Тематический план учебной дисциплины. Введение Раздел 1. Система научного знания Тема 1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода Тема.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Advertisements

Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Организация творческой исследовательской деятельности.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Методы сбора социологической информации
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Транксрипт:

Тематический план учебной дисциплины. Введение Раздел 1. Система научного знания Тема 1.1. Социология как наука. Специфика социологического метода Тема 1.2. История социологии Тема 1.3. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие Тема 1.4. Личность в системе социальных отношений Раздел 2. Социальная динамика Тема Культура как социальное явление Тема 2.2. Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения Тема 2.3. Социальные институты Раздел 3. Социальная структура Тема 3.1. Социальные общности и группы. Этнические общности Тема 3.2. Семья как социальный институт и малая группа Тема 3.3. Общество как социальная система

РАЗДЕЛ 1. Система научного знания. Тема 1.1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА.

План: 1.Социология как наука. Предмет и область изучения социологии. 2.Возможности современного социологического познания. А) Методы познания социальной действительности. Б) Наличие а структуре социологического познания двух уровней социологии. В) Подразделение социологических знаний. 3. Специфика социологического метода. А) Методология социологического исследования. Б) Методы социологического исследования.

1. Социология как наука. Предмет и область изучения социологии.

Определение социологии: Термин «социология» - производное от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого lfigos слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология наука об обществе.

Что есть объект и предмет научного знания? Совпадают ли они? Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования. Предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объекта, которые подлежат изучению.

Объект социологии демос, люди с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами. Предмет социологии можно определить как социум. Социум это само общество.

Определения социологии: Социология – наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме. Социология это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.

В русской социологии 19 века существует несколько направлений – школ, объединяющих ученых по определенным, конкретным выводам. Натуралистическое или географическое направление социологии этого периода главным считало природный фактор. Психологическое направление – это направление считало главным в развитии общества психологию. Направление «неопозитивизма». Изучение социальной картины мира нацеливало социологию этого периода на исследование социального поведения. Объектом внимания социологии этой школы являются социальные группы, отношения между ними, проблемы стратификации.

Система социологического образования в России В России долгое время не было собственных учреждений, учебных курсов, которые занимались бы социологией. Только в 1901 году была основана русская высшая школа социологических наук. Первая в стране кафедра социологии была организована М. Ковалевским при частном Психоневрологическом институте в Петербурге в 1908 году. В 1912 году при Петербургском университете была образована секция по социологии. Кроме того, в последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах в биологической лаборатории П. Ф. Лесгафта. За пределами страны основы социологического образования давала Высшая русская школа общественных наук в Париже, куда со всех концов России обращались за программами, учебными материалами, пособиями.

После октября 1917 именно Энгель стал автором первого советского учебника. В 1919 году вышел первый и единственный в стране учебник социологии для средних школ, где проводилась мысль об общепедагогическом значении педагогики, о взаимосвязи права и морали как различных регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. Но уже в апреле 1922 года преподавание социологии в стране было запрещено.

Выводы: 1.Социология мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготит к статистике. 2.Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. 3.Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина – социальная психология – описывает человека в непосредственном окружении. Она затрагивает взаимодействие людей в малой группе. 4.Социология, охватывает общество в целом, рассматривает его под своим, специфическим углом зрения. 5.Она изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, прежде всего классов, сословий, профессиональных и половозрастных групп.

2. Возможности современного социологического познания. А) Методы познания социальной действительности. Б) Наличие а структуре социологического познания двух уровней социологии. В) Подразделение социологических знаний.

Социология не может существовать не добывая эмпирическую информацию самого разного плана: о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д

Где берет информацию исследователь? Исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей.

В анкетировании их называют респондентами– это те, кого опрашивает социолог. Респондент – источник первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. А тех кто опрашивает называют интервьюерами.

Специфический облик придают социологии присущие ей методы познания социальной действительности. Метод – это способ построения и обоснования социологических знаний, совокупность приемов, процедур, операций эмпирического и теоретического познания.

Основные методы cбора социальной информации Опрос: Анкетирование: открытые (оставляется пустое место) закрытые (предлагается перечень ответов) сплошные (опрашивают все население страны) выборочные (опрашивается какая - то часть). Интервьюирование: Стандартизи- рованное интервью нестандартизи- рованное интервью Анализ документов (контент – анализ), Наблюдение Контролируемое Неконтроли- руемое Включенное (сам участвует) невключенное (наблюдает со стороны); Случайноесистематическое Открытое инкогнито Полевое лабораторное Стандартизиро- ванное Нестандартизи- рованное «Деловые игры» Эксперимент Контроли- руемый Неконтроли- руемый

Распределение методов по признакам По масштабу применения: а) общенаучные методы б) частнонаучные методы По уровню знания: а) теоретические методы б) эмпирические методы По стадиям исследования: а) метод формулирования проблем, целей и задач б) метод опроса, сбора информации в) метод обработки информации г) метод анализа информации

Перечисленные принципы и методы социологического познания обусловливают наличие в его структуре двух взаимосвязанных, но относительно самостоятельных уровня: Осмысление и обобщение фактов социальной действительности составляет основное содержание ее теоретического уровня. Сбор и описание фактов социальной действительности составляет основное содержание эмпирического уровня социологии, Эмпирический уровень Теоретический уровень

Образна говоря, эмпирическая социология, игнорирующая теоретическую, - слепа, а теоретическая социология, не опирающаяся на накопленные эмпирические социальные факты социальной действительности – мертва.

В зависимости от соотношения содержащихся в них теоретического и эмпирического аспектов, социологические знания подразделяются на: а) Конкретно – социологические, б) Социологические теории среднего уровня, в) Социологические теории высшего уровня.

А) Для конкретно – социологических исследований характерен приоритет эмпирического подхода к решению проблем по отношению к теоретическому. Главная научная цель конкретных социологических исследований – это сбор, описание, первичная классификация и объяснение факторов социальной действительности. Теоретическая социология в этом процессе присутствует, главным образом, на этапе систематизации полученных фактов.

Б) Социологическим исследованиям и теориям среднего уровня присуще оптимальное (сбалансированное) соотношение теоретического и эмпирического подходов к анализу социальных явлений и процессов. В его рамках ставится и решается задача: 1) теоретического осмысления проблемы, 2) поиска внутренней взаимосвязи между внешне разрозненными фактами действительности. Социологические исследования среднего уровня оказываются необходимыми и возможными только применительно к конкретному социальному явлению, о котором может быть собрана и обобщена конкретная информация. Такими явлениями могут быть производство, политика, культура, религия, наука, образование, семья и т. п.

В) Социологические явления высшего уровня характеризуются очевидным приоритетом теоретического аспекта по отношению к эмпирическому. На своем высшем уровне социология как бы «соприкасается» с социальной философией.

3. Специфика социологического метода. А) Методология социологического исследования. Б) Методы социологического исследования.

Методология определяется как учение о структуре логической организации, принципах, формах и методах научного познания. Методологом называют того, кто избрал своей специальностью разработку программ социологического исследования и анализа социологических данных. Методологией следует считать совокупность процессов выработки социологом абстрактного образа ситуации, т.е. ее объяснение.

Соотношение теории и методологии можно выразить двумя понятиями: Теория отвечает на вопрос что надо исследовать. Методология как надо исследовать.

Социологическое исследование есть процесс, в котором в единстве представлены теоретико- методологические и эмпирические уровни познания, что обеспечивает целостность познания, и, следовательно, представлений о реальности.

Социологическое исследование начинается: проработки проблем, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели, и лишь затем социолог переходит к разработке например анкет, затем сбора первичных данных и их обработке, а на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, т.е. в соответствии с выдвинутой теорией, объяснить.

ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ: Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значить получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений в желаемом направлении. Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу. В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком. На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Проблема является обязательным исходным документом любого социологического исследования.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1.Теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий, выдвижение гипотез); 2. Методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки анализа данных); 3. Организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.)

1) Что же представляет теоретический раздел? Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результатов. Цели исследования могут быть различны. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Определение понятий. Следующим этапом развития программы социологического явления является интерпретация основных понятий, которые представлены в концептуальной модели проблемной ситуации и предметной области анализа. Без интерпретации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследования: анкеты, опросные листы и т.д. Предмет и объект исследования. Предмет исследования - это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объеме могут выделятся различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Предмет исследования в социологии формируется социологом в зависимости от целей, задач и предварительно изученных данных. Объектом исследования может быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Разработка гипотез исследования. Гипотеза - предположение о структуре и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику. Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любой другой области науки, очень важна. Лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой.

2) Методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации характеристики исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. В программе должно быть точно указано: 1.Каков объект социологического исследования; 2.Является исследование сплошным или выборочным; 3.Исследователь обязан казать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на какой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени; 4.Что является основой выборки (список, картотека, карта); 5.Каковы единицы наблюдения на последней ступени выборки. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться достоверным, и его результатам нельзя доверять. Важная часть методического раздела программы - обоснование методов сбора данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т.д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т.д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. Заключительный этап социологического исследования его методического раздела - это обработка и анализ данных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые было необходимо решить в исследовании. В целом обработка документов это обратная процедура. В этом случае необходимо перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этого активно применяются компьютерная обработка данных. Завершается социологическое исследование формированием выводов и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документами и статистическими данными.

Б) Методы социологического исследования.

Основные методы cбора социальной информации Опрос: Анкетирование: открытые (оставляется пустое место) закрытые (предлагается перечень ответов) сплошные (опрашивают все население страны) выборочные (опрашивается какая - то часть). Интервьюирование: Стандартизи- рованное интервью нестандартизи- рованное интервью Анализ документов (контент – анализ), Наблюдение Контролируемое Неконтроли- руемое Включенное (сам участвует) невключенное (наблюдает со стороны); Случайноесистематическое Открытое инкогнито Полевое лабораторное Стандартизиро- ванное Нестандартизи- рованное «Деловые игры» Эксперимент Контроли- руемый Неконтроли- руемый

Искусство Опроса состоит в правильной формулировке и расположение вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.

Чем же тогда отличается от них социологический опрос? а) Количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог не опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщая полученную информацию, делает выводы. Когда опрашивают одного человека, то получается личное мнение опрашиваемого. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду, врача, составляющего диагноз на основании слов пациента, следователя, доискивающегося до причины гибели человека, большего и не надо. Напротив, социолог, опрашивает множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения - если их обработать статистически - взаимопогашаются. В результате социолог получает усредненную картину реальности. Он опросил 100 инженеров и выявил среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя, отчество и адрес. Она анонимная. б) Достоверность и объективность. Эта черта очень связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически, получает гораздо более достоверную информацию, нежели скажем журналист. в) Цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремится к обобщению информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Но не один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки.

Общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих консолидированное отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни.

Анкетирование: 1) Анкетирование это самый распространенный в социологии метод исследования. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналистов не считаются анкетой, хотя в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясности и двусмысленности. Вопросы бывают в анкетах: открытые (оставляется пустое место) и закрытые ( предлагается перечень ответов). Опросы бывают сплошные (опрашивают все население страны) и выборочные (опрашивается какая - то часть).

Почти половина россиян не верит в честность выборов Почти половина россиян не уверены в том, что выборы в России проводятся честно. Таковы результаты опроса, проведенного по заказу "Радио Свобода" с 18 по 22 января. Честными российские выборы считает 37 процентов граждан."Радио Свобода" Согласно результатам исследования, только три процента россиян объясняют свое желание идти на президентские выборы 2 марта уверенностью в том, что эти выборы будут свободными и честными. Большинство (44 процента) собираются идти на выборы, так как считают себя обязанными голосовать. Пойдут на выборы, поскольку считают, что голосование что-то изменит, 17 процентов опрошенных. Поддержать нынешнее правительство путем участия в выборах планируют 16 процентов респондентов. Столько же собираются проголосовать, так как хотят поддержать политиков, которые им нравятся. Как выяснили социологи, по мнению 47 процентов россиян кандидатуру следующего президента определяет нынешний глава государства Владимир Путин. Лишь 19 процентов опрошенных считают, что выбор первого лица страны зависит от воли избирателей. Почти столько же (17 процентов) полагают, что кандидатура будущего президента определяется окружением нынешнего главы государства и его администрации. Только 8 процентов респондентов посчитали, что от самих кандидатов зависит, кому быть президентом.Владимир Путин 45 процентов россиян ждут от президентских выборов улучшения своей жизни и жизни своей семьи, 44 процента - повышения зарплат и пенсий, 41 процент - стабильного развития страны. Ничего не ожидают от предстоящего голосования 17 процентов граждан. 46 процентов респондентов полагают, что после выборов Владимир Путин станет председателем правительства, и не более того. Руководителем страны вместо формально избранного президента Путина видят 18 процентов, национальным лидером - 11 процентов. 8 процентов полагают, что Путин вновь станет президентом. Фрагмент результатов социологического исследования по заказу "Радио Свобода" с сайта радиостанции.

2) Интервьюирование. Оно является вторым по популярности методом исследования в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью. Вопросы зачитывает специалист. Его называют интервьюером. Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы и интервьюер не имеет права от них отклонятся, речь идет о стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей (телефонные интервью). Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизируемом интервью. В нем почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистский опрос. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение потребностей.

Анализ, изучение документов: Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ, изучение документов. Он является одним из старейших и широко распространенных методов в социологии. Содержание документов в сфере физической культуры и спорта изучается методом контент - анализа. Суть метода заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или их смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объектом информации. Он имеет ряд преимуществ: 1.Позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих. 2.Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) информация не всегда бывает достоверной; б) часть этой информации устаревает и др. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда при решении задачи достаточно фактографической информации.

Наблюдение: В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент его совершения. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: Включенное и невключенное наблюдение можно рассматривать как наблюдение «изнутри» и со «стороны». При включенном наблюдении наблюдатель становится полноправным участником объекта наблюдения. Включенное наблюдение обладает тем огромным достоинством, что оно дает возможность узнать многие секреты скрытые для внешнего глаза стороны исследуемого объекта. К негативной стороне этого вида наблюдений следует отнести возможную адаптацию наблюдателя к наблюдаемой группе, тогда он начинает реагировать на ситуации в соответствии с ее стандартами, теряя тем самым объективный угол зрения. Невключенное наблюдение - это наблюдение, при котором исследователь не становится равноправным участником наблюдаемого объекта, иначе говоря, это наблюдение со стороны. Невключенное наблюдение реализуется проще, чем включенное, но оно дает и более поверхностную информацию, поскольку затрудняется учет мотивов деятельности обследуемого объекта. Открытое наблюдение характеризуется тем, что членам исследуемой группы факт наблюдения за ними известен. При наблюдении инкогнито члены наблюдаемой группы не подозревают, что за ними ведется наблюдение. В данном случае факт наблюдения согласовывается с руководителем спортивной команды или спортивного клуба. При лабораторном наблюдении объектом наблюдения выступает приближенная в реальность модель, а при полевом – объектом изучения является реальный социальный процесс, протекающий в сфере физкультурно- спортивной деятельности. В случае нестандартизированного наблюдения у наблюдателя нет четкого плана действий, предписанного ему из вне, тогда как в стандартизированном наблюдении наблюдатель имеет жестко фиксированные предписания относительно процедуры и предмета наблюдения. Содержание этих предписаний отражается в специальных, детально разработанных бланках, служащих для регистрации результатов наблюдений.

Эксперимент: Эксперимент является четвертым по популярности методом исследования. Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришла в социологию из психологии. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает человек.

Примеры экспериментов: Распознавание фотографий В экспериментальной комнате находятся семь испытуемых, причем шестеро подставные лица, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране показывают пять разных фотографий пожилых людей. Первым спрашивают настоящего испытуемого. Он не колеблясь говорит, что это разные люди. Но подставные испытуемые по очереди говорят об их сходстве. При этом они «убедительно» аргументируют ответы: фотографии изображают одно лицо, но под разными углами, поэтому они непохожи. Сходство якобы проявляется в глазах, очертании скул и носа, количестве и расположении морщин. В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого. Так вот: в 80% случаев испытуемые отказываются от первоначального мнения и уступают давлению группы. Коллективизм Отечественные психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7 класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух» мишеней. Предупредили: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если во вторую, то деньги станут его личными. Экспериментаторы давали испытуемым заведомо ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. На «эгоистической» мишени намеренно зажигали больше точек. Испытуемым подсказывали: ваши товарищи стараются только для собственной пользы. Новичок оказывался перед сложным выбором: быть коллективистом, но не согласиться с мнением большинства, либо быть эгоистом и согласиться с поведением большинства. Выяснилось, что в дружном классе не поддаются на провокацию 80% учеников, а в недружном картина прямо противоположная.