Древнерусское искусство в собрании Государственного Эрмитажа Выполнила студентка 8 группы Куриленко Алеся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ - искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных.
Advertisements

Пермский звериный стиль Пермский звериный стиль п.Майский, 2011 г. МБОУ «Майская СОШ» Автор: Мартюшева О.М., учитель географии.
Тема: Тема: Декоративно- прикладное искусство. Традиции народного орнамента.
Культура и быт домонгольской Руси. « Древнерусское искусство это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость,
Художественная обработка древесины Учитель МБОУ СОШ 69 Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону Нагорный В.И. Только внутренняя, духовная жизнетворная сила.
Христианская культура Домонгольской Руси. X – XII вв. Коробкова О.Е. Москва, 2007.
Сокровища Холмогорской коллекции 3-4 веков н.э. из собраний художественного музея г.Сургута Выполнил: Уелданов Тагир, 8 Г класс.
Культура Древней Руси в 9-13 вв. Выполняли: Копылов Сергей и Чижов Иван.
Богданова Наталья Александровна- Учитель истории 2 категории. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 г.Лениногорска». Лениногорского муниципального района.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Познакомить учащихся с древней историей нашего края, с археологическими культурами, представленными в крае. Прививать интерес к исследовательской и самостоятельной.
У КРАШЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ С ЕВЕРА. Декоративное творчество с элементами художественного конструирования.
РУЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА. Вышивание является видом широко распространённого народно-бытового декоративного искусства, в котором изображение получают.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
Живопись, литература, архитектура в X- начале XIII в. Выполнили: Братанова Ирина, Чиханова Елена, Бакланова Оксана.
АВТОПОРТРЕТ портрет, написанный с самого себя.. Графика ( греч. γραφικος письменный, от греч. γραφω пишу ) вид изобразительного искусства, использующий.
Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского слова «Ornamentum», что означает «украшенный». Слово «орнамент» ведет свое происхождение от латинского.
Народное искусство Народное искусство Народное искусство изначально связанно с трудовой деятельностью человека. Народное искусство изначально связанно.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Транксрипт:

Древнерусское искусство в собрании Государственного Эрмитажа Выполнила студентка 8 группы Куриленко Алеся

Декоративно-прикладное искусство Декоративно-прикладное искусство область искусства, целью которой является создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, а также художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство зародилось в глубокой древности на почве религиозно-мифологического мировоззрения человека и стало неотъемлемой частью культуры как отдельного человека, так и целого общества, этноса, цивилизации. Произведения декоративно-прикладного искусства являются существенной частью окружающей человека предметной среды и несут не только функциональную, но и эстетическую нагрузку. Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства непосредственно связаны с архитектурно-пространственным окружением и нередко создаются как часть единого ансамбля (в ландшафтных композициях, экстерьере и интерьере).

Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в IX – X веках, когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами других государств и народов, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока. В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями. В то же время развитие феодализма в Древней Руси имело существенные социально-экономические и политические особенности. Величайшим испытанием для русского народа было нашествие монголов в XIII веке.

Современная классификация декоративно-прикладного искусства ДПИ Художественная резьба Резьба по дереву Резьба по кости Резьба по камню Обработка металла Ювелирное дело Кузнечное ремесло Обработка глины Керамика Мелкая пластика Оформление тканей Распивание бисером Крашение Вышивка

В конце X - начале XI столетия древнерусское декоративно- прикладное искусство вступает в полосу блестящего расцвета, выдвинувшись на одно из первых мест в Европе. Величайшее значение киевского периода в истории искусства состоит в том, что он заложил основы всего последующего развития русской культуры. В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями. В то же время развитие феодализма в Древней Руси имело существенные социально-экономические и политические особенности. Величайшим испытанием для русского народа было нашествие монголов в XIII веке. Особенно высокого совершенства мастера Древней Руси достигли в изготовлении прославленных перегородчатых эмалей, зернении и скани (филиграни). Изготовление женских украшений, элементов поясного набора, амулетов и прочих предметов отличалось большой сложностью и требовало от мастеров хорошей выучки, большого опыта и тонкого художественного вкуса.

Основные образующие компоненты декоративно- прикладного искусства Древней Руси Финно-угорское влияние (пермский звериный стиль) Скандинавский (варяжский) компонент Христианское влияние Византийского искусства Славянские элементы ДПИ

Собрание декоративно-прикладного искусства Древней Руси в Государственном Эрмитаже Древнерусское прикладное и декоративное искусство XI - XV веков в собрании Государственного Эрмитажа в основном представлено коллекциями мелкой пластики, глиптики, торевтики, литья, резьбы по кости и дереву и др. Коллекции древнерусского декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, начали формироваться ещё при жизни Петра I. В одном из первых императорских указов Петра всем чинам и сословиям предписывалось собирать, охранять и передавать в государственные учреждения все найденные в земле предметы старины: окаменелости, монеты, орудия труда, украшения и прочее. С основанием музейного собрания в Эрмитаже памятники декоративно-прикладного искусства Древней Руси не были включены в экспозицию – основу экспозиции составили произведения живописи французских, итальянских и русских живописцев XVII – XVIII веков.

Наиболее крупными коллекциями декоративно-прикладного искусства славились Московский Кремль и Русский исторический музей. С 1934 года, после реорганизации Русского музея, Историко- бытовой отдел был переведён в Ленинградский музей Революции (расположившийся в здании Зимнего дворца). А в 1937 году эти коллекции были переданы Государственному музею этнографии народов СССР, где был организован самостоятельный исторический отдел. В 1941 году все фонды Государственного музея этнографии народов СССР были переданы в распоряжение Эрмитажа. Именно в это время формируется современная структура собрания древнерусского декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже. В е годы формируются и активно пополняются коллекции археологического материала с раскопок в Киеве на территории Десятинной церкви и Михайловского Златоверхого монастыря, находок из раскопок в Новгороде, на Райковецком городище, в окрестностях Бердичева, Изяславля (современный Заславль), Ладоги, Пскова, Смоленска и др.

Декоративно-прикладное искусство Древней Руси в собрании Государственного Эрмитажа представлено следующими коллекциями: Материалы VIII-X веков из Старой Ладоги: украшения, изделия косторезов, железные предметы, ткани, керамика, стержень с рунической печатью, антропоморфные фигурки, лыжа, кожаная обувь. Коллекция женских украшений XI-XIII веков: височные кольца, ожерелья, бусы, металлические бляшки из Перещепинского клада. Ладожский клад кузнечных и ювелирных инструментов VIII века: бронзовый стержень со скульптурной головой мужчины и с повернутыми к нему птичьими головками, предметы из кости, относящихся к X веку. Коллекция ладожских шерстяных, льняных и шёлковых тканей, в которых отражены традиции древнерусских техник крашения полотна, оргаментации. Коллекция художественных изделий из бронзы, серебра, золота – Шолоховский, Невельский и Боршевский клады XI-XIII веков. Собрание предметов искусства финно-угорских народов, населявших в железном веке Северо-Восток Европейской части России, по наибольшему числу находок с зооморфными сюжетами на территории Пермской области – пермский звериный стиль: зооморфные шумящие подвески, бляшки, накладки, пряжки, наконечники ременных поясов и др.

Самой представительной в фонде является псковская коллекция, сформированная в процессе многолетних ( е) исследований на территории кремля и посада города Пскова. Среди экспонатов этой коллекции особый интерес представляют свинцовые печати XII-XV вв., изделия псковских кузнецов, ювелиров, гончаров, резчиков по кости и камню, хорошо сохранившиеся во влажном культурном слое кожаная обувь, бытовые предметы из дерева, берестяная грамота, керамика, изделия из кости и камня. Коллекции материалов раскопок Райковецкого городища и городища у села Городищи (древнерусский город Изяславль) отражают трагический для Древней Руси период монгольского нашествия. Эти памятники представляют собой остатки древнерусских городов, полностью уничтоженных со всем населением татарами в гг. В Изяславле обнаружено несколько тысяч предметов вооружения (наконечники стрел, копий, мечи, кистени, булавы, обломки шлема, уникальная железная боевая маска и др.).

Археология Киева в собрании фонда представлена коллекциями материалов раскопок на территории Десятинной церкви и Михайловского Златоверхого монастыря. Среди экспонатов этих коллекций заслуживают упоминания комплексы из жилищ киевских ремесленников и торговцев, сгоревших во время штурма города Батыем в декабре 1240 года, украшения из серебра, бронзы, стекла и полудрагоценных камней, фрагменты импортной поливной керамики XIII-XIV вв. Особую группу находок образуют фрагменты фресок, мозаики, плиток полов Десятинной церкви, выразительно характеризующие убранство первого кафедрального храма Древней Руси. Большой интерес для изучения древнерусской культуры представляют материалы раскопок Торопца, города Смоленского княжества. Торопецкая коллекция содержит интересные образцы украшений и предметов культа эпохи раннего средневековья, а также хорошо сохранившиеся бытовые предметы из дерева.

Сегодня фонд археологических материалов Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа включает в себя около экспонатов - предметов из железа, цветных (в т.ч. драгоценных) металлов, стекла, керамики, камня, кости и дерева. Это обширное собрание, сложившееся из материалов раскопок ХХ века, характеризует культуру древнерусских городов, расположенных в разных регионах Восточной Европы. Наиболее интересные экспонаты фонда представлены на постоянной экспозиции Эрмитажа «Культура Древней Руси IX-XIV вв.».

Финно-угорское влияние в формировании декоративно- прикладного искусства Древней Руси

Собрание предметов искусства финно-угорских народов, населявших в железном веке Северо-Восток Европейской части России, по наибольшему числу находок с зооморфными сюжетами на территории Пермской области получило название пермского звериного стиля. Особо выделяются предметы художественной металлической пластики, формирование и расцвет которой падает на I тысячелетие н. э., однако художественная традиция продолжает существование и в первой половине II тысячелетия. Эти изделия относятся к прикладному искусству и широко использовались в быту. Металлические украшения одежды - зооморфные шумящие подвески, бляшки, накладки, пряжки, наконечники ременных поясов, игравшие роль амулетов, - происходят главным образом из погребений. Наиболее значительные и оригинальные находки были сделаны на культовых местах - мольбищах-святилищах. Это предметы ритуального назначения: бронзовые зооантропоморфные фигурки-фетиши, воспроизводящие образы животных-людей.

Бронзовая дарственная пластина VI-VIII веков "Дарственная пластина" имеет сложную двухъярусную композицию. На ней изображен лось-человек, идущий по ящеру налево в окружении жертв: две головы животных, три шкурки пушных зверей, одна из которых бобровая. Сюжет композиции связан с заключительным действием родового праздника: "проводы посланца в род". Лось-человек несет прошение о благополучии и соответствующую жертву.

Бронзовая бляха- медальон с головой медведя (VI – VIII века) Бляха в виде крупной выпуклой головы медведя в жертвенной позе. Изображение головы медведя с передними лапами является каноническим образом прикамского искусства. Культ медведя получил у народов Прикамья широкое распространение.

Бляха «Семеро идущих на спине ящера» (VI I век) Семь лосей-людей с двупалыми руками и с копытцами на ногах идут по длинному рогатому ящеру. Сюжет образка связан с культом близнецов. Семерка братьев-близнецов число сакральное.

Бронзовые бляшки в форме выпуклого круга с подвесками конца XI –начала XII века Бронзовые чеканные подвески по типу славянских в XI – XII веке стали элементом женского убора финно-угорских племён. Шесть привесок в виде лягушачьих лапок подчёркивают влияние языческих верований на комплекс украшений данной культуры.

Бронзовые литые финно-угорские «шумящие» подвески X века (Пермская область)

Скандинавское (варяжское) влияние на становление и развитие Декоративно-прикладного искусства Древней Руси

Бронзовое навершие (VIII век) Бронзовое навершие в виде стержня со скульптурной головой бородатого мужчины и двумя птичьими головками над ней, повернутыми друг к другу. Предположительно, это изображение древнего скандинавского бога Одина с двумя воронами Хугином и Мунином. По легенде, они летали над всем миром и рассказывали Одину обо всем, что творится на свете. Фигурка выполнена в стиле скандинавского искусства вендельского периода (VII-VIII вв.)

Голова зверя, фигурка из рога (IX – X века) Голова зверя с раздутыми ноздрями и торчащими из раскрытой пасти клыками трактована условно. Во всю длину скульптурки сделано продольное отверстие. Назначение предмета неизвестно. По общему облику голова зверя напоминает скандинавские резные изделия времени викингов. Однако орнамент указывает на местное происхождение.

Славянский компонент и его влияние на становление древнерусского декоративно- прикладного искусства

В начале X века в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали. Сохранилось довольно много образцов эмалевой и сканной работы того времени, поражающих тонкостью технического и художественного исполнения. Из тонких золотых нитей-проволочек на поверхности предмета набирался рисунок, мельчайшие ячейки которого заполнялись эмалью различных тонов. Во второй половине XII века наиболее распространенным орнаментом был узор из спиралей и завитков, как, например, на колтах и бармах Старо-Рязанского клада. К концу домонгольского периода характерно широкое использование растительного узора с полукруглыми листьями и лилиями - кринами, которые впоследствии также прочно вошли в орнаментику русского искусства. Часто встречаются «процветшие кресты», обрамленные стеблями и листьями и «древо жизни».

В XII - начале XIII века русская культура переживала период своего наивысшего расцвета и была одной из самых передовых культур современной ей Европы. Страшное татаро-монгольское иго надолго приостановило ее развитие. В результате многие технические приемы художественного ремесла были забыты или утрачены безвозвратно. Так навсегда исчезло тончайшее ремесло перегородчатой эмали. Период XIII -первой половины XIV века обычно отмечается как «глухая пора» в искусстве. От этого времени осталось очень мало произведений. В основном это небольшие крестики, образки или оправы на небольшие иконы, вырезанные из дерева, камня или кости. Таким образом, можно сказать, что менее чем за 700 лет (с VI по X III века) древнерусское декоративно-прикладное искусство не только оформилось как самобытная специфическая область этнической культуры, но и достигла небывалых высот в техническом и художественном развитии.

Деревянная мужская фигурка VIII века Мужская фигурка с веретенообразным туловищем. Удлиненное тело лишено рук. В нижней части имеется расширение, изображающее, по- видимому, коротенькую юбочку в складку и выше круговое утолщение - пояс. На бородатом лице вырезан прямой нос, кружками обозначены глаза, прямой линией рот. Низко на лоб надвинут головной убор или шлем. Завершается фигурка круглым стержнем с обломанным концом.

Золотой кубок VII века из Перещепинского клада Кубок смонтирован из резервуара и ножки сложной формы, спаянной из нескольких частей. Узор составляют пальметты и стебли с бутонами наверху. В полую шарообразную часть ножки помещен бубенчик. Он звенел, когда кубок поднимали во время пиров и торжественных церемоний. По поверью, звон бубенчика не только развлекал пирующих, но и отгонял злых духов. В Перещепинском кладе было 11 золотых кубков такой конструкции.

Меч с золотым навершием VII века из Перещепинского клада Однолезвийный меч в золотой облицовке входил в состав особого набора вооружения и снаряжения знатного воина. Создан, предположительно, в византийской мастерской, специализировавшейся на изготовлении предметов роскоши для знатных кочевников. Этот меч важен для интерпретации перещепинской находки в качестве погребения конкретного исторического лица.

Золотой браслет VII века из Перещепинского клада Парные золотые браслеты составляют набор. Центральная композиция расположена на полой золотой коробочке, которая соединяется с кольцом посредством шарнира. Щиток и кольца браслетов украшали более мелкие круглые вставки, возможно тоже из драгоценных камней. Украшения, вероятно, выполнены одним мастером, предположительно из кочевнической среды, и предназначались для знатной женщины.

Гребни из рога, Х века (клад из раскопки в Старой Ладоге)

Бронзовая коньковая подвеска (IX век) Подвеска в виде плоской фигурки грифона с загнутым к спине хвостом и круглой петелькой сверху. Подобные подвески широко известны в древнерусской культуре. Использовались они в качестве украшений женского костюма или оберега. Подвеска была найдена при раскопках на земляном городище в Старой Ладоге в 1910 году.

Золотой колт XI – XII веков из клада (Киев) Колт с обеих сторон украшен парными композициями птиц (сиринов) в сочетании с растительным орнаментом. Изображения, выполненные в технике перегородчатой эмали.

Золотой колт XI – XII веков (лицевая сторона) Перегородчатыми эмалями особенно богаты клады Киева и Чернигова, зарытые накануне монгольского нашествия. Расцвет русских эмалей падает на XI - начало XII века. После XII века золотые украшения с эмалью на Руси уже не производились, но их бережно хранили, передавая по наследству.

Игральные шашки IX – XI веков (раскопки в Старой Ладоге)

Мечи – игрушки, IX век (раскопки в Старой Ладоге)

Серебряное ожерелье X века находка из «Шалаховского клада» Псковской области Ожерелье составлено из 10 круглых подвесок, выпуклых с одной стороны и плоских с другой, и 10 овальных бусин, нанизанных на толстую серебряную проволоку. Подвески украшены полушариками, расположенными в виде косого креста, и треугольниками из мелкой зерни. Скань, колечки из тонких ленточек, зернь украшают также бусины ожерелья. "Шалаховский клад", состоящий из ювелирных изделий, выполненных в технике зерни, был зарыт в землю во второй половине XI века.

Серебряные плетёные браслеты в форме гривен с вставками сердолика на концах, XI – XII век

Серебряные подвески и лунница Х века из «Гнездовского клада» Смоленской области Серебряная широкорогая лунница орнаментирована по краю филигранным пояском и полусферическими поверхнос- тями. Такие же выпуклости занимают среднюю часть, образуя треугольник. Вся поверхность лунницы декориро- вана мелкой зернью, образующей зигзаги, треугольники и ромбы. Треугольниками и ромбами из зерни украшено также ушко лунницы, составленное из трех соединенных воедино бусин. В X веке на Руси прием декорирования (зернь) находит широкое применение.

Серебряные бармы X-XI века с элементами пайки, золочения, тиснения

Византийское влияние на формирование декоративно- прикладного искусства Древней Руси

Фрагмент шёлковой расшитой византийской ткани (VIII век)

Фрагмент кафтана, крытого византийским шелком ''с фазанами'' (VIII – IX века)