Культура России XVIII в. Подготовила ученица 10 «А» класса Ломакина Света.
Образование. Проблемы: Падение уровня грамотности простого народа; Отмирание традиционной формы обучения; Отмирание традиционной формы обучения; Сословный характер образования. Сословный характер образования. Совершенствование системы образования. Совершенствование системы образования. Создание системы народного просвещения. Создание системы народного просвещения. 1755г- основание Московского университета (бессословность) 1786г- утверждение Устава народных училищОткрытие: Малых училищ (в уездных городах) Необходимый минимум образования(чтение, письмо, арифметика, грамматика) Главных училищ (в губернских городах) Изучение основ геометрии, механики, физики, истории, географии. 1788г - Открытие Главного народного училища Выпускает учителей для малых и главных училищ. НО! Просвещению уделяется очень мало внимания и средств. Малое кол-во учащихся в училищах (конец XVIII в- 20 тыс. ч. из 37 млн. жителей)
Книгоиздание. Книга всё больше воспринимается как источник знания и удовольствия. Н. И Новиков. Обращение к книге в дворянском обществе становится общепринятым. Важнейшую роль в этом процессе играет Николай Иванович Новиков (писатель, критик, книгоиздатель). - Издание сатирических журналов- «Трутень», «Живописец» и др. - Занятие книгоиздательским делом в типографии. Публикация разнообразной литературы: сочинения писателей, сборники исторических документов, учебники и др. -Открытие книжных лавок как в Москве и Петербурге, так и в провинциях. 1783г – Указ «О вольных типографиях» Книгопечатание распространяется в провинции. Широкое распространение книги.
Наука. Начинается самостоятельная работа русских ученых. М. В. Ломоносов. Определяющей фигурой русской науки становится М. В. Ломоносов. - Открытие и обоснование закона сохранения материи и движения; - Доказал существование атмосферы на Венере; - Новатор во многих областях техники и технологии (совершенствование горного дела и металлургии, получение солей и т. д); - Первый русский академик; - Развитие исторической науки. В.Н. Татищев: четырехтомный труд «История России с древнейших времен» Успехи в географии, этнографии и естествознании. 1745г- «Атлас Российской империи» Экспедиции 60-70х годов (П.С Паллас, С.Г. Гмелин, И.И. Лепёхин) Самоучки-изобретатели: И.И. Ползунов: 1765г- создание паровой машины. И. П. Кулибин: приборы и инструменты. Интенсивное развитие науки. И.И. Ползунов И.И. Ползунов
Общественная мысль. Влияние идеологии «просвещенного абсолютизма» Влияние идеологии «просвещенного абсолютизма» (Разработанная Екатериной II) -Государственная власть как главная и единственная реальная сила, действующая на общую пользу(так же на благополучие страны, вне зависимости от сословий и достатка). -Глава государства- «мудрец на троне», правящий по справедливым законам. -Общественная поддержка -Медленное, но постоянное усовершенствование во всех сферах жизни. НО! В действительности: Цинизм в государственной практике. Высокие слова не соответствуют делам. «Блаженство» обеспечивается только дворянству за счет основного населения. Екатерина II Несоответствие официальной идеологии и действий при решении проблем в действительности.
Общественная мысль. Н. И. Новиков. Н. И. Новиков. Самый яркий представитель просветительской оппозиции Екатерине II. «Трутень» Пишет о жестокости и насилии помещиков над крестьянами; обличает и высмеивает придворных за их невежество и высокомерие. А. Н. Радищев Революционер. 1790г- «Путешествие из Петербурга в Москву» Определил, что крепостное право - страшное зло. С одобрением писал о сопротивлении угнетённых, об убийстве помещиков. М. М. Щербатов. Князь, русский мыслитель. Сочинение «О повреждении нравов в России»( ) пренебрежение к знатным родам считал пороком Считал, что оздоровить общество должно возвышение родовитой знати и укрепление религиозных устоев.
Художественная культура. Русская художественная культура сохраняет яркие национальные черты. Литература. Литература. Влияние классицизма (подражание образцам классической древности-античности). -В центре внимания - государственная власть, цари и полководцы. -Персонажи - не живые люди, а абстрактные фигуры, воплощавшие либо добро, либо зло. -Сюжет строится по канонам(строгим правилам, которые нельзя нарушать). Рубеж XVIII-XIXвв. – формирование сентиментализма (противоположное классицизму). -В центре внимания - переживания обычного человека, его чувства, вызывающее сочувствие. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Драматургия. Основоположник – А.П. Сумароков. XVIIIв – Русская драматургия достигает вершин в «низком» жанре комедии. Например, Д.А Фонвизин пишет «Бригадир», «Недоросль», производящих фурор в обществе. Обличие пороков дворянства: невежества, высокомерия, …
Художественная культура. Портретная живопись. Портретная живопись. Д. Г. Левицкий. Серия портретов воспитанниц Смольного института. Ф. С. Рокотов Портрет А. П. Струйской. В. Л. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной.
Художественная культура. Скульптура. Скульптура. Ф. И. Шубин. Бюст Павла I. Ф. И. Шубин. Бюст М. В. Ломоносова.
Художественная культура. Барокко. -Торжественность; -Пышность; -Обилие декоративных деталей. Архитектура. Архитектура. В. В. Растрелли. Зимний Дворец. Классицизм. (Вторая половина XVIIIв.). -Разумная, естественная простота и внутренняя гармония. В. И. Баженов. Пашков дом в Москве. И. Е. Старова. Таврический дворец в Петербурге.
Вывод о культуре XVIII в. Радикальный переворот. Радикальный переворот. Своеобразие, несмотря на воздействие западной культуры; Множество талантливых деятелей, способствовавших подъему культуры; Восприятие того лучшего, что было наработано на протяжении веков. + - Культура привилегиров- анных слоёв. -Культура недоступна и непонятна основной массе населения; - «Просвещённое дворянство» не интересовалось народной культурой, которая обретала местный, бытовой характер.
Список использованной литературы. История России XVIII-XIX вв. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Левандовский Л. Н. Москва: Просвещение 2009 г. Стр hp hp 18-veka.html 18-veka.html