религию они исповедуют» 28% 44% ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НАСЕЛЕНИЯ: РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕРПИМОСТЬ И ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ Измерение уровня приверженности к религиозным ценностям выявило, что казахстанское население большей частью не придает особого значения тому, какую религию исповедует человек. Это говорит о высоком уровне религиозной терпимости среди казахстанцев. Приверженцами религиозных ценностей являются около 30% населения. Как показывает анализ, большей частью это – жители села, казахи и представители пожилого поколения старше 65 лет. Также следует отметить, что каждый четвертый затруднился занять однозначную позицию в этом вопросе. Идея о переходе этнического многообразия в политическую плоскость, путем создания этнических партий, оказалась недопустимой для большинства жителей страны, принимавших участие в опросе: около 70% респондентов считают, что партии должны выражать интересы людей вне зависимости от их национальности. Надо отметить, что данная позиция более характерна для представителей русской национальности и жителей крупных городов. В то время как готовность к выражению этнических интересов через политическую деятельность демонстрируют в большей степени казахи пожилого возраста, проживающие в селах. Также в этой категории отмечено преобладание социально уязвимых слоев населения (безработные и пенсионеры).

Спасибо за внимание!