План: Эмпирическая социология: Эмпирическая социология: 1. чикагская школа 2. структурно - функциональный анализ 3. теория социального конфликта Технократизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
Advertisements

ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА РАЛЬФА ДАРЕНДОРФА ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ 2 КУРСА 1 ГРУППЫ МАТЮНИН МАКСИМ.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Структурные элементы политической науки. Политика – это сфера человеческой жизнедеятельности, которая связана с отношениями между отдельными людьми (которых.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Лекция 1. Особенности и основные направления системного подхода к анализу международных систем 1.Понятие системы. Влияние политической системы общества.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ. Литература к курсу Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, 2006.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Социальный статус и престиж Урок 3. План 1. Социальный статус. 2. Виды социальных статусов. Статусный набор. 3. Компоненты социального статуса. 4. Значение.
Транксрипт:

План: Эмпирическая социология: Эмпирическая социология: 1. чикагская школа 2. структурно - функциональный анализ 3. теория социального конфликта Технократизма Технократизма Феноменологическая социология Феноменологическая социология Концепция социального обмена Концепция социального обмена Социология СССР Социология СССР

Эмпирическая социология: Эмпирическая социология это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества.

Чикагская школа - группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города. - группа социологов Чикагского университета работавшая в первой половине XX века. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города. Основатель: Роберт Парк Основатель: Роберт Парк

Чикагская школа: Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия. Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия. Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык. Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык. Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов. Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.

Чикагская школа Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации. Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.

Социальная экология

Чикагская школа: Яркие представители: Уильям Томас Уильям Томас Флориан Знанецкий Флориан Знанецкий Роберт Парк Роберт Парк Умльям Огборн Умльям Огборн

Чикагская школа: Уильям Томас ( ). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации:"Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям"

Чикагская школа: Флориан Знанецкий ( ). Считал, что социология наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия приспособление и оппозиция.

Чикагская школа: Роберт Парк ( ). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество это организация социального контроля. Социальный контроль общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии проблема равновесия и кризисов.

Чикагская школа: Уильям Огборн ( ). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.

Структурно-функциональный анализ - принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. - принцип системного исследования социальных явлений и процессов как структурно расчленённой целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определённое функциональное назначение. Основатели: Толкотт Парсонс, Роберт Мертон.

Структурно-функциональный анализ Толкотт Парсонс ( ): разработал общую теорию действия и, в частности, социального действия (структурный функционализм) как самоорганизующейся системы. В последней, которая задана набором функциональных проблем любой системы (адаптация, достижение цели, интеграция, поддержание образца), аналитически вычленил подсистемы социальной структуры, культуры, личности. Ориентации действующего лица (актора) описываются при этом с помощью набора стандартных (типовых) переменных.

Структурно-функциональный анализ Роберт Кинг Мертон ( ): считается одним из классиков структурного функционализма. Сформировал основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами, обосновал конкретные теории - социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня.

Теория социального конфликта обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Основатели: Льюис Козер, Рудольф Дарендорф.

Теория социального конфликта Ральф Дарендорф ( ): Считал, что конфликт является естественным результатом любой системы управления. Суть социального конфликта заключается в различии социальных позиций и ролей в обществе: у одних есть власть и право управлять, у других таких привилегий нет. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Однако, конфликты в обществе можно регулировать и управлять. Для этого существуют социальные институты, которые вырабатывают правила поведения для конфликтующих сторон. Преодоление конфликта подразделяется на несколько этапов: осознание своих интересов противоположными группами, объединение и перераспределение власти. Итогом любой конфликтной ситуации становятся социальные изменения в обществе.

Теория социального конфликта Льюис Козер( ): известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус». Концентрировал внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривал конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

Технократизм: - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам - носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов. Основатели: Торстейн Веблен, Питер Фердинанд Друкер, Элвин Тоффлер

Технократизм: Собственно технократизм Собственно технократизм Организационный Организационный Индустриальный Индустриальный Постиндустриальный Постиндустриальный Информационный Информационный

Технократизм: Торстейн Бунде Веблен ( ): считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «престижное или показное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена»

Технократизм: Питер Фердинанд Друкер ( ): американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века. Сформировал теорию о глобальном рынке. Автор концепции «информационного работника».

Технократизм: Элвин Тоффлер (4 октября 1928 года): американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрное общество) и второй (индустриальное общество) приходит новая, ведущая к созданию (сверхиндустриальной) информационного, или постиндустриального общества.

Феноменологическая социология - направление социологии, основанное на феноменологическом методе, наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями. - направление социологии, основанное на феноменологическом методе, наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями. Основатели: Эдмунд Гюссерль, Альфред Шюц.

Феноменологическая социология Эдмунд Гуссерль ( ): немецкий философ, основатель феноменологии. Апеллируя к философии, способной, по его мнению, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами, он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества в неумении и нежелании логики и математики поворачиваться к проблемам ценности и смысла.

Феноменологическая социология Альфред Шюц ( ): австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

Концепция социального обмена - институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, поэтому они могут анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. - институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, поэтому они могут анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. Основатели: Джордж Хоманс, Питер Блау.

Концепция социального обмена Джордж Каспар Хоман (11 августа 1910 года): американский социолог, профессор Гарвардского университета, один из авторов обмена социального концепции. ввел понятия "внешняя система", под которой подразумеваются внешние условия групповой деятельности, и "внутренняя система", элементами которой является "деятельность", "чувства", "взаимодействие", и "нормы".

Концепция социального обмена Питер Микаэл Блау (7 февраля 1918 года): американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, считается одним из создателей обмена социального концепции, но концентрирует внимание не на изучении психологических мотивов межличностных отношений, а стремится придать постулатам теории обмена в большей мере социологическую ориентацию, комбинируя их с категориями структурного функционализма и теории конфликта.

Социология СССР: Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии, через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. В ХХ веке появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии, основанной на теории марксизма-ленинизма… Как и в мировой социологии, здесь действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии, через социальную теорию к теории собственно социологической. Российская мысль формируется первоначально как философия истории. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. В ХХ веке появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае мы видим постоянное взаимодействие социальной философии и социологии, основанной на теории марксизма-ленинизма…

Социология СССР: Николай Иванович Бухарин ( ): советский политический, государственный и партийный деятель. Академик АН СССР, яркий представитель теории исторического материализма, его работы представляли собой систематический свод исторического материализма с позиции марксизма.

Социология СССР: Александр Васильевич Чаянов ( ): российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель- фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Социология СССР: Алексей Капитонович Гастев ( ): русский революционер, профсоюзный деятель, поэт и писатель, теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Член ВКП(б) с 1931 года. Разрабатывал теоретические и экспериментальные идеи новой науки социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики.

Список используемой литературы: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. – М., Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. – М., Парсонс Т. Общества // Парсонс Т. О социальных системах. – М., Парсонс Т. Общества // Парсонс Т. О социальных системах. – М., Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Р.н/Д., Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Р.н/Д.,