Программа прикладного исследования и методы сбора социальной информации Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 03 Токарев В.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы сбора информации о социально-экономических проблемах муниципальных образований Е.Е. Горяченко Руководитель социологической службы Ассоциации сибирских.
Advertisements

Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Старший преподаватель кафедры.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Выполнила: Мусаева Аида Хайдарова Тамина Группа РдиГБ-342.
Методы получения и обработки информации в прикладном исследовании Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 04 Токарев В.В.
Методы сбора социологической информации
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований 1.
Тема: Маркетинговые исследования 1. Система маркетинговой информации. 2. Понятие и методы маркетинговых исследований. 3. Этапы и правила проведения маркетинговых.
Методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация – это знания, сведения, данные о каком-либо объекте, событии, процессе или явлении, необходимые.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Маркетинговые исследования. Понятие МИ Маркетинговые исследования - это деятельность, которая связывает потребителя, покупателя, общество с маркетинговыми.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
МОУ «СОШ 59» город Барнаул, Работа с одарёнными учащимися МОУ «СОШ 59» НОУ 2.
Краткая характеристика методов научного исследования.
Транксрипт:

Программа прикладного исследования и методы сбора социальной информации Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 03 Токарев В.В.

2 Цель лекции: Дать представление о структуре и содержании программы прикладного социологического исследования. Познакомиться с методами сбора первичной социальной информации, областями их применения и ограничениями. План лекции: Структура программы социологического исследования. Формулировка цели и задач исследования – один из наиболее важных моментов в разработке программы. Методы получения информации в рамках прикладного исследования. Анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос – основные группы методов социологического исследования. Основные опросные методики. Современные технологии и их использование при организации опросов. Применение опросов при проведении количественных и качественных исследований. План лекции и логика изложения

3 Программа прикладного исследования Программа прикладного социологического исследования Проект выборки и ее обоснование Выбор методов анализа информации Обоснование методов сбора информации Объект и предмет исследования Основные понятия исследования Цель и задачи исследования Процедурная часть программы Методологическая часть программы Разработанная система гипотез Инструментарий, план, бюджет проекта

4 Цель и задачи исследования Формулировка цели исследования: Цель исследования представляет собой «модель результата». Достичь цели исследования – значит, получить желаемый результат. Не должна формулироваться как «решение социальной проблемы» - это не в силах исследователя. Должна формулироваться как «получение информации, необходимой для решения проблемы» или «разработка рекомендаций по решению проблемы». Задачи исследования: Представляют собой «микроцели» (рабочие цели), на которые «разбивается» основная цель исследования. Решение всех выделенных задач «автоматически» приводит к достижению цели исследования. Система задач, должна быть полна и непротиворечива. Если хотя бы одна из задач не решена – цель не достигнута.

5 Цель и задачи исследования

6 Соотношение цели и задач Цель – «анализ восприятия ситуации»: Оценка восприятия ситуации в экономической, политической, социальной, экологической и т.д. сферах. Оценка восприятия ситуации на уровне семьи, двора, района, города, региона и т.д. Цель – «оценка эффективности коммуникаций»: «Охват коммуникациями» (знание). «Восприятие коммуникаций» (понимание и отношение). «Влияние коммуникаций» (изменение поведения). Цель – «оценка удовлетворенности»: Оценка удовлетворенности по компонентам / сферам. Оценка удовлетворенности по уровням восприятия. Цель – «характеристика поведения»: Выделение и описание различных моделей поведения. Описание причин и факторов, влияющих на поведение.

7 Основные методы исследования Техники сбора информации Наблюдение Социальный эксперимент Опросные методики Анализ документов Анкетный опрос Техника интервью Традиционный анализ Контент-анализ Полевое и лабораторное Включенное и невключенное Открытое и латентное Формализованное и неформализованное Частичная классификация по технике сбора информации.

8 Особенности метода наблюдения Метод наблюдения. Метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования. Основное назначение метода. Получение объективной информации, которая доступна восприятию наблюдателя. Регистрация этой информации в виде признаков (категорий). Определение их повторяемости и типичности. Объект наблюдения. Социальная общность, коллектив, группа, индивид, их состояние. Ситуация, среда. Предмет наблюдения. Признаки, свойства, факторы деятельности наблюдаемого объекта.

9 Результаты наблюдения

10 Инструментарий для наблюдения

11 Особенности анализа документов Метод анализа документов. Метод систематического анализа документов, направленный на получение информации, значимой для целей исследования. Основные задачи возможности. Извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа). Определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования. Выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Документ как объект анализа. Специально созданный материальный предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Анализ документов может быть как количественным (контент- анализ), так и качественным (традиционный анализ) методом.

12 Традиционный анализ документов Традиционный анализ - «читать и думать…» Пример традиционного анализа документов – анализ транскриптов (стенограмм) фокус-групповых дискуссий.

13 Традиционный анализ документов …И выделять закономерности в содержащейся информации… На основании анализа высказываний участников фокус-групп составляется аналитический отчет.

14 Контент-анализ документов Контент-анализ документов - «читать и считать…» Пример контент-анализа документов – мониторинг СМИ. Контент-анализ –метод количественного анализа документов.

15 Контент-анализ документов Метод семантических сетей как метод контент-анализа текстов. Позволяет анализировать структуру и содержание текстов. Автоматизируется с использованием программных средств.

16 Особенности опросных методик Метод опроса. Метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения интервьюера и респондента путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом. Основное назначение метода. Получить социальную информацию о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также отраженную в сознании опрашиваемых информацию о фактах, событиях, оценках, связанных с их жизнедеятельностью. Объект опроса. Социальная общность, группа, коллектив, индивид. Предмет наблюдения. Субъективно-оценочная информация, выраженная в мнении респондентов и характеризующая их социальное поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их жизни.

17 Типология опросных методик Методы социологического опроса Почтовые панели Анкетирование в on-line панелях CATI-интервью Личные CAPI / CAWI интервью Почтовые / прессовые опросы Анкетирование (самозаполнение анкет) Телефонные интервью Личные (face-to-face) интервью Почтовые опросы Традиционные (PAPI) анкеты «Традиционный» опрос по телефону Традиционные (PAPI) интервью Индивидуальные и групповые методы опроса Количественные и качественные методы Опросы экспертов и «индивидуальных» респондентов

18 Методика интервью Метод интервью. Проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой интервьюер фиксирует ответы респондента. Формализованное интервью. Беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. Именно формализованное интервью является основным методом количественного исследования. Фокусированное интервью. Подробное обсуждение какого-либо предмета (или темы), с которым респондент был заранее ознакомлен, предусматривающее получение ответов на фиксированный круг вопросов (метод качественного исследования). Свободное (глубинное, неформализованное) интервью Длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов с минимальной детализацией поведения интервьюера (метод качественного исследования).

19 Личное формализованное интервью Область применения PAPI. Основной метод сбора данных в репрезентативных количественных исследованиях. Реализация метода. Бланк интервью является «бумажным». Интервьюер зачитывает вопросы респонденту и фиксирует его ответы на бланке. С бланков интервью ответы вводятся в ЭВМ и обрабатываются. Ограничения метода. Высокая стоимость. Сложность контроля. Низкий Response Rate, большое число отказов.

20 CATI-интервью CATI (Computer Assisted Telephone Interview). Основной метод сбора данных в экспресс-опросах в НП с высоким уровнем телефонизации. Реализация метода. Выполняются операторами по телефону. Используются специальные программные средства. Данные поступают непосредственно в общую БД. Ограничения метода. Невозможно предъявить визуальные материалы. Не пригоден для длительных интервью и узких целевых групп.

21 Программные средства CATI / CAPI Список звонков Выполнение квот Новый звонок Окно звонка Начать интервью

22 Программные средства CATI / CAPI Текст вопроса Инструкция оператору Список вариантов Поле ввода ответов Кнопки управления Выбор вариантов и управление осуществляется как с помощью мыши, так и с помощью клавиатуры

23 Методика оn-line-исследований Компании-провайдеры Рекрутируют респондентов Обеспечивают программирование и хостинг анкет. Обеспечивают стимулирование респондентов. Респонденты. Регистрируются в панели. Заполняют анкеты, ссылки на которые получают по почте. Получают вознаграждение. Клиенты. Имеют возможность снизить расходы на полевые работы. Получают возможность наблюдать за ходом опроса в «реальном времени».

24 Методика оn-line-исследований Целевая аудитория сайта omirussia.ru – реальные и потенциальные клиенты. Целевая аудитория сайта anketka.ru – реальные и потенциальные панелисты.

25 Особенности on-line панелей «Замотивированность» респондентов. Высокая скорость (3-5 дней) и Response Rate (50%+). Какими мотивы движут респондентами, принимающими участие в online панелях? Респондентам платят за участие в панелях. Хорошо это или плохо? Для кого хорошо и для кого плохо? Специфика состава участников панели. Репрезентативность – можно ли ее обеспечить? А нужно ли ее обеспечивать и (если нужно) то какую и когда? «Самозаполнение» анкет. Исследование происходит без участия интервьюера. Хорошо это или плохо? Для кого хорошо и для кого плохо? «Прозрачность» полевого этапа исследования. Заказчик имеет возможность следить за «ходом процесса». Хорошо это или плохо? Для кого хорошо и для кого плохо?

26 Метод фокус-группового интервью Фокус-группы – качественный метод исследований. Используется для получения ответов на вопросы «почему», «зачем», «каким образом». Реализация метода. Принимает участие 7-9 человек. Ведет дискуссию специально подготовленный «модератор». Длительность дискуссии – часа. Техническое сопровождение. Ведется видео- и аудиозапись дискуссии. Клиенты могут наблюдать за дискуссией через «стекло Гизелла» или on-line. Видеозапись транскрибируется.

27 Метод фокус-группового интервью

28 Особенности эксперимента Социальный эксперимент. Метод изучения социальных явлений, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют его развитие. Основное назначение. Выявление информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении знания о закономерностях и тенденциях социальных процессов. Логика эксперимента. Внесение изменений в сложившиеся отношения. Контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп. Анализ и оценка результатов этого влияния. Контрольная группа. Группа индивидов, в которую не вводятся экспериментальные стимулы. При проведении эксперимента контрольная группа используется для сравнения.

29 Хоторнский эксперимент Хоторнский эксперимент ( годы, США). Общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой ученых под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Результаты эксперимента: Социальная жизнь трудящегося в сфере крупного индустриального производства получает свою содержательную структуру и значимость именно в его профессиональной сфере и на ее основе. Позиция рабочего в социальной структуре предприятия, характеризующая его статус, по крайней мере, столь же важна, как и размер заработной платы. «Самочувствие» рабочего в производственном процессе есть не «факт», а «симптом».

30 Типология исследований Прикладные социологические исследования Выборочные исследования Монографические исследования Сплошные исследования Мониторинговые исследования Лонгитюдные исследования Разовые (ad-hoc) исследования Качественные исследования Комплексные исследования Количественные исследования Дескриптивные) исследования Аналитические исследования Разведывательные исследования Классификация по типу выборки Классификация по периодичности проведения Классификация по специфике целей проекта Классификация по характеру системы гипотез

31 Контрольные вопросы Какие разделы входят в методологическую и процедурную части программы исследования? Как определяется цель исследования и его задачи? Какие требования предъявляются к формулировке задач исследования? Какие методы относятся, по преимуществу к количественным, а какие – к качественным исследованиям? Каким образом влияют новые технологии на традиционные методики сбора информации в прикладных исследованиях? Что такое online-панели, какова их область применения и ограничения? Почему фокусированные групповые интервью относятся к числу методов качественных исследований? Каковы основные признаки эксперимента как метода исследования?

32 Литература по теме занятия Белановский С.А. Метод фокус–групп. М.: Издательство Магистр, с. Дулина Н. В., Токарев В. В. Элементы прикладной социологии. Часть I: Учебное пособие / ВолгГТУ - Волгоград, – 142 с. Дулина, Н. В. Основы прикладной социологии: учеб. пособие / Н. В. Дулина, И. А. Небыков, В. В. Токарев / ВолгГТУ. – Волгоград, –155 с. Дулина Н. В., Небыков И. А., Ситникова О. И. Практикум по социологии: Учебное пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, – 132 с. Мельникова О.Т. Фокус-группа в маркетинговом исследовании. Методология и техники качественного исследования в социальной психологии: учеб. пособие. - М.: ИЦ «Академия», с. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г. В. Осипов. – М.: КомКнига, – 480 с. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией Г. В. Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА ИНФРА М, – 672 с. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов; изд. 2-е, перераб и доп. – М.: Наука, – 248 с. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов – М.: «Добросвет», Книжный дом «Университет», – 596 с.