Введение Административное убеждение и принуждение одни из основных государственных методов социального управления. Сочетание убеждения и принуждения в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ Работу выполнила: Дианова Татьяна, у-31.
Advertisements

Административное право. Административное право (administratio – управление) считается одной из ведущих отраслей российского права.
Выполнил: Чрагян П.А. студент группы ВЗБ5ЮР-13. отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных.
Виды мер административного принуждения различаются: По характеру и специфике правонарушения: - меры психического воздействия; - меры физического воздействия;
А ДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Выполнила: Семендеева Наталья, группа Пм-21.
Понятие административного принуждения. Метод реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления, способом целенаправленного воздействия.
Право в системе социальных норм. «Право» в современной науке используется в нескольких значениях: 1) Право, как социально-правовые притязания людей (естественное.
Основы права Занятие 4. План урока. 1.Понятие юридической ответственности. 2.Виды юридической ответственности. 3.Основания и принципы юридической ответственности.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Коробова Е.В. Основы теории права Право в системе социального регулирования.
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага. личной свободы и общего блага.
Право в системе социальных норм.. Право Система норм установленных государством закрепляющих общественный и государственный строй охраняемых государством.
Исполнительная власть и государственное управление.
Уголовная ответственность. НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Санкт - Петербург 2014 Выполнил студент 1 курса Винская М. А. Группа 1440 Проверила : Гокинаева И. А. Федеральное государственное автономное образовательное.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению.
Уголовное право. Понятия и категории уголовного права.
Социальная норма – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.
Основные отрасли права Гаража НВ. Возникновение права 4 Пправо,как и государство,является продуктом общественного развития. 4 Оно возникает вместе с государством,
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Транксрипт:

Введение Административное убеждение и принуждение одни из основных государственных методов социального управления. Сочетание убеждения и принуждения в праве - важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении и убеждении. Убеждение в основном рассматривается, как склонение к определенной деятельности без силового давления через позитивные юридические средства - субъективные права, законные интересы, льготы и пр. Принуждение является более жестким методом воздействия, которое ограничивает свободу выбора, действия, путем установления конкретных санкций за нарушение предписанных правил и осуществляется в строго правовой форме, т.е. применение тех или иных санкций возможно только в той мере, которая определена нормой закона и с соблюдением процессуальных формальностей. Вообще в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: В данной работе будет рассматриваться административное принуждение, т.к. оно играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), его использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Целью данной работы является более подробное рассмотрение механизмов принуждения и убеждения, их форм, классификаций, характерных особенностей и т.д. 1. Дисциплинарное2. Гражданско-правовое3. Уголовное4. Административное

Понятие убеждения и принуждения Административно-правовое регулирование принуждения и убеждения относятся к числу неразработанных проблем в современной юридической литературе. До недавнего времени основное внимание было уделено соотношению убеждения и принуждения в советском праве и в государственном управлении [1]. Ведущим, главным методом государственного управления и борьбы [1] с правонарушениями, включая административные проступки, являлся метод убеждения. "Метод психического воздействия на сознание и поведение граждан, проявляющийся в широком комплексе воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий, применяемых в целях обеспечения правомерности поведения, обеспечения организованности и дисциплинированности людей во всех сферах общественной жизни в период зрелого социализма" [2]. [2] метод убеждения это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения. убеждение – это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д. формы убеждения обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование и т. д.

Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т. п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений, укрепления государственной дисциплины. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т. п., в классовом обществе на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти 3 Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. В редких случаях принуждение может применяться не в связи с противоправным поведением какого-либо субъекта права, а в связи с государственной необходимостью. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.

метод принуждения это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер. административ ное принуждение является вспомогательным методом государственного управления, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом государственного управления (его должностным лицом). характерные особенности административное принуждение применяется в государственном управлении для охраны общественных отношений, возникающих в этой сфере государственной деятельности; механизм правового регулирования административного принуждения устанавливает основания и порядок применения соответствующих принудительных мер; порядок применения принудительных мер регулируется, как правило, нормами административного права, включающими в себя нормы административного законодательства или административно-правовые нормы актов исполнительных и распорядительных органов; применение административного принуждения - это результат реализации государственно-властных полномочий органов государственного управления и лишь в исключительных, установленных законодательством случаях такие меры могут применять суды (судьи);

Административное принуждение применяется на основании административно-процессуальных норм. Цель административного принуждения – заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т. е. применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для их предупреждения, пресечения. Административное принуждение используется для: предупреждение совершения правонарушений прекращение административных проступков привлечение в административной ответственности Следует отметить и то обстоятельство, что метод принуждения всегда выражается в прямом воздействии на волю управляемой стороны. Метод убеждения чаще всего проявляется в косвенном воздействии на волю управляемой стороны. Однако в некоторых случаях он может выражаться и в прямом воздействии на управляемую сторону (например поощрение).

Однако четкой границы между принуждением и убеждением нет. любое управленческое воздействие управляющей стороны на управляемую понуждает к чему-либо не любое понуждение следует относить к методу принуждения в государственном управлении

В отличие от метода убеждения метод принуждения (как крайнее средство достижения цели управления) урегулирован нормативно-правовыми актами более детально. Следовательно, метод управления, не подпадающий под определение метода принуждения, и будет являться методом убеждения. Основной отличительной особенностью метода принуждения является то обстоятельство, что в процессе его применения в обязательном порядке ущемляются права, свободы, законные интересы тех субъектов права, в отношении которых применяется принуждение. Как было отмечено, принуждение может выражаться только в предусмотренных нормативно-правовыми актами специальных мерах психического, физического или материального воздействия. В отношении мер физического или материального воздействия к субъекту права, ущемляющих его права, свободы и законные интересы, проблем на практике, как правило, не возникает. Ошибочно отнести такие меры к методу убеждения крайне затруднительно. Большинство проблем в разграничении двух методов возникает при осуществлении психического воздействия на управляемую сторону, поскольку психическое воздействие обычно осуществляется в устной форме и может быть как мерой принуждения, так и формой реализации метода убеждения. Различие двух методов в этом случае определяется именно признаком ущемления прав, свобод и законных интересов субъектов права, имеющихся у него исходя из норм права, определяющих его административно- правовой статус. Если от психического воздействия на субъект права такое ущемление его прав происходит – это есть не что иное, как метод административного принуждения, если нет – метод убеждения.

в процессе применения метода принуждения в обязательном порядке ущемляются права, свободы, законные интересы тех субъектов права, в отношении которых применяется принуждение в процессе убеждения ущемления прав не происходит

Следует, однако, иметь в виду, что сами убеждение и принуждение, равно как и их сочетание, не являются специфически юридическими явлениями и категориями. Убеждение и принуждение универсальные методы функцио­нирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов обычаям, нрав­ственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам. Отличительная особенность убеждения, принуждения и их сочетания в праве состоит в том, что они связаны с регламентируемой правовыми нормами деятельностью государства, правовыми формами выполнения им своих функций. Лишь тогда убеждение и принуждение становятся государствен­ными, т. е. такими, за которыми стоит аппарат государства, и приобретают вследствие этого юридический характер, когда они используются в качестве средства, метода осуществления правом своей роли официально- властного регулятора общественных отношений. В этой ипостаси убеждение и принуждение выступают как двуединый метод, основное средство охраны норм права от нарушений, достижения постав­ленных перед ними целей не в отдельности, не порознь, не в случайной, произвольной связке, а в органическом, внутренне согласованном, разумном сочетании. Только в этом случае они будут действенными, эффективными. Трудно согласиться с давно бытующим мнением некоторых ученых, согласно которому правовые нормы «охраняются силою общественного убеждения и мерами государственного принуждения» 4. Приведенное утверждение исходит из предположения, будто в средствах, способах охраны права существует некое искусственное разграничение прерогатив: убеждение компетенция лишь общественных организаций, принуждение только государства. В действительности же меры убеждения, воспитания, организации так же, как и меры принуждения, применяются в целях охраны норм права от нарушений и государственными органами, и общественными организациями. Однако различие состоит в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические методы правового регулирования, а во втором как обще-социальные, морально-этические, корпоративные и т. п. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений.

Особенность государственного принуждения в отличие от принуждения, осуществляемого той или иной общественной организацией, состоит в том, что последнее не нуждается в правовом урегулировании и включает в себя различные меры общественного воздействия, тогда как первое осуществляется на основе соответствующих юридических норм специально управомоченным на то государственным аппаратом. В различных по характеру государствах (демократических или тота­литарных) и соответствующих правовых системах соотношение между убеждением и принуждением в праве существенно различается. В различной исторической обстановке данное соотношение может быть не вполне одинаковым и у демократических государств. Для права современной России, развивающейся в направлении форми­рования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой некоторое сужение сферы применения государственного принуж­дения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового регулирования вообще. Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово- налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охва­тываемых регулирующим воздействием юридических норм, возрастает. Сообразно этому повышается роль права в реформировании различных сторон жизни общества, особенно в сферах развития и охраны прав и свобод граждан, рыночных отношений и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация административного принуждения по видам, поскольку это дает возможность осознать сущность разнообразных средств принуждения, применяемых в государственном управлении, их цели и взаимосвязи, обеспечить эффективное воздействие на правонарушителей, решать вопросы привлечения их к ответственности. Характер конкретных общественных отношений требует свойственной только им защиты.

Средства для обеспечения правопорядка: использование средств предупреждения правонарушений пресечение правонарушений наказание за совшенные правонарушения

а) меры административного предупреждения (административно-предупредительные); б) меры пресечения правонарушений; в)административные взыскания. В юридической науке сложилась следующая классификация мер административного принуждения :

Наиболее типичными являются такие средства административного предупреждения: а) требование прекращения отдельных действий ; б) проверка документов в) осмотр вещей и личный досмотр г) временное ограничение или запрещение доступа граждан к отдельным участкам местности или объектам с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны здоровья людей д) ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных путей при возникновеннии угрозы общественной безопасности е) закрытие участков государственной границы ж) осуществление административного надзора за лицами, в отношении которых он установлен, а также контроля за осужденными за уголовные преступления в случаях применения наказаний, не связанных с лишением свободы; з) учет и официальное предупреждение лиц; и) право вхождения на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, жилые и иные помещения граждан; к) введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях; л) медицинский осмотр лиц и осмотр санитарного состояния предприятий общественного питания; м) реквизиция имущества; н) контроль и надзорные проверки.

Применение этих мер законодательно регламентировано. Противоправное поведение может проявляться в конкретном административном правонарушении либо в неоднократных, систематических противоправных действиях, антиобщественном поведении отдельных лиц. Это предопределяет необходимость применения государственными органами или должностными лицами к определенным субъектам разнообразных мер пресечения антиобщественных действий или административных проступков. Среди мер административного принуждения меры административного пресечения, используемые в административном порядке, наиболее многочисленны. Их применение обусловлено необходимостью быстрого и эффективного прекращения посягательств на интересы отдельных граждан, государства и общественных объединений.

Заключение В данной работе рассмотрены механизмы убеждения и принуждения в праве. Метод убеждения – это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения. Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов государственного управления, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Метод принуждения – это психическое, физическое или материальное воздействие на сознание и поведение людей, добровольно не желающих соблюдать установленные нормы поведения, в целях понуждения их к должному поведению путем применения специальных мер. Также в работе будет рассмотрено их взаимодействие и отличия. Убеждение и принуждение универсальные методы функцио­нирования любой разновидности общественной власти, осуществления всякого социального управления. Их использование свойственно всем известным разновидностям социальных регуляторов обычаям, нрав­ственным, корпоративным, религиозным и другим социальным нормам.

Список использованной литературы: Административное право: Учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. д.ю.н., проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: ТЕИС Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов., М., Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. М., Крамник А.Н. Курс административного права Республики Беларусь. – Мн.: Тесей, Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно- издательский отдел. Киев, 1979 Попов Л.Л. Убеждение и принуждение. М.: Московский рабочий, Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. Тюмень, Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 1998.